Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: совершенствование методики подготовки и проведения урока физической культуры.
Задачи работы:
1. Выявить сущность урока физической культуры как учебно-воспитательного процесса.
2. Изучить основные пути повышения интереса школьников к урокам физической культуры.
3. Наметить основные этапы в подготовке и проведении урока физической культуры в школе.

Оглавление

Введение
Глава 1 .Теоретические и методические основы урока ФК в школе как учебно-воспитательного процесса
1.1 Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса
1.2 Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
1.3 Современные требования к уроку ФК в школе
1.4 Задачи урока физической культуры
1.5 Структура урока физической культуры
Глава 2. Психологические основы обучения на уроках физической культуры в школе
2.1 Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
2.2 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
2.3 Дидактические принципы
Глава 3. Практические аспекты организации и проведения современного урока ФК в школе
3.1 Подготовка учителя к уроку
3.1.1 Физическая нагрузка на уроке
3.1.2 Плотность урока
3.2 Методика проведения отдельных этапов урока физической культуры в школе
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Пензенский Государственный Педагогический Университет.docx

— 47.24 Кб (Скачать)

Готовясь к  очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи  с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.

При подготовке к  уроку составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно.

В плане урока  отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет  проведена проверка заданий, кого из детей проверить и т.д.) и определяется возможное задание на дом.

При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным  с методикой проведения упражнений. Для этого учитель до мельчайших подробностей предусматривает различные  методы и приемы, которые следует  применять.

Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к  занятиям, учитель выполняет все  включенные в урок упражнения (лучше  всего перед зеркалом). Это позволяет  ему проверить свою подготовку.

Известно, что  активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения.

Если учитель  включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будит, использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто  и когда его будит готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря  на уроках имеет большое воспитательное значение.

При подготовке к  уроку необходимо продумать страховку  учащихся. Для этого учителю следует  предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновений (соответствующее размещение оборудования и инвентаря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).

Уроки физической культуры проводятся с большим успехом, если умело используется музыкальное  сопровождение. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним  из элементов эстетического воспитания учащихся.

Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о  месте занятий - на площадке или в  закрытом помещении. Не исключается  возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в  помещение. Поэтому целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока.

Большое значение имеет очередность урока физической культуры в расписании. Последний  урок позволяет полностью использовать время (45 мин.), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким  расчетом, чтобы дети спокойно могли  переодеться и подготовиться  к очередному уроку.

Учитель обязан уделять  достаточное внимание своему внешнему виду: он должен быть всегда в соответствующим  костюме, чистым и опрятным и служить  образцом для детей.

Детям, также как  и учителю, следует тщательно  готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в установленной спортивной форме, готовые в любое время выполнить  поручение учитель, связанное с  подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т.д.

Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятия, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями.

Во время беседы с детьми надо определить место для  переодевания, рассказать им, как складывать или развешивать повседневную одежду, где и в каком порядке строиться  перед уроком.

Установленный порядок  должен соблюдаться и по окончанию  урока.

Планы уроков по форме  записи могут быть различными, но в  каждом должны отражаться: дата и номер  урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка.

Как правило, при  планировании содержания урока предусматривается  организационно-методические указания или примечания.

3.1.1 Физическая  нагрузка на уроке

При подготовке к  уроку учитель решает вопросы, связанные  с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и  физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством  упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся - одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может  быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать  перегрузки учеников. Это может вызвать  утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так  как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной  физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных  задач обеспечит необходимое  улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело  пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они  оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения  влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного  давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и  д. р. Из указанных способов учитель  чаще всего может использовать измерение  пульса.

Примером простого способа определения влияния  физической нагрузки может быть следующий.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий  или других упражнений у ученика  измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 - 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в  течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или  становится более редким, то это  рассматривается как неблагоприятный  сигнал, свидетельствующий о большой  нагрузке или об отклонениях в  деятельности сердечно-сосудистой системы  данного ученика. И это и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.

Учитель ведет  постоянное наблюдение за самочувствием  учащихся.

Существует много  внешних признаков, определяющих состояние  занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение  осанки, снижение активности, побледнение  лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство  усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя  немедленно ограничить количество и  интенсивность упражнений или полностью  их прекратить.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут  короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя  урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные  упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности  и проявления смелости, а также  упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить  перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.

Трудностью в  регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.

Более сильным  ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей  внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.

Физическая нагрузка на уроке регулируется:

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством  повторений упражнений;

в) увеличением  или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением  различного темпа выполнения;

д) увеличением  или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением  или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением  в упражнениях различных предметов.

3.1.2 Плотность  урока

Под плотностью понимается относительная целесообразность использования  времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет  существенное значение, поскольку она  оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной  программы и т.д. Каждый учитель  заинтересован в возможно большей  плотности урока, так как она  позволяет ему лучше провести урок.

Время на уроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени  между этими компонентами учитель  может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где  подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или  команда.

До начала урока  следует также подготовить необходимое  оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время  на расстановку снарядов или на раздачу  различных предметов.

Большое влияние  на плотность оказывает такая  организация урока, при которой  одновременно занимается, возможно, большее  количество учащихся. Это легко достигается  при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений и д.р. Труднее это сделать при  выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить  число учеников, одновременно выполняющих  упражнения, следует использовать большее  количество снарядов (одних и тех  же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремится  к тому, чтобы учащиеся в течение  всего урока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.

Урок, проведенный  с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

3.2 Методика проведения  отдельных этапов урока физической  культуры в школе

Вводная часть урока. Хорошая организация  учащихся - необходимое условие полноценного проведения урока. Поэтому подготовка школьников к уроку начинается еще  на перемене.

По звонку на урок дети должны быть построены. Учитель  дает указание, где и как строиться  и кто из учащихся руководит построением. Все это он разъясняет на первом уроке, а на последующих добивается выполнения установленного порядка.

В начале урока  лучше всего строиться по длинной  стороне зала, на расстоянии 1 - 2 м. от стены спиной к окнам, в шеренгу  по росту. В таком строю, дети хорошо видят учителя, а учитель - детей. Кроме того, они быстро запоминают свои места.

На первых уроках в 1 классе дети строятся под руководством учителя. После того как они научатся самостоятельно размещаться один возле  другого, учитель поручает построение самим учащимся (вначале тем, кто  лучше усвоил, более активен и  пользуется доверием детей, затем дежурным по классу). После построения, которое  начинается еще до звонка, а заканчивается  одновременно со звонком или вскоре после него, дежурный в присутствии  учителя подает команды «Равняйся!»  и «Смирно!». После команды «Смирно!»  учитель приветствует детей. Начиная  с третьего класса, дежурные отдают рапорт учителю. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок.

Вводная часть  урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчета, со свободных действий учащихся, с упражнений типа заданий  и игр. Это зависит от плана  урока и состояния детей.

С учениками, пришедшими на урок в несколько возбужденном состоянии (например, после контрольной  работы или очень эмоционального урока), не следует начинать занятие  с перестроений, поворотов и обычной  ходьбы. В этом случае лучше применить  игры или упражнения типа заданий, которые  отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроков физической культуры, и включает их в занятие физическими  упражнениями. Наоборот если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными, с ними можно сразу изучать  новый материал (элементы строя и  перестроения).

В начале урока  надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить  их к лучшему выполнению упражнений.

В начале вводной  части учитель знакомит школьников с задачами урока.

Из перечисленных  выше упражнений учитель включает в  урок лишь те, которые необходимы для  проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока.

Упражнения подбираются  такие, которые в сумме обеспечивали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы  детям, чтобы не затрачивать много  времени на их разучивание.

Обще-развивающие  упражнения применяются как средства общей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут  изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце  вводной части урока.

Информация о работе Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения