Становление будущего специалиста физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание информационных потоков, расширение номенклатуры учебных дисциплин ведут к повышению интенсификации учебного процесса в вузах и, как следствие, — возрастанию психо-эмоциональных нагрузок учащихся. Данная ситуация предъявляет повышенные требования к уровню здоровья и работоспособности студентов. Недостаточная физическая активность нынешних студентов в детском возрасте приводит к тому, что, с одной стороны, нынешние абитуриенты по уровню своей физической подготовленности гораздо ниже, чем абитуриенты прошлых лет, с другой — к низкому уровню культуры отношения к своему здоровью и двигательной активности в студенческие годы как естественному рекреационному средству.
Как следствие всего этого, к концу обучения физическая подготовленность студенческой молодежи существенно ухудшается, а заболеваемость — увеличивается. Около 50% студентов имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, а 20% — избыточный вес. Средства физической культуры недостаточно эффективно используются в качестве профилактики эмоциональных и физических (в основном статического плана) перегрузок. К физическому самовоспитанию приобщается менее 2% студентов.
В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие.

Оглавление

Введение

Основная часть:

Глава 1. Физическая культура в современном обществе:
Роль физической культуры
Анализ рынка труда в сфере физической культуры

Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:

2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности

2.2. Профессиональное становление специалиста

Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 61.57 Кб (Скачать)

     Профессиональная  мобильность базируется на возможности  оперативной переориентации. Когда  специалист обладает достаточным уровнем  базовой подготовленности, ему легче  адаптироваться в условиях широкого и вариативного рынка труда (в  том числе и в мировом пространстве) путем самообразования или через  краткосрочные курсы переподготовки. Более того, появляется возможность радикально поменять специальность на другую — гуманитарного профиля, освоив учебную программу лишь третьего (специального) уровня образования. В качестве средств решения этих проблем рассматривается широкий профиль подготовки и ее фундаментализация.

     Актуальным  направлением является расширения номенклатуры и количества специальностей, приобретаемых  в процессе обучения в вузе, при  этом специальность преподавателя  будет оставаться доминирующей. В  современных условиях приобретение второй специальности в процессе обучения в вузе или предоставление возможности профессиональной оперативной  переориентации является актуальной задачей  для системы профессионального  физкультурного образования, на что  указывают 99,5±0,6% специалистов Польши и 99,6±2,1 — России; 69,7±3,7% студентов  первых и 2±3,1% выпускных курсов. Следует  обратить внимание на тот факт, что  профессия преподавателя высшей школы имеет очень низкий рейтинг  в среде студентов различных  стран (она является престижной для 13,б±2,1% студентов первых курсов и  для 18,1±2,4 % студентов выпускных курсов)6.

     Новая европейская действительность заключается  в возможности свободного перемещения  специалистов в рамках государств Европейского Союза. Данное обстоятельство требует  новых подходов в регулировании  рынка труда и разработке профессионального  сертификата, признаваемого всеми  членами Европейского Союза. Процессы интеграции будут продолжаться как  в социальной, так и в образовательной  сфере. Это веление времени. Следовательно, национальные системы подготовки кадров должны реформироваться с учетом перспектив развития как внутреннего, так и международного рынка труда.

     Реформирование  системы профессионального образования  страны должно способствовать ее интеграции в мировую образовательную систему. Поэтому организационно-управленческие решения при преобразовании системы подготовки кадров должны приниматься с учетом инновационного международного опыта, традиций и социально-экономического положения в стране.

     В странах Запада и Японии в физкультурном  образовании населения основной упор сделан на образование школьной молодежи. Профессия школьного учителя  является престижной и высокооплачиваемой. Претендентов на места школьного  учителя всегда больше, чем вакантных  мест. На уроках физической культуры развиваются  физические качества детей и совершенствуются двигательные действия, тем самым  расширяется диапазон двигательных возможностей, способствуя индивидуальному  и социальному развитию личности. Школа является единственным общественным институтом, в котором задействованы  все дети, в том числе и с  низкой двигательной активностью. Следовательно, школьная физическая культура способствует преодолению социального неравенства7.

     Одним из ключевых направлений в формировании нужных ориентиров у молодежи является повышение их интереса к физической культуре. Данная проблема актуальна  для многих стран. В Австрии, например, для ее решения в программу  уроков физической культуры включены виды деятельности, пользующиеся наибольшей популярностью у учеников. К ним  относятся: подвижные и спортивные игры, гимнастика, плавание, легкая атлетика, бег на местности, упражнения на снарядах, зальные упражнения. В двух первых классах проводятся только подвижные  игры.

     С сожалением приходится констатировать, что снижается самооценка профессии  специалистов по физической культуре. В ряду причин такого положения следует  выделить низкую способность специалистов к взаимодействию со значимыми структурами (общественностью, политиками, руководителями организаций, родителями и др.), то есть неадекватность современным условиям организаторского и коммуникативного компонентов профессиограммы специалистов в сфере физической культуры8.

 

        Глава 2. Характеристика специалиста  в области физической культуры 

      2.1. Качества специалиста,  обусловливающие  эффективность профессиональной  деятельности 

     Современная наука и производство развиваются  по линии одновременной интеграции и специализации. Наиболее существенные обобщения в теории и методике физической культуры рождаются на стыке  гуманитарных, естественных и медико-биологических  наук. Прогрессирующий рост творческого  компонента в трудовой деятельности спортивного педагога выдвигает  на первый план уровень общеобразовательных  знаний, творческий стиль мышления, способность к непрерывному самообразованию  специалиста. Однако не сама по себе сумма  знаний и умений, а знания и умения в синтезе, обобщенные с творческими  способностями, являются показателем  всесторонне развитой личности, способствуют активизации ее социальной роли9.

     Никакой педагогический или методический прием  не может быть найден раз и навсегда. Овладевая основами педагогических и естественно-научных знаний, обучаемый  закладывает фундамент своего профессионального  мастерства. Возрастает потребность  в специалистах, обладающих не только хорошей методической подготовленностью  в конкретном виде деятельности, но и имеющих фундаментальную подготовленность в области гуманитарных, естественно-научных  дисциплин и базовых видах  двигательной активности. Современный  специалист должен быть социально активным, способным воздействовать на рынок  труда, формировать его.

     Одной из насущных проблем дидактики является установление оптимального соотношения  между практическими умениями и  теоретической подготовленностью. Знания без умений их практической реализации остаются мертвым грузом. В первую очередь, они должны помогать "умению видеть" за явлениями сущность, устанавливать причинно-следственные связи и в конечном итоге — выходить на рациональные педагогические решения. В педагогическом образовании должен превалировать синтез над анализом, индукция — над дедукцией. Любые знания приобретают ценность лишь в том случае, когда ими руководствуются в процессе деятельности. Эффективность педагогической деятельности детерминирована профессионально-педагогическими умениями.

     Рост  профессионализма специалистов связан с повышением как фундаментальной, так и узкоспециальной подготовленности. Номенклатура специальностей в сфере  физической культуры и в дальнейшем будет расширяться. Однако основы профессиональной подготовки (науки гуманитарного, естественно-научного блоков, базовые курсы теории и  методики двигательной активности) находятся  в наименьшей зависимости от конъюнктуры  рынка труда, а, значит, учебные планы  базового уровня образования могут  быть унифицированы в рамках Европейского Союза с целью придания системам подготовки кадров различных стран  приемлемой конгруэнтности.

     Эффективность любой деятельности определяется двумя  интегративными факторами — мотивацией субъекта и его способностью к  данной деятельности. Полученные в  вузе знания стремительно устаревают и требуют постоянного их обновления. В процессе обучения в вузе у студентов, наряду с формированием необходимых  знаний, умений и навыков, необходимо продолжать процесс профессиональной ориентации или мотивации к производственной деятельности в области физической культуры. Педагогическое мастерство представляется как комплекс личностных и профессиональных качеств педагога10.

     Эффективная профессиональная деятельность специалиста  высшей квалификации в век лавинообразного  прироста новых знаний и технологий требует постоянной работы по повышению  собственной компетенции. Следовательно, в основе профессионального образования  должна быть заложена идея формирования потребности и способности к  самообразованию, к самосовершенствованию, то есть к профессиональному и  социальному росту.

     В качестве одного из условий успешной педагогической деятельности в сфере  физической культуры выдвигается наличие  двигательного компонента в структуре  профессионально-педагогической подготовленности. Однако, как показывают практика и  результаты исследований, двигательная подготовленность должна выражаться широким  арсеналом умений и навыков по основным видам двигательной активности, а не высокими достижениями в избранном  виде спортивной деятельности11.

     Для спортсменов высокого класса характерна направленность спортивной деятельности "на себя", которая потом приводит к снижению их социальной активности в профессиональной деятельности, не адекватной оценке реальной ситуации. К подобным выводам пришли в результате исследований психологи Г. В. Ложкин и Е. Б. Терешина. Они отмечают, что  высокая эмоциональная насыщенность спорта чревата эмоциональным истощением спортсменов. Кроме этого, лица, достигшие  больших высот в спорте и в  своей профессиональной деятельности, руководствуются, в первую очередь, собственным опытом, а не логикой  реалий педагогического процесса.

     Всего 18,5% спортсменов высокого класса ориентируются  в вопросах организации и проведения тренировки на современный уровень  научно-педагогических требований. Отсюда следует, что более чем 80 % таких  специалистов принимают педагогические решения, исходя лишь из собственного опыта, то есть репродуцируют опыт предыдущих поколений.

     Следовательно, повышение двигательных возможностей студентов является обязательным и  необходимым учебным курсом, но следует  понимать, что для специалиста  важны умения не только в избранном  виде, но и по основным (базовым) видам  двигательной активности. Недостаточную  подготовленность по базовым видам  двигательной деятельности подтвердили  боле 50% студентов старших курсов и специалистов, принявших участие  в исследовании.

     Обучаемый в процессе физических упражнений как  бы «пропускает через себя» часть  учебной информации, на основании  которой у него формируется чувственный  образ педагогического решения  конкретных задач.

     "Величайшие  революции обходились без баррикад  и боев и захватывали исключительно  сферу духа: дух насильственно  изменял время и пространство...". Приводимые выше данные указывают  на то, что необходимы поистине "революционные" преобразования  ментальности населения и государственных  деятелей, чтобы в наших странах  физическая культура заняла достойное  место. Недостаточнаяфизическая  активность взрослых (учителей и  родителей) вкупе с негативным  отношением к ней не позволяют  им стать для детей предметом  для подражания.

     Предмет "Физическая культура" психологически не удовлетворяет школьников, часть  из которых (35,2% — мальчиков и 41,7% — девочек) чувствуют себя на уроках недостаточно уверенно. В результате — 50% девочек и 29% мальчиков безразлично  относятся к этому учебному предмету. Особенно это выражено в старших  классах.

     Знания  о физической культуре, здоровом образе жизни положительно влияют на познавательный компонент отношения и мотивацию  к занятиям физическими упражнениями. Наиболее выраженным эффектом по формированию положительного отношения к физической культуре имеют занятия, проводимые педагогами, имеющими высокую компетенцию  в данной области и коммуникативные  способности.

     Положительное влияние на менталитет и уровень  двигательной активности учащихся оказывает  привитие им знаний о благотворном влиянии физической активности и  здорового образа жизни на организм человека. Например, в Швеции, когда  низкая заинтересованность населения  в занятиях физической культурой  стала предметом беспокойства правительственных  структур, данная проблема была благополучно решена путем повышения информированности  населения, главным образом, молодежи.

     Были  подключены все информационные каналы для формирования в определенном направлении менталитета учащихся, то есть формирования их мотивации  к работе над укреплением здоровья и гармоническим развитием. Были разработаны программы по рекреационной  и оздоровительной физической культуре, подготовлен учебник по физической культуре, что обусловило заинтересованность и повышение активности в занятиях физическими упражнениями, начиная  с 1995 г. Поскольку данную задачу предстоит решать в первую очередь специалистам, то роль коммуникативного компонента профессиограммы физкультурных кадров будет повышаться. 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные12.

     Выпускники  физкультурных вузов являются главными действующими лицами по внедрению физической культуры «в массы», и «...для воспитания потребностей в занятиях физическими  упражнениями огромную роль играют пропаганда и агитация». В современных условиях коммуникативный компонент профессиограммы  специалиста в сфере физической культуры приобретает особое значение. 100% квалифицированных респондентов России (преподаватели вузов и  школ, тренеры) отметили слабую информированность  населения своих стран о ценностях  физической культуры и ее пользе в  деле укрепления физического и психического здоровья. В то же время 70% американцев осведомлены о пользе занятий физическими упражнениями и 65% из них имеют информацию о новых видах физической культуры. Нельзя не согласиться с заключением о том, что слабая информация и неэффективная пропаганда физической культуры сдерживает внедрение физической культуры в повседневную жизнь населения.

Информация о работе Становление будущего специалиста физической культуры