Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, курсовая работа
Возрастание информационных потоков, расширение номенклатуры учебных дисциплин ведут к повышению интенсификации учебного процесса в вузах и, как следствие, — возрастанию психо-эмоциональных нагрузок учащихся. Данная ситуация предъявляет повышенные требования к уровню здоровья и работоспособности студентов. Недостаточная физическая активность нынешних студентов в детском возрасте приводит к тому, что, с одной стороны, нынешние абитуриенты по уровню своей физической подготовленности гораздо ниже, чем абитуриенты прошлых лет, с другой — к низкому уровню культуры отношения к своему здоровью и двигательной активности в студенческие годы как естественному рекреационному средству.
Как следствие всего этого, к концу обучения физическая подготовленность студенческой молодежи существенно ухудшается, а заболеваемость — увеличивается. Около 50% студентов имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, а 20% — избыточный вес. Средства физической культуры недостаточно эффективно используются в качестве профилактики эмоциональных и физических (в основном статического плана) перегрузок. К физическому самовоспитанию приобщается менее 2% студентов.
В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие.
Введение
Основная часть:
Глава 1. Физическая культура в современном обществе:
Роль физической культуры
Анализ рынка труда в сфере физической культуры
Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:
2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности
2.2. Профессиональное становление специалиста
Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта
Заключение
Список использованной литературы
Профессиональная
мобильность базируется на возможности
оперативной переориентации. Когда
специалист обладает достаточным уровнем
базовой подготовленности, ему легче
адаптироваться в условиях широкого
и вариативного рынка труда (в
том числе и в мировом
Актуальным направлением является расширения номенклатуры и количества специальностей, приобретаемых в процессе обучения в вузе, при этом специальность преподавателя будет оставаться доминирующей. В современных условиях приобретение второй специальности в процессе обучения в вузе или предоставление возможности профессиональной оперативной переориентации является актуальной задачей для системы профессионального физкультурного образования, на что указывают 99,5±0,6% специалистов Польши и 99,6±2,1 — России; 69,7±3,7% студентов первых и 2±3,1% выпускных курсов. Следует обратить внимание на тот факт, что профессия преподавателя высшей школы имеет очень низкий рейтинг в среде студентов различных стран (она является престижной для 13,б±2,1% студентов первых курсов и для 18,1±2,4 % студентов выпускных курсов)6.
Новая европейская действительность заключается в возможности свободного перемещения специалистов в рамках государств Европейского Союза. Данное обстоятельство требует новых подходов в регулировании рынка труда и разработке профессионального сертификата, признаваемого всеми членами Европейского Союза. Процессы интеграции будут продолжаться как в социальной, так и в образовательной сфере. Это веление времени. Следовательно, национальные системы подготовки кадров должны реформироваться с учетом перспектив развития как внутреннего, так и международного рынка труда.
Реформирование
системы профессионального
В
странах Запада и Японии в физкультурном
образовании населения основной
упор сделан на образование школьной
молодежи. Профессия школьного учителя
является престижной и высокооплачиваемой.
Претендентов на места школьного
учителя всегда больше, чем вакантных
мест. На уроках физической культуры развиваются
физические качества детей и совершенствуются
двигательные действия, тем самым
расширяется диапазон двигательных
возможностей, способствуя индивидуальному
и социальному развитию личности.
Школа является единственным общественным
институтом, в котором задействованы
все дети, в том числе и с
низкой двигательной активностью. Следовательно,
школьная физическая культура способствует
преодолению социального
Одним из ключевых направлений в формировании нужных ориентиров у молодежи является повышение их интереса к физической культуре. Данная проблема актуальна для многих стран. В Австрии, например, для ее решения в программу уроков физической культуры включены виды деятельности, пользующиеся наибольшей популярностью у учеников. К ним относятся: подвижные и спортивные игры, гимнастика, плавание, легкая атлетика, бег на местности, упражнения на снарядах, зальные упражнения. В двух первых классах проводятся только подвижные игры.
С сожалением приходится констатировать, что снижается самооценка профессии специалистов по физической культуре. В ряду причин такого положения следует выделить низкую способность специалистов к взаимодействию со значимыми структурами (общественностью, политиками, руководителями организаций, родителями и др.), то есть неадекватность современным условиям организаторского и коммуникативного компонентов профессиограммы специалистов в сфере физической культуры8.
Глава 2.
Характеристика специалиста
в области физической
культуры
2.1.
Качества специалиста,
обусловливающие
эффективность
Современная наука и производство развиваются по линии одновременной интеграции и специализации. Наиболее существенные обобщения в теории и методике физической культуры рождаются на стыке гуманитарных, естественных и медико-биологических наук. Прогрессирующий рост творческого компонента в трудовой деятельности спортивного педагога выдвигает на первый план уровень общеобразовательных знаний, творческий стиль мышления, способность к непрерывному самообразованию специалиста. Однако не сама по себе сумма знаний и умений, а знания и умения в синтезе, обобщенные с творческими способностями, являются показателем всесторонне развитой личности, способствуют активизации ее социальной роли9.
Никакой
педагогический или методический прием
не может быть найден раз и навсегда.
Овладевая основами педагогических
и естественно-научных знаний, обучаемый
закладывает фундамент своего профессионального
мастерства. Возрастает потребность
в специалистах, обладающих не только
хорошей методической подготовленностью
в конкретном виде деятельности, но
и имеющих фундаментальную
Одной
из насущных проблем дидактики является
установление оптимального соотношения
между практическими умениями и
теоретической подготовленностью. Знания
без умений их практической реализации
остаются мертвым грузом. В первую очередь,
они должны помогать "умению видеть"
за явлениями сущность, устанавливать
причинно-следственные связи и в конечном
итоге — выходить на рациональные педагогические
решения. В педагогическом образовании
должен превалировать синтез над анализом,
индукция — над дедукцией. Любые знания
приобретают ценность лишь в том случае,
когда ими руководствуются в процессе
деятельности. Эффективность педагогической
деятельности детерминирована профессионально-
Рост
профессионализма специалистов связан
с повышением как фундаментальной,
так и узкоспециальной
Эффективность
любой деятельности определяется двумя
интегративными факторами — мотивацией
субъекта и его способностью к
данной деятельности. Полученные в
вузе знания стремительно устаревают
и требуют постоянного их обновления.
В процессе обучения в вузе у студентов,
наряду с формированием необходимых
знаний, умений и навыков, необходимо
продолжать процесс профессиональной
ориентации или мотивации к
Эффективная профессиональная деятельность специалиста высшей квалификации в век лавинообразного прироста новых знаний и технологий требует постоянной работы по повышению собственной компетенции. Следовательно, в основе профессионального образования должна быть заложена идея формирования потребности и способности к самообразованию, к самосовершенствованию, то есть к профессиональному и социальному росту.
В качестве одного из условий успешной педагогической деятельности в сфере физической культуры выдвигается наличие двигательного компонента в структуре профессионально-педагогической подготовленности. Однако, как показывают практика и результаты исследований, двигательная подготовленность должна выражаться широким арсеналом умений и навыков по основным видам двигательной активности, а не высокими достижениями в избранном виде спортивной деятельности11.
Для
спортсменов высокого класса характерна
направленность спортивной деятельности
"на себя", которая потом приводит
к снижению их социальной активности
в профессиональной деятельности, не
адекватной оценке реальной ситуации.
К подобным выводам пришли в результате
исследований психологи Г. В. Ложкин
и Е. Б. Терешина. Они отмечают, что
высокая эмоциональная
Всего 18,5% спортсменов высокого класса ориентируются в вопросах организации и проведения тренировки на современный уровень научно-педагогических требований. Отсюда следует, что более чем 80 % таких специалистов принимают педагогические решения, исходя лишь из собственного опыта, то есть репродуцируют опыт предыдущих поколений.
Следовательно, повышение двигательных возможностей студентов является обязательным и необходимым учебным курсом, но следует понимать, что для специалиста важны умения не только в избранном виде, но и по основным (базовым) видам двигательной активности. Недостаточную подготовленность по базовым видам двигательной деятельности подтвердили боле 50% студентов старших курсов и специалистов, принявших участие в исследовании.
Обучаемый в процессе физических упражнений как бы «пропускает через себя» часть учебной информации, на основании которой у него формируется чувственный образ педагогического решения конкретных задач.
"Величайшие
революции обходились без
Предмет "Физическая культура" психологически не удовлетворяет школьников, часть из которых (35,2% — мальчиков и 41,7% — девочек) чувствуют себя на уроках недостаточно уверенно. В результате — 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому учебному предмету. Особенно это выражено в старших классах.
Знания
о физической культуре, здоровом образе
жизни положительно влияют на познавательный
компонент отношения и
Положительное
влияние на менталитет и уровень
двигательной активности учащихся оказывает
привитие им знаний о благотворном
влиянии физической активности и
здорового образа жизни на организм
человека. Например, в Швеции, когда
низкая заинтересованность населения
в занятиях физической культурой
стала предметом беспокойства правительственных
структур, данная проблема была благополучно
решена путем повышения
Были
подключены все информационные каналы
для формирования в определенном
направлении менталитета
Выпускники
физкультурных вузов являются главными
действующими лицами по внедрению физической
культуры «в массы», и «...для воспитания
потребностей в занятиях физическими
упражнениями огромную роль играют пропаганда
и агитация». В современных условиях
коммуникативный компонент
Информация о работе Становление будущего специалиста физической культуры