Анализ государственной власти как особой разновидности социальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - анализ государственной власти как особой разновидности социальной власти.

Задачи:

1. Определить понятие и сущность Государственной власти как особой разновидности социальной власти.

2. Рассмотреть формы и методы осуществления Государственной власти.

3. Легитимность и легальность власти.

4. Единство и разделение властей.

Файлы: 1 файл

основной текст.docx

— 170.37 Кб (Скачать)

     Легитимность  является базовым элементом существования  и функционирования государственной  власти, а также закрепления её в обществе.

     Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у государственной  власти, господствующей в той или  иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это  начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев  государственная власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением  власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на страхе последних.

     Иные  отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим  обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

     Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная ее характеристика. Говоря о легитимности,  необходимо обратить внимание на то, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной власти народом, т.е. легитимностью государственной власти. Соответственно, следует различать понятия легитимность власти (общественное признание ее законности) и легальность власти (правовое, формальное ее закрепление). 
 

      1. Единство  и разделение властей.
 

     Одной из важнейших проблем, относящихся  к организации государственной  власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей. Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность.  Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений  между ними с другой.

     Сама  идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих  философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве  он был сформулирован Д. Локком и  развит впоследствии Ш. Монтескье. Он писал: - «Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»12. При этом он указывал на «три ветви власти»: «власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского»13.    При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, о котором говорилось выше, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.).

     В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»14.

     Сама  по себе концепция разделения властей  призвана служить целям демократии в государственном управлении, взаимному  контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства  современных государств, где принята  эта концепция, свидетельствует, что  успешное функционирование ветвей власти невозможно  без их взаимозависимости  и взаимодействия. Поэтому современная  концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение,  взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса  все чаще находит свое отражение  в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти  негде не зафиксирована в четкой формулировке.

     Теория  единства государственной власти и  разделения властей предполагает, что  государственная власть едина в  том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в  целом и что не существует нескольких конкурирующих «государственных властей». Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во - вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.

           Единую государственную  власть осуществляет государственный  аппарат, который представляет собой  систему государственных органов. В рамках этой системы различаются  три подсистемы (относительно самостоятельные  и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви  аппарата государственной власти как  целого. В основе такого разделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту  функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда  по государственному управлению. Имеется  в виду, что государственная власть функционально предназначена для  законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия. Рациональная организация  и разделение труда по государственному управлению порождают государственные  органы, обладающие разной компетенцией. Есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры о праве.

           Концепция единой государственной  власти, отрицающей разделение властей  характерна для диктаторских режимов  Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту - нации, народу, политически господствующему классу, «трудящимся» и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальное единство власти). От имени этого народа власть осуществляется иерархической системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции (организационное единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган, получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а все остальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа, подотчетны ему и подконтрольны. Разновидностью такой идеологии являлась концепция системы Советов, официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции органами управления государственной власти являются только Советы депутатов, вся полнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный и местный Советы. Все остальные органы, создаваемые «Советской властью», не считаются органами государственной власти и делятся на органы государственного управления, суды и прокуратуру.

     Рассмотренная конструкция отрицает ценность разделения властей исходя из ложной посылки, что существует некая «власть народа», которая сама по себе представляет абсолютное политическое благо.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной курсовой работе феномен государственной  власти рассматривался с разной высоты теоретического изучения, а именно:

- как  особый политический институт, организация,  осуществляющая публичную политическую  власть, или аппарат этой власти;

- как  аппарат государственной власти, совокупность властных органов  и должностных лиц и их отношения,  связи между ними;

- как  систему государственных институтов, органов законодательной, исполнительной  и судебной власти.

     Исследование  природы государственной власти показало, что государственность  должна оставаться основной ценностью  гражданина России. С твердой государственной  властью он связывает надежды  на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных  отношений. Успешное строительство  экономически развитого федеративного  государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти.

     Смысл демократии не в том, что народ  провозглашается источником власти, не в том, что органы государственной  власти объявляют себя органами, через которые народ осуществляет свою власть, а в том, что все полноправные граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым - к формированию государственной воли.

     Среди важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:

- повышение  эффективности законодательного  процесса;

- усиление  результативности в реализации  принятых законов;

- повышение  взаимодействия между различными  ветвями власти;

- совершенствование  законодательной техники и планирования;

- всестороннее  расширение связей между депутатами  и избирателями;

-дальнейшее  развитие и обновление всей  законодательной базы Российского  государства и общества.

     В заключение хотелось бы выразить надежду о том, что законодательные и представительные органы в нашей стране будут вносить  весомый вклад в развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан и процветания нашего Отечества.

 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Конституция РФ : ФЗ от 12.12.1993 // Российская газета.- 1993.- 25 дек.
  2. О судебной системе РФ: ФКЗ от 31.01.1996 № 1-ФКЗ // Российская газета .- 1997.- №3.
  3. По делу о проверке конституционности пункта 2 указа президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 « О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти Российской Федерации» и пункта 2.3 положения о главе адмистрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названым указом: Постановление Конституционного суда РФ от 30.04.1996 №11-П // Собрание законодательства РФ.- 1996.-№19.
  4. Теория государства и права: учебник для вузов и факультетов/С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский, В.И. Леушин и др.- М.: Норма, 2005.- 496 с.
  5. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер.- М.: Прогресс, 1990.- 808 с.
  6. Галузо, В.Н. Власть прокурора в России. Историко-правовое иследоване: Монография / В.Н. Галузо.- М.: Юнити-Дана, 2008.- 559 с.
  7. Иванченко, А.В. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / под общ. ред. А.В. Ивнченко.- М.: Новое издательство, 2005.- 368 с.
  8. Колоколов, Н.А. О праве, суде и правосудии / Н.А. Колоколов.- М.: Юнити-Дана, 2006.- 687 с.
  9. Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В.О. Лучин.- М.: Юнити-Дана, 2002.- 687 с.
  10. Монтескье, Ш.Л. Избранные произведения / Ш.Л. Монтескье.- М.: 1955.- 290 с.
  11. Нечаев, В.Д. Вся политика. Хрестоматия / В.Д. Нечаев, А.В. Филипов.- М.: Европа, 2006.- 440 с.
  12. Тавадов, Г.Т. Этнология: Современный словарь-справочник / Г.Т. Тавадов.- М.: АНО «Диалог культур», 2007.- 704 с.
  13. Тургаева, А.С. Высшие органы государственной власти России. IХ-ХХ вв.: Справочник / Под общ. ред. А.С. Тургаева.- С-Пб.: Издательство СЗАГС; Издательство «Образованпие-Культура», 2000.- 368 с.
  14. Хазагеров, Г.Г. Партия, власть и риторика / Г.Г. Хазагеров.- М.: Европа, 2006.- 48 с.
  15. Чиркин, В.Е. Публичная власть / В.Е. Чиркин.- М.: Юристъ, 2005.- 175 с.
  16. Малый, А.Ф. Государственная власть как правовая категория / А.Ф. Малый // Государство и право.- 2001.- № 3.- С. 94-99.
  17. Чиркин, В.Е. Конституционные проблемы власти народа/ В.Е Чиркин //Государство и право .- 2004.- №9.- С. 5-12.  

Информация о работе Анализ государственной власти как особой разновидности социальной власти