Становление будущего специалиста физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание информационных потоков, расширение номенклатуры учебных дисциплин ведут к повышению интенсификации учебного процесса в вузах и, как следствие, — возрастанию психо-эмоциональных нагрузок учащихся. Данная ситуация предъявляет повышенные требования к уровню здоровья и работоспособности студентов. Недостаточная физическая активность нынешних студентов в детском возрасте приводит к тому, что, с одной стороны, нынешние абитуриенты по уровню своей физической подготовленности гораздо ниже, чем абитуриенты прошлых лет, с другой — к низкому уровню культуры отношения к своему здоровью и двигательной активности в студенческие годы как естественному рекреационному средству.
Как следствие всего этого, к концу обучения физическая подготовленность студенческой молодежи существенно ухудшается, а заболеваемость — увеличивается. Около 50% студентов имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, а 20% — избыточный вес. Средства физической культуры недостаточно эффективно используются в качестве профилактики эмоциональных и физических (в основном статического плана) перегрузок. К физическому самовоспитанию приобщается менее 2% студентов.
В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие.

Оглавление

Введение

Основная часть:

Глава 1. Физическая культура в современном обществе:
Роль физической культуры
Анализ рынка труда в сфере физической культуры

Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:

2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности

2.2. Профессиональное становление специалиста

Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 61.57 Кб (Скачать)

     Одной из актуальных проблем в физкультурном  образовании населения является проблема популяризации физической активности среди учащейся молодежи. В настоящее время очевидно противоречие между возрастающими потребностями  общества и неготовностью специалистов сферы физической культуры активно  воздействовать на ментальность населения  и формировать рынок труда. Противоречие усугубляется в связи с большой  развитостью невербального общения  и низким уровнем самопрезентации  специалистов в сфере физической культуры.

     Только  социально активная позиция специалистов, их личностные качества способны формировать  достойное положительное отношение  людей к физической культуре. При  пассивном поведении эту нишу заполняют различные дельцы, оказавшиеся  социально активными, промышляющие на ниве «здравоохранения». Охрана здоровья — это "золотой прииск". На лечение  денег тратят больше, чем на оборону. Когда люди болеют, они не скупятся, особенно, когда болеют дети. В любой  стране выросло огромное сословие людей, которые живут за счет больных.

     Оно желает (сознательно или нет), чтобы  больные не переводились и чтобы  лечение стоило дороже. Простуда за последние сто лет осталась простудой, но цены на ее лечение выросли в  сто раз. Знаменитый Л. Полинг (биолог, единственный дважды лауреат Нобелевской  премии) советует: долго. Лечебные учреждения — опасное место. Хватит считать  врачей богами! ...Занимайтесь защитой  своего здоровья сами! Никто лучше  вас не знает вашего организма. Когда  вы заболеете, думать о здоровье будет  уже поздно. Начинайте сейчас".

     Следовательно, одним из путей активизации учебного процесса является обучение студентов  навыкам эффективного общения —  чисто человеческого резерва  повышения качества многих видов  деятельности. Д. Карнеги выделяет коммуникабельность как ведущее качество в работе с людьми. При дефиците материальных ресурсов в некоторых вузах пытаются экономить на физическом воспитании. В связи с этим в нынешней ситуации, как никогда, возрастает значимость организационных и коммуникативных  способностей специалистов. Необходимо их активное воздействие на менталитет администрации учебных заведений  по вопросам финансирования физической культуры, с одной стороны, и привлечения  учащихся для дополнительных занятий  на условиях их частичной оплаты —  с другой. Услуга как товар должна удовлетворять человеческие потребности.

     Нужен новый тип педагога, который может  взять на себя роль руководителя не только биолого-антропологического совершенствования, но и совершенствования личности с психологических и социальных позиций (реализовать гуманитарный и гуманистический подход в образовании). Одной из важнейших задач педагогики физической культуры в деле социализации личности является пропаганда здорового  образа жизни с использованием средств  масс медиа13.

     Труд  работников физической культуры в современных  условиях является классическим воплощением  труда маркетолога, если учесть, что  профессионально-педагогическое мастерство специалиста должно отвечать социальному  заказу (спросу) и специалист должен занимать активную социальную политику по формированию рынка труда (спроса). В условиях рыночных отношений в  качестве товара выступают услуги, предлагаемые специалистами физической культуры. Как показывает опыт, люди готовы оплачивать многие услуги в  сфере физической культуры. Так, например, в рекреационной сфере в США  оказывается услуг в среднем  на 40 млрд. дол. Возможности социальной адаптации специалистов зависят и от степени их влияния на объем и структуру рынка труда, которая обусловлена в ряду других следующими умениями: формировать у населения потребности и создавать условия для развития разнообразных видов физической

     В условиях рыночных отношений средства коммуникации позволяют целенаправленно  воздействовать (управлять) на общественное мнение. Поскольку данную задачу предстоит  решать, в первую очередь, специалистам, то роль коммуникативного компонента профессиограммы физкультурных  кадров трудно переоценить.

     Выпускники  вузов в своем большинстве  не являются активными носителями ценностей, накопленных и интегрированных  в данной сфере человеческой культуры. Такое положение ограничивает реализацию социальных функций физической культуры в формировании стиля жизни, отношения  к здоровью, снижает в целом  гуманитарно-личностную ориентацию физкультурного образования населения. Существуют многие объективные причины, приведшие  к такой ситуации и затрудняющие подготовку педагогов. К ним можно  отнести:

     — новые знания в отдельных отраслях науки используются в образовательном  процессе несистемно и не приводят к повышению эффективности профессионального  образования;

     — дефицит среди педагогов —  лиц, которые в своей жизни  сталкивались с той профессиональной деятельностью, к которой они  готовят студентов;

     — неподготовленность педагогических баз  практики для испытаний и экспериментирования;

     — недостаточные возможности (относительно современных требований) учебных  заведений как материального, так  и организационно-методического  свойства.

     Реализовать свой профессионально-педагогический потенциал специалист может только в конкретных социальных условиях. В сложившемся социуме специалисту предоставляется возможность активно воздействовать на рынок труда, формировать и трансформировать его. Насколько эти возможности окажутся действительными, зависит, в первую очередь, от личностных качеств и организаторских способностей специалистов.

     Под воздействием объективных обстоятельств  меняются  субъективные   факторы   организационно-педагогической деятельности в сфере физической культуры, меняется идеология, менталитет, характер мышления как у специалистов, так и у  населения. От специалистов физической культуры в настоящее время требуется  расширение их сферы деятельности от работы с детьми дошкольного возраста до работы с людьми пожилого и старческого  возраста, включая и физкультурное  образование людей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, хронические заболевания  и инвалидность.

     Эффективная профессиональная деятельность специалиста  высшей квалификации в век лавинообразного  прироста новых знаний и технологий требует постоянной работы по повышению  собственной компетенции. Следовательно, в основе профессионального образования  должна быть заложена идея формирования потребности и способности к  самообразованию, к самосовершенствованию, то есть к профессиональному и  социальному росту.

     До  настоящего времени в педагогической сфере не существует определенных четко  обозначенных, количественно выраженных объективных критериев педагогического  мастерства.

     В научно-методической литературе приводятся различные методики оценки качества организационно-педагогической деятельности специалистов, но все они носят описательный характер, а количественные их показатели во многом определяются субъективно (экспертами)14.

     С одной стороны, такое положение  можно объяснить: результативность педагогического процесса детерминирована  многими факторами, в том числе  и субъективного характера, а  с другой — педагогический процесс  — это искусство реализации профессионально-педагогического  потенциала педагога в своих учениках. Результаты физического воспитания должны проявиться в таких сферах, как здоровье, двигательные и физические способности, физическое состояние  безопасности и культура, навыки и  потребность в здоровом образе жизни.

     Во  взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическое воспитание должно развивать бихевиористическую компетенцию, которая предполагает мыслительные и психологические установки  в разрешении конкретных жизненных  проблем. Только социально активная позиция специалистов, их личностные качества способны формировать достойное  положительное отношение людей  к физической культуре. 

     2.2. Профессиональное  становление специалиста 

     Большое значение в профессиональном становлении  и совершенствовании специалиста  имеет собственный опыт учебно-тренировочной  и соревновательной деятельности и  послевузовская система образования. Однако, как показали исследования, наблюдается существенная разница  в оценке значимости институтов (в  широком понимании этого определения) повышения квалификации западными  и российскими специалистами. Российские коллеги весьма низко оценивают  как процедуру повышения квалификации курсы в учебных заведениях и участие в научных конференциях.

     Ценность  данных мероприятий специалисты  оценивают в 4,0 балла из 10. В то же время польские специалисты к  институтам повышения квалификации относятся с большим почтением  и оценивают возможность профессионального  совершенствования через организованные мероприятия в 7,1 балла. Столь существеннаяразница  в оценке значимости институтов повышения  квалификации, видимо, обусловлена  тем, что в Польше большее официальное  значение придается всем институтам профессионального образования, включая  институты повышения квалификации. В этой стране четко прописаны  и неукоснительно соблюдаются условия  соответствия образовательного уровня занимаемой должности, включая наличие  необходимых лицензий, сертификатов и других документов, подтверждающих прохождение процедуры повышения  квалификации.

     Для того чтобы лучше подготовиться  к будущей профессиональной деятельности, студенты (в исследовании приняли  участие более 1500 студентов — 22 вузов  и 13 стран) предлагают усилить качество обучения по курсу "Теория, методика и техника базовых видов двигательной деятельности" — 40,4+4,7% студентов  первых курсов и 54,0+3,4% — студентов  выпускных курсов; и по медико-биологическому курсу (что является составной частью естественно-научного цикла в структуре  учебных планов, принятых в западных странах) — 34Д+4,5% студентов первых курсов и 40,7+4,6% — студентов выпускных  курсов. По отношению к базовым  спортивно-педагогическим дисциплинам  из общего контекста выпадают студенты первого курса СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта.

     Значение  данного курса для будущей  профессиональной деятельности отметили лишь 7,3% респондентов. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что прием  в вуз производится по результатам  узкоспециализированной подготовленности на спортивно-педагогические кафедры  по специализациям, и для начинающих студентов наиболее важным кажется  совершенствование в избранном виде спортивной деятельности, хотя в избранном виде двигательной деятельности от 56,3 до 96,5% студентов практикуется (в различной степени и с различными целями, включая работу по будущей профессии) до конца обучении в вузе — 84,4+3,2% студентов первых курсов и 73,4+3,6% — выпускных курсов. Наблюдается повышение значимости дисциплин медико-биологического цикла и намерения студентов трудоустроиться в области рекреации и оздоровительной физической культуры15.

     Специалисты уверены, что знание иностранных  языков позволило бы им трудоустроиться  более достойно. На это указали 82,9+4,1% россиян. Возможность профессиональной мобильности специалисты связывают  со знанием английского языка. Необходимо отметить, что тренеры России, по сравнению с преподавателями  средних и высших учебных заведений, несколько ниже оценивают важность знания иностранных языков для собственной  социально-профессиональной мобильности.

     Данное  положение может быть объяснено  тем, что в профессиональной тренерской деятельности проще находить взаимопонимание  на уровне невербального общения, так  как сфера профессионального  общения достаточно специфична и  ограничена по сравнению с преподавательской  деятельностью.

     Ценность  данных мероприятий специалисты  оценивают в 3,8+0,6 и 2,8+0,6 балла из 10. В то же время польские специалисты  к институтам повышения квалификации относятся с большим почтением  и оценивают возможность профессионального  совершенствования через организованные мероприятия в 7,1+0,1 и 6,6+0,1 балла соответственно.

     В контексте современных тенденций  в образовании настораживает  то, что студенты отрасли физической культуры недостаточно высоко оценивают  для себя значимость самостоятельной  работы, хотя затрачивают на неё 876,2 минут в неделю студенты первых и 999,7 минут — студенты выпускных  курсов (большая часть времени отводится на физическое совершенствование — 382,4 и 357,2 минут в неделю соответственно). К сожалению, не просматривается явная тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов по мере приближения к государственной аттестации.

Информация о работе Становление будущего специалиста физической культуры