Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры.
Задачи работы:
1. Выявить сущность урока физической культуры как учебно-воспитательного процесса.
2. Изучить основные пути повышения интереса школьников к урокам физической культуры.
3. Наметить основные этапы в подготовке и проведении урока физической культуры в школе.

Оглавление

Введение
Глава 1 .Теоретические и методические основы урока ФК в школе как учебно-воспитательного процесса
1.1 Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса
1.2 Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
1.3 Современные требования к уроку ФК в школе
1.4 Задачи урока физической культуры
1.5 Структура урока физической культуры
Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры в школе
2.1 Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
2.2 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
2.3 Дидактические принципы
Глава 3. Практические аспекты организации и проведения современного урока ФК в школе
3.1 Подготовка учителя к уроку
3.1.1 Физическая нагрузка на уроке
3.1.2 Плотность урока
3.2 Методика проведения отдельных этапов урока физической культуры в школе
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Пензенский Государственный Педагогический Университет.docx

— 47.24 Кб (Скачать)

Пензенский Государственный  Педагогический Университет

им. В.Г.Белинского

Факультет Физической Культуры

Кафедра «Общей педагогики»

Курсовая работа

«Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения»

Костин Александр Евгеньевич

студент 3 курса гр. ФК-32, очного отделения

Научный руководитель:

Резник Е Л.

Пенза 2007 г

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1 .Теоретические и методические основы урока ФК в школе как учебно-воспитательного процесса
    • 1.1 Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса
    • 1.2 Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
    • 1.3 Современные требования к уроку ФК в школе
    • 1.4 Задачи урока физической культуры
    • 1.5 Структура урока физической культуры
  • Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры в школе
    • 2.1 Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
    • 2.2 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
    • 2.3 Дидактические принципы
  • Глава 3. Практические аспекты организации и проведения современного урока ФК в школе
    • 3.1 Подготовка учителя к уроку
      • 3.1.1 Физическая нагрузка на уроке
      • 3.1.2 Плотность урока
    • 3.2 Методика проведения отдельных этапов урока физической культуры в школе
  • Выводы
  • Список литературы

Введение

Актуальность. В  настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в  полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного  отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока  физической культуры в каждой школе  звучит злободневно.

От качества урока  зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся (Велитченко В. К., 1993). И поэтому существует необходимость  в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации  и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность  на учителя, как очень специфичный  вид деятельности педагога, и требует  особого внимания к себе (Холодов  Ж. К., Кузнецов В. С., 2002 и д. р.).

Объект исследования: процесс организации и проведения урока физической культуры в школе.

Предмет исследования: урок физической культуры как учебно-воспитательный процесс в современной школе.

Цель работы: совершенствование  методики подготовки и проведения урока  физической культуры.

Задачи работы:

1. Выявить сущность  урока физической культуры как  учебно-воспитательного процесса.

2. Изучить основные  пути повышения интереса школьников  к урокам физической культуры.

3. Наметить основные  этапы в подготовке и проведении  урока физической культуры в  школе.

Основной метод  нашего исследования - метод изучения и анализ литературных источников.

Гипотеза: предполагается, что благодаря ответственному отношению  к уроку физической культуры и  тщательной подготовки к нему, позволит учителю более успешно и плодотворно  провести урок ФК в школе.

Глава 1 .Теоретические  и методические основы урока ФК в  школе как учебно-воспитательного  процесса

1.1 Основные компоненты  и закономерности учебно-воспитательного  процесса

Учебно-воспитательный процесс является органическим единством  процессов обучения, воспитания и  развития. Его сущность заключена  в передаче педагогами социального  опыта и его усвоения воспитуемыми

посредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общества в образованных людях, способных  решать производственно-экономические, научные и социально-культурные задачи, поставленные историческим временем.

В структуре педагогического  процесса в качестве основных компонентов  выступают обучение и воспитание. Каждый из них, в свою очередь, состоит  из множества других взаимосвязанных  процессов. Так, в обучении выделяют процесс преподавания и процесс  учения, в воспитании - процессы воспитательных воздействий, их восприятие воспитуемыми, самовоспитание и др. К компонентам педагогического процесса относятся цель, задачи, содержание, средства, методы и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также педагогические условия и результаты педагогического процесса.

Направленность  учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей  цели воспитания человека. Исходя, из нее  определяются частные цели и задачи обучения и развития, а также его  содержание. Цели и содержание - важнейшие  компоненты педагогического процесса. Они определяются социальным заказом  и являются планируемым результатом  педагогической деятельности. Общая  цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание. Все компоненты УВЧ тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных  задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенных представлений, опирающихся на соответствующие  знания.

1.2 Урок как  основная форма учебно-воспитательной  работы в современной школе

«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной  работы, внеклассных и внешкольных  занятий и общественно полезного  труда. Основной формой организации  учебно-воспитательной работы в школе  является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы.

Это указание в  полной мере относится к работе по физическому воспитанию в школе. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся.

Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин.). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который  предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего  физического воспитания учащихся.

Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной  работы и выполнения учащимися различных  заданий учителя, связанных с  совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Эти задания  учащиеся выполняют дома или в  секциях. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных  личных или групповых занятий  учащихся.

Из кратких  бесед учителя на уроках учащиеся узнают о задачах и значении физической культуры и спорта, о достижениях  спортсменов. На уроках они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается  интерес к гимнастике, спорту и  играм. Все это содействует вовлечению детей в секции и команды, привлекает к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. Следовательно, урок является основой  для всей внеклассной массовой и спортивной работы с учащимися.

Физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых  на уроках физической культуры, очень  много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в  повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы  учащиеся привыкли к использованию  средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.

Всему этому дети учатся, прежде всего на уроках физической культуры.

Как по содержанию, так и по организации уроки  физической культуры имеют специфические  особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а  это создает особые условия для  организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных  условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для  выполнения упражнений и входить  в многообразное взаимодействие друг с другом. Кроме того, учитель  может сознательно изменять обстановку на уроке, когда дети неожиданно для  себя и других вынуждены действовать  в полной зависимости от коллектива.

Уроки физической культуры отличаются большим многообразием  двигательных ощущений, воздействующих на организм учащихся. Поэтому здесь  больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к учащимся.

Все эти особенности  усиливают ответственность учителя  за проведение уроков физической культуры.

1.3 Современные  требования к уроку ФК в  школе

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим  требованиям:

а) иметь определенные задачи - общие, выполнение которых  должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и  частные, выполняемые в течение  одного взятого урока;

б) быть правильно  методически построенным;

в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и  в то же время иметь свою целостность  и законченность; одновременно с  этим он должен в значительной степени  предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

г) соответствовать  по своему содержанию, определенному  составу учащихся в отношении  возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему  физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;

ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;

з) носить воспитывающий  характер.

1.4 Задачи  урока физической культуры

Результаты педагогического  процесса в физическом воспитании зависят  от качества учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках. Это достигается  последовательным решением задач, положенных в основу каждого урока.

Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей  выполнению физических упражнений, предусмотренных  программой, в совершенствовании  изученных упражнений, а также  в развитии умений и навыков применять  изученные упражнения в изменяющейся обстановке. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному  изучению всего учебного материала  программы. Для разрешения одних  образовательных задач необходимо относительно длительное время (ряд  последовательных уроков), а для  решения других - достаточно лишь одного урока.

К образовательным  задачам относится также получение  детьми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правильном выполнении физических упражнений.

Выполнение образовательных  задач обычно сочетается с решением воспитательных и оздоровительных  задач. На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение  к имуществу, а также чувство  дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны решаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих  костюмах, необходимое санитарно-гигиеническое  состояние мест занятий, проведение уроков на открытом воздухе - все это  создает благоприятные условия  для решения оздоровительных  задач.

1.5 Структура урока  физической культуры

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока.

Под структурой урока  понимается ориентировочный план, которым  можно пользоваться как основой  при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю  в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала  и определении возможной нагрузки на уроке.

Построение урока  зависит от поставленной задачи, которая  определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.

Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий  учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.

Решение любых  педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной  деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.

И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки организма  к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педагогике постепенность и тренировка - основное физиологическое правило.

Это указание обязывает  учителя решать педагогические задачи, требующие значительных усилий со стороны  занимающихся, не в начале урока, а  в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока  требует и соответствующей организационной  подготовки занимающихся, создания у  них необходимого настроения и желания  приступить к выполнению этих задач.

После того как  проведена необходимая организационная  подготовка учащихся и выполнено  Павловское «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим  напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма и, как  правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход состоянию покоя. Поэтому  в построении урока отражается постепенный  переход к состоянию покоя  и организованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого  урока различаются три части; первая часть - организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных  задач урока, условно называется вводной; вторая часть - направлена на выполнение основных задач урока, условно  называется основной; третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.

Информация о работе Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения