Становление будущего специалиста физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание информационных потоков, расширение номенклатуры учебных дисциплин ведут к повышению интенсификации учебного процесса в вузах и, как следствие, — возрастанию психо-эмоциональных нагрузок учащихся. Данная ситуация предъявляет повышенные требования к уровню здоровья и работоспособности студентов. Недостаточная физическая активность нынешних студентов в детском возрасте приводит к тому, что, с одной стороны, нынешние абитуриенты по уровню своей физической подготовленности гораздо ниже, чем абитуриенты прошлых лет, с другой — к низкому уровню культуры отношения к своему здоровью и двигательной активности в студенческие годы как естественному рекреационному средству.
Как следствие всего этого, к концу обучения физическая подготовленность студенческой молодежи существенно ухудшается, а заболеваемость — увеличивается. Около 50% студентов имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, а 20% — избыточный вес. Средства физической культуры недостаточно эффективно используются в качестве профилактики эмоциональных и физических (в основном статического плана) перегрузок. К физическому самовоспитанию приобщается менее 2% студентов.
В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие.

Оглавление

Введение

Основная часть:

Глава 1. Физическая культура в современном обществе:
Роль физической культуры
Анализ рынка труда в сфере физической культуры

Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:

2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности

2.2. Профессиональное становление специалиста

Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 61.57 Кб (Скачать)

     Учитывая, что недельный объем занятий  занимает от 1200 до 1620 минут, соотношение  аудиторной и самостоятельной работы выглядит как 1,02—2,26. Следовательно, в  данном направлении в системе  профессионального высшего образования  физкультурных кадров имеются существенные резервы. Это приобретает практическую актуальность в свете развития системы "Интернет" как средства профессионального  совершенствования специалистов.

     Современная тенденция в высшем образовании  предполагает увеличение доли самостоятельной  работы в соотношении с аудиторной до 1:1. Для сравнения приведем данные структуры образования США, где  оптимальным соотношением и самостоятельной  и аудиторной работы принято считать  как 3:1.

     В настоящее время продолжается работа по созданию европейской модели программы  подготовки педагогических кадров, а  также профессионального европейского сертификата. В учебных планах разных стран и вузов прослеживается единство по основным блокам учебных  дисциплин. Обобщая международный  опыт подготовки специалистов для отрасли  физической культуры, следует констатировать, что в основе учебных курсов заложены четыре блока дисциплин: "Теория, методика и техника двигательной деятельности", "Естественные науки", "Гуманитарные науки" и "Другие дисциплины и дисциплины по выбору", соотношение которых находится  в пропорции 59,9+3,2%, 16,1+1,6%, 19,2+1,8% и 4,4+1,2% соответственно. Почти все европейские  страны предлагают факультеты по специальности  на выбор, например рекреация, управление в сфере физической культуры, спортивный тренер, фитнесс, геронтология и др.

     Противоречие  между социальным запросом и уровнем  подготовленности специалистов может  быть разрешено за счет повышения  фундаментальности и унификации в рамках европейского сообщества базового этапа образования (в большинстве  стран — это уровень "Бакалавра") и оперативного формирования образовательных  программ на специализированных этапах образования (уровни "Специалиста" и "Магистра").

 

        Глава 3. Основы правового  регулирования и  управления в области  физической культуры и спорта 

     В Российской Федерации правовая система  физической культуры и спорта включает Конституцию РФ16, Закон РФ о физической культуре и спорте17, федеральные законы, так или иначе затрагивающие вопросы здоровья и физической культуры. Отдельные упоминания о физической культуре есть в законе об образовании, об основах здравоохранения, в законах о высшем и профессиональном образовании, о благотворительной деятельности, о воинской обязанности и воинской службе и в некоторых других.

     Подобного рода включения есть в Кодексах: бюджетном, налоговом, градостроительном; в своде законов о труде, в  некоторых федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ.

     Общие принципы правового регулирования  отношений в области физической культуры и спорта устанавливает  Закон РФ о физической культуре и  спорте.

     В первой статье показаны главные направления  Закона РФ о физической культуре —  это всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий  любыми видами физической культуры, организация  профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных  привычек и правонарушений.

     Основными задачами также являются обеспечение  и защита прав граждан на занятия  физической культурой, создание правовых гарантий для функционирования и  развития системы физической культуры в РФ, определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

     Закон определяет права граждан в области  физической культуры и их государственные  гарантии. Гражданам РФ предоставлено  право на занятия физической культурой, в том числе спортом как  профессией, объединение в организации  физкультурно-оздоровительной и  спортивной направленности, участие  в управлении физкультурно-спортивным движением. В целях гарантированного обеспечения этих прав государство  финансирует занятия физической культурой в соответствии с утвержденными  государственными программами, разрабатывает  программы физического воспитания всех групп населения, осуществляет контроль за их реализацией, организует подготовку и переподготовку специалистов, осуществляет правовую защиту интересов  граждан в области физической культуры.

     Помимо  нормативно-правовой базы большое значение для совершенствования управления и активизации практической деятельности имеют федеральные и региональные целевые программы, позволяющие  финансировать работу, направленную на развитие физической культуры и  спорта. Становление и развитие массового  спорта в современной России немыслимо  без активизации общественных организаций. Государственная политика должна предусматривать  поддержку таких организаций.

     Совершенствование системы управления в сфере физической культуры и спорта направленно на то, чтобы каждый ребенок, подросток, юноша и девушка имели основные права в области физической культуры и спорта, реализацию которых обязано  обеспечить государство. Правительство, Законодательные власти, а также  властные структуры обязаны обеспечивать эти права на соответствующих  территориях. В эти права входит использование возможностей и средств  физической культуры в развитии, воспитании и образовании человека, включение  средств физической культуры и элементов  спорта в дошкольное воспитание, в  систему общеобразовательных школ и профессионального образования. Обеспечение свободного выбора в сфере всего существующего спектра возможностей физической культуры и спорта для самосовершенствования, самоутверждения и саморазвития человека.

     Законодательные власти страны обязаны обеспечивать права на медицинскую и педагогическую помощь, научно-методическую, социально-психологическую  и финансово-экономическую поддержку, предоставлять достоверную, глубокую и полную информацию о положительном  и негативном воздействии активных занятий спортом и физическими  упражнениями на здоровье человека. Любой  гражданин России должен иметь реальную возможность для занятий физической культурой и спортом с соблюдением  санитарно-гигиенических условий, со строжайшим соблюдением необходимых  мер безопасности со стороны педагогов  и тренеров, самих занимающихся, а также безопасности инвентаря  и оборудования, спортивных и физкультурно-оздоровительных  сооружений и получать возмещение вреда  здоровью, связанного со спортивной деятельностью  или ее негативными последствиями18.

     Для решения проблем укрепления здоровья и физического совершенствования  студентов, преподавателей и сотрудников  высших и средних специальных  учебных заведений, формирования их здорового образа жизни, развития студенческого  спорта Министерство образования России постановило осуществить комплекс соответствующих мероприятий, в  том числе: выделение в учебных  планах по всем специальностям высшего  профессионального образования  и цикле общих гуманитарных и  социально-экономических дисциплин  — дисциплины "Физическая культура" в обязательном базовом курсе  на весь период обучения на основе государственных  профессиональных образовательных  программ с проведением итоговой аттестации; планирование по предмету "Физическая культура" обязательных учебных занятий в течение всего периода обучения.

     Министерство  образования России поручило компетентным органам разработать Федеральную  программу развития физической культуры и студенческого спорта в системе  высшего и среднего профессионального  образования России, базирующуюся на Законе РФ о физической культуре и  спорте. Определены и другие меры по реализации закона в системе учебных  заведений.

     В последнее время кардинальные изменения  в развитии физкультурно-спортивного  отечественного движения существенно  повлияли на особенности управления физической культурой, что наглядно видно при анализе учредительных  документов, определяющих деятельность государственных органов в сфере  физической культуры и спорта19.

     В свете недавних событий на Олимпийских  играх, заявлений Президента РФ о  неадекватной реакции спортивных функционеров на действия сотрудников Международного Олимпийского Комитета, необходима не только разработка законов, но и доскональное знание всей законодательной базы как  отечественной, так и международной.

 

     Заключение 

     Итак, мы рассмотрели роль физической культуры в современном обществе, дали анализ рынка труда в сфере физической культуры, дали характеристику специалиста в области физической культуры, а также рассмотрели основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     Насколько эффективно научные и методические разработки в области физической культуры будут использоваться населением, зависит, в первую очередь, ох организаторов, методистов, учителей, тренеров и других категорий работников, подготовкой  которых занимаются вузы физической культуры. Педагог выступает посредником, связующим звеном между социальным опытом человека и опытом обучающегося индивида. Он является организатором  и руководителем усвоения индивидом  социального опыта — части  культуры в определенной сфере деятельности.

     Именно  эта роль и отведена педагогу обществом. И только с этой позиции осуществляется ее конкретизация в учебно-воспитательном процессе на различных ступенях образования  человека. Повышается роль спортивного  педагога в процессе реформирования общества, в формировании рынка своего труда. Его профессиональная компетенция, мотивация к деятельности и осознание  социальной сущности физической культуры предопределяют эффективность образовательного процесса.

     Тенденция развития физкультурного движения предполагает дальнейшее увеличение "прозрачности" межнациональных и межконтинентальных границ. В связи с интеграцией  стран в экономическом и культурном сотрудничестве роль физической культуры как средства культурного обмена будет возрастать. Носителями ценностей  физической культуры в данной ситуации становятся не только спортсмены высокой  квалификации, как это было раньше, но и специалисты различного профиля (преподаватели, тренеры, менеджеры и другие).

     Следовательно, специалисты в сфере физической культуры должны знать и понимать различные культуры, иметь высокий  уровень коммуникабельности (в том  числе знание иностранных языков), обладать способностью к восприятию инноваций, то есть иметь потребность  и умение учиться и т. д.). Вузы должны готовить специалистов по широкому кругу профессий, различных уровней  подготовленности, сочетающих в себе фундаментальность и практические знания.

     Становится  актуальным ограничение в содержании образования описательного материала  и расширение тех знаний, которые  позволили бы выпускнику самостоятельно, путем анализа и обобщения  явлений и фактов эмпирического  свойства, а также теоретических  разработок профессионально совершенствоваться в соответствии с требованиями жизни.

     Следовательно, знания, входящие в содержание обучения, должны быть основательными, фундаментальными, которые в этой связи следует  понимать не только как объем определенной информации, но и как метод, как  инструментарий профессиональной деятельности и творческой адаптации к изменяющимся условиям ее реализации. В этих условиях чрезвычайно актуальной становится проблема методического подхода  в обучении, так как он должен обеспечить формирование не пассивно воспринимающей знания личности, а  активного организатора своей познавательной деятельности.

     В условиях, когда обучаемый является активным участником дидактического процесса, происходит не только познание, но и  формируется умение познавать, формируется  метод, овладение которым является одной из важнейших задач образования  — "запустить" механизм самообразования.

     В процессе самостоятельной работы преодолевается традиционное противоречие дидактики  — массовое образование и необходимость  индивидуального подхода к обучаемым.

Информация о работе Становление будущего специалиста физической культуры