Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 20:04, курсовая работа
Цель данной работы - анализ государственной власти как особой разновидности социальной власти.
Задачи:
1. Определить понятие и сущность Государственной власти как особой разновидности социальной власти.
2. Рассмотреть формы и методы осуществления Государственной власти.
3. Легитимность и легальность власти.
4. Единство и разделение властей.
Легитимность
является базовым элементом
Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у государственной власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев государственная власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народных масс держится, как правило, на страхе последних.
Иные
отношения у народа к власти, изначально
законной, официально признанной самим
обществом и зарубежными
Итак,
признание обществом
Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей. Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. Он писал: - «Что бы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»12. При этом он указывал на «три ветви власти»: «власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского»13. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, о котором говорилось выше, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.).
В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»14.
Сама
по себе концепция разделения властей
призвана служить целям демократии
в государственном управлении, взаимному
контролю властей, препятствовать попыткам
авторитаризма. Однако опыт большинства
современных государств, где принята
эта концепция, свидетельствует, что
успешное функционирование ветвей власти
невозможно без их взаимозависимости
и взаимодействия. Поэтому современная
концепция организационно-
Теория единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих «государственных властей». Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во - вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.
Единую
Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту - нации, народу, политически господствующему классу, «трудящимся» и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальное единство власти). От имени этого народа власть осуществляется иерархической системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции (организационное единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган, получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а все остальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа, подотчетны ему и подконтрольны. Разновидностью такой идеологии являлась концепция системы Советов, официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции органами управления государственной власти являются только Советы депутатов, вся полнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный и местный Советы. Все остальные органы, создаваемые «Советской властью», не считаются органами государственной власти и делятся на органы государственного управления, суды и прокуратуру.
Рассмотренная
конструкция отрицает ценность разделения
властей исходя из ложной посылки, что
существует некая «власть народа», которая
сама по себе представляет абсолютное
политическое благо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе феномен государственной власти рассматривался с разной высоты теоретического изучения, а именно:
- как
особый политический институт, организация,
осуществляющая публичную
- как
аппарат государственной
- как
систему государственных
Исследование природы государственной власти показало, что государственность должна оставаться основной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений. Успешное строительство экономически развитого федеративного государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти.
Смысл демократии не в том, что народ провозглашается источником власти, не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, через которые народ осуществляет свою власть, а в том, что все полноправные граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым - к формированию государственной воли.
Среди важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:
- повышение
эффективности
- усиление результативности в реализации принятых законов;
- повышение
взаимодействия между
- совершенствование
законодательной техники и
- всестороннее
расширение связей между
-дальнейшее
развитие и обновление всей
законодательной базы
В заключение хотелось бы выразить надежду о том, что законодательные и представительные органы в нашей стране будут вносить весомый вклад в развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан и процветания нашего Отечества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Информация о работе Анализ государственной власти как особой разновидности социальной власти