Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры.
Задачи работы:
1. Выявить сущность урока физической культуры как учебно-воспитательного процесса.
2. Изучить основные пути повышения интереса школьников к урокам физической культуры.
3. Наметить основные этапы в подготовке и проведении урока физической культуры в школе.

Оглавление

Введение
Глава 1 .Теоретические и методические основы урока ФК в школе как учебно-воспитательного процесса
1.1 Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса
1.2 Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
1.3 Современные требования к уроку ФК в школе
1.4 Задачи урока физической культуры
1.5 Структура урока физической культуры
Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры в школе
2.1 Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
2.2 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
2.3 Дидактические принципы
Глава 3. Практические аспекты организации и проведения современного урока ФК в школе
3.1 Подготовка учителя к уроку
3.1.1 Физическая нагрузка на уроке
3.1.2 Плотность урока
3.2 Методика проведения отдельных этапов урока физической культуры в школе
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Пензенский Государственный Педагогический Университет.docx

— 47.24 Кб (Скачать)

Игры во вводной  части урока применяются, как  правило, организующие, с элементами строя, не вызывающие резкого возбуждения.

Частично вводная  часть урока может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гимнастических перестроений.

Построение и  проведение вводной части урока  в известной степени зависит  от условий, в каких будут проходить  занятия.

Если уроки  проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает  еще одна, дополнительная задача - хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается количество обще-развивающих  упражнений, темп выполнения предлагается более быстрый и времени на вводную часть урока затрачивается несколько больше.

Основная часть  урока. Резкой границы между вводной  и основной частью урока нет.

Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной.

Само название, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока.

В основную часть  урока можно включить любой программный  материал.

Обще-развивающие  упражнения применяются здесь как  для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений.

Упражнения с  предметами и для осанки могут  быть включены для решения частной  задачи - овладения этими видами движения.

Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражнения в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, переползание вводятся в  основную часть урока для решения  конкретных педагогических задач, а  также с целью значительного  физиологического воздействия.

На уроках всегда проводятся подвижные игры. Они обычно включаются в основную часть урока. С учащимися 1 - 2 классов в течение  урока чаще всего проводятся две  игры, при этом одна обязательно  в основной части, а другая может быть и в основной и других частях.

С учащимися третьих  классов, как правило, проводится одна игра (в одной из частей урока).

В основной части  урока проводятся игры, требующие  большой подвижности участников (с бегом, прыжками, метаниями, лазаньем и д.р.).

Для разностороннего  воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырех видов физических упражнений. Для учеников 1 и 2 классов  необходимо большее многообразие и  более частая смена движений, поэтому  в основную часть обычно включают три - четыре вида упражнений. С учениками  третьих классов проводится два - три вида упражнений, так как  от них требуется уже более  точное выполнение движений, и они  затрачивают больше времени на разучивание  и освоение.

Большое значение имеет правильное расположение практического  материала внутри основной части.

В начале основной части изучается новый материал и упражнения, требующие наибольшего  внимания и точности выполнения (например, упражнения в равновесии предшествуют знакомым играм).

Упражнения, связанные  со значительной нагрузкой на организм, проводятся после упражнений с меньшей  нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания нагрузки.

Например, если в  основную часть урока включено метание  в цель и игра с бегом, то в начале проводится метание, а потом игра.

Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый  материал не включается в основную часть урока, то совершенствование  пройденного начинается с менее  знакомых упражнений. Например, при  совершенствовании умений в лазанье  по гимнастической стенке способом, с  которым учащиеся были ознакомлены  на предыдущих двух - трех уроках, и  в прыжках в высоту способом «согнув  ноги», с которыми учащиеся знакомы  значительно раньше, в начале проводятся упражнения в лазанье, а потом  прыжки.

Для совершенствования  двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части  урока практикуется усложнение условий  выполнения упражнений.

Упражнения, которые  быстро и сильно повышают эмоциональное  состояние детей (прежде всего игры), проводятся в конце основной части  урока. Это делается для того, чтобы  повышенное эмоциональное состояние  учащихся, вызванное играми, не отразилось на выполнении технически трудных и  точных движений.

На уроках физической культуры регулярно учитывается  степень усвоения учащимися пройденного  материала. По большинству видов  физических упражнений это делается в основной части урока. При этом в начале осуществляется подготовка к выполнению упражнений, а затем  проводится учет знаний, умений и навыков.

Заключительная  часть урока. Правильно проведенная  основная часть урока вызывает у  детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.

Чтобы создать  благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце  основной части, должно завершиться  с окончанием урока.

Постепенный переход  к относительно спокойному состоянию  достигается путем применения простых  построений, ходьбы, ритмических и  глубоких дыхательных упражнений, спокойных  игр.

В конце урока  учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные  стороны и недостатки, делает замечания  отдельным учащимся и повторяет  задание на дом.

Заканчивается урок организованным уходом учеников из зала (с площадки).

Выводы

Урок физической культуры в школе является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных  компонентов, свою специфичную структуру  и содержание.

Он также является основной формой организации занятий  по физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого  по одиннадцатый классы.

Урок оказывает  разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у  них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые  в некоторой степени влияют на проведение урока в целом.

Также на качество проведения урока непосредственно  влияет и сама подготовка учителя  к нему, его способности организовать детей и урока в целом, вызвать  у них интерес к занятиям.

Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил  и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение  у них интереса к физической культуре и спорту.

К урокам физической культуры необходимо тщательно и  добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям.

Без подготовки к  уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.

Список литературы

1) Велитченко В.К.  Физкультура без травм. - М.: «Просвещение», 1993. - 128 с.

2) Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического  воспитания и спорта: Учеб. Пособие  для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.

3) Железняк Ю.Д., Петров В.К. Основы научной  методической деятельности в  физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов  высших педагогических учебных  заведений. - М.: издательский центр  «Академия», 2002. - 264 с.

4) Качашкин В.М.  Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных  пед. Училищ. - 5-е изд., доп. - М.: «Просвещение», 1980. - 304 с. Ил.

5) Л.П. Матвеев  Теория и методика физической  культуры: учебник для институтов  физической культуры. М.: Физкультура  и спорт, 1991. - 543 с.

6) Методические  указания по библиографическому  оформлению научно-исследовательских  работ. - Пенза 1988. - 21 с.

7) Основы теории  и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической  культуры/. Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Издание Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

8) Петров П.К.  Физическая культура. Курсовые и  выпускные квалификационные работы. - М.: Издательский центр «ВЛАДОС  - ПРЕСС», 2002. - 112 с.

9) Сборник инструктивно-методических  материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителя/.Сост. В.П.  Богословский. - М.: «Просвещение», 1984. - 144 с.

10) Селиванов В.  С. Основы общей педагогики: Теория  и методика воспитания: Учеб. Пособие  для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/  Под ред. В. А. Сластенина. - 3-изд.  исп. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

11) Сидоров А.  А., Прохорова М. В., Синюхин Б.  Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» - М.: «Терра - Спорт», 2000. - 272 с., ил.

12) Теория и  методика физического воспитания: учебник для студентов факультета  физической культуры педагогических  институтов/. Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: «Просвещение», 1990. - 287 с.

13) Теория и  методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов  факультета физического воспитания  педагогических институтов/ Под  ред. Б.А. Ашмарина. - М.: «Просвещение», 1979. - 360 с.

14) Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика  физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений, 2-е  издание. М.: Издательский центр  «Академия», 2002. - 480 с.

15) Эхо Ю. Практическое  руководство для тех, кто пишет  дипломные, курсовые, контрольные  работы, доклады, рефераты, диссертации:  Успех без минимальных проблем. - М.: Издательство «Металур». 1996. - 112 с.


Информация о работе Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения