Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, курсовая работа
Возрастание информационных потоков, расширение номенклатуры учебных дисциплин ведут к повышению интенсификации учебного процесса в вузах и, как следствие, — возрастанию психо-эмоциональных нагрузок учащихся. Данная ситуация предъявляет повышенные требования к уровню здоровья и работоспособности студентов. Недостаточная физическая активность нынешних студентов в детском возрасте приводит к тому, что, с одной стороны, нынешние абитуриенты по уровню своей физической подготовленности гораздо ниже, чем абитуриенты прошлых лет, с другой — к низкому уровню культуры отношения к своему здоровью и двигательной активности в студенческие годы как естественному рекреационному средству.
Как следствие всего этого, к концу обучения физическая подготовленность студенческой молодежи существенно ухудшается, а заболеваемость — увеличивается. Около 50% студентов имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, а 20% — избыточный вес. Средства физической культуры недостаточно эффективно используются в качестве профилактики эмоциональных и физических (в основном статического плана) перегрузок. К физическому самовоспитанию приобщается менее 2% студентов.
В прежние времена в качестве приоритетов в образовании доминировали интересы государства. Это выражалось в том, что государственные программы по физической культуре от дошкольных до высших учебных заведений были нацелены на определенные нормативы, соответствующие установленным критериям готовности к труду и обороне, но не на удовлетворение личных интересов и желаний учащихся. Такое положение, естественно, не могло способствовать развитию интереса учащихся к повышению уровня собственной физической культуры, скорее, стимулировало органическое ее неприятие.
Введение
Основная часть:
Глава 1. Физическая культура в современном обществе:
Роль физической культуры
Анализ рынка труда в сфере физической культуры
Глава 2. Характеристика специалиста в области физической культуры:
2.1. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности
2.2. Профессиональное становление специалиста
Глава 3. Основы правового регулирования и управления в области физической культуры и спорта
Заключение
Список использованной литературы
Одной
из актуальных проблем в физкультурном
образовании населения является
проблема популяризации физической
активности среди учащейся молодежи.
В настоящее время очевидно противоречие
между возрастающими
Только
социально активная позиция специалистов,
их личностные качества способны формировать
достойное положительное
Оно желает (сознательно или нет), чтобы больные не переводились и чтобы лечение стоило дороже. Простуда за последние сто лет осталась простудой, но цены на ее лечение выросли в сто раз. Знаменитый Л. Полинг (биолог, единственный дважды лауреат Нобелевской премии) советует: долго. Лечебные учреждения — опасное место. Хватит считать врачей богами! ...Занимайтесь защитой своего здоровья сами! Никто лучше вас не знает вашего организма. Когда вы заболеете, думать о здоровье будет уже поздно. Начинайте сейчас".
Следовательно,
одним из путей активизации учебного
процесса является обучение студентов
навыкам эффективного общения —
чисто человеческого резерва
повышения качества многих видов
деятельности. Д. Карнеги выделяет коммуникабельность
как ведущее качество в работе
с людьми. При дефиците материальных
ресурсов в некоторых вузах пытаются
экономить на физическом воспитании.
В связи с этим в нынешней ситуации,
как никогда, возрастает значимость
организационных и
Нужен новый тип педагога, который может взять на себя роль руководителя не только биолого-антропологического совершенствования, но и совершенствования личности с психологических и социальных позиций (реализовать гуманитарный и гуманистический подход в образовании). Одной из важнейших задач педагогики физической культуры в деле социализации личности является пропаганда здорового образа жизни с использованием средств масс медиа13.
Труд работников физической культуры в современных условиях является классическим воплощением труда маркетолога, если учесть, что профессионально-педагогическое мастерство специалиста должно отвечать социальному заказу (спросу) и специалист должен занимать активную социальную политику по формированию рынка труда (спроса). В условиях рыночных отношений в качестве товара выступают услуги, предлагаемые специалистами физической культуры. Как показывает опыт, люди готовы оплачивать многие услуги в сфере физической культуры. Так, например, в рекреационной сфере в США оказывается услуг в среднем на 40 млрд. дол. Возможности социальной адаптации специалистов зависят и от степени их влияния на объем и структуру рынка труда, которая обусловлена в ряду других следующими умениями: формировать у населения потребности и создавать условия для развития разнообразных видов физической
В условиях рыночных отношений средства коммуникации позволяют целенаправленно воздействовать (управлять) на общественное мнение. Поскольку данную задачу предстоит решать, в первую очередь, специалистам, то роль коммуникативного компонента профессиограммы физкультурных кадров трудно переоценить.
Выпускники вузов в своем большинстве не являются активными носителями ценностей, накопленных и интегрированных в данной сфере человеческой культуры. Такое положение ограничивает реализацию социальных функций физической культуры в формировании стиля жизни, отношения к здоровью, снижает в целом гуманитарно-личностную ориентацию физкультурного образования населения. Существуют многие объективные причины, приведшие к такой ситуации и затрудняющие подготовку педагогов. К ним можно отнести:
—
новые знания в отдельных отраслях
науки используются в образовательном
процессе несистемно и не приводят
к повышению эффективности
— дефицит среди педагогов — лиц, которые в своей жизни сталкивались с той профессиональной деятельностью, к которой они готовят студентов;
—
неподготовленность педагогических баз
практики для испытаний и
—
недостаточные возможности (относительно
современных требований) учебных
заведений как материального, так
и организационно-
Реализовать свой профессионально-педагогический потенциал специалист может только в конкретных социальных условиях. В сложившемся социуме специалисту предоставляется возможность активно воздействовать на рынок труда, формировать и трансформировать его. Насколько эти возможности окажутся действительными, зависит, в первую очередь, от личностных качеств и организаторских способностей специалистов.
Под воздействием объективных обстоятельств меняются субъективные факторы организационно-педагогической деятельности в сфере физической культуры, меняется идеология, менталитет, характер мышления как у специалистов, так и у населения. От специалистов физической культуры в настоящее время требуется расширение их сферы деятельности от работы с детьми дошкольного возраста до работы с людьми пожилого и старческого возраста, включая и физкультурное образование людей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, хронические заболевания и инвалидность.
Эффективная профессиональная деятельность специалиста высшей квалификации в век лавинообразного прироста новых знаний и технологий требует постоянной работы по повышению собственной компетенции. Следовательно, в основе профессионального образования должна быть заложена идея формирования потребности и способности к самообразованию, к самосовершенствованию, то есть к профессиональному и социальному росту.
До
настоящего времени в педагогической
сфере не существует определенных четко
обозначенных, количественно выраженных
объективных критериев
В научно-методической литературе приводятся различные методики оценки качества организационно-педагогической деятельности специалистов, но все они носят описательный характер, а количественные их показатели во многом определяются субъективно (экспертами)14.
С
одной стороны, такое положение
можно объяснить: результативность
педагогического процесса детерминирована
многими факторами, в том числе
и субъективного характера, а
с другой — педагогический процесс
— это искусство реализации профессионально-
Во
взаимодействии с другими учебными
дисциплинами физическое воспитание должно
развивать бихевиористическую компетенцию,
которая предполагает мыслительные
и психологические установки
в разрешении конкретных жизненных
проблем. Только социально активная
позиция специалистов, их личностные
качества способны формировать достойное
положительное отношение людей
к физической культуре.
2.2.
Профессиональное
становление специалиста
Большое
значение в профессиональном становлении
и совершенствовании
Ценность
данных мероприятий специалисты
оценивают в 4,0 балла из 10. В то
же время польские специалисты к
институтам повышения квалификации
относятся с большим почтением
и оценивают возможность
Для
того чтобы лучше подготовиться
к будущей профессиональной деятельности,
студенты (в исследовании приняли
участие более 1500 студентов — 22 вузов
и 13 стран) предлагают усилить качество
обучения по курсу "Теория, методика
и техника базовых видов
Значение данного курса для будущей профессиональной деятельности отметили лишь 7,3% респондентов. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что прием в вуз производится по результатам узкоспециализированной подготовленности на спортивно-педагогические кафедры по специализациям, и для начинающих студентов наиболее важным кажется совершенствование в избранном виде спортивной деятельности, хотя в избранном виде двигательной деятельности от 56,3 до 96,5% студентов практикуется (в различной степени и с различными целями, включая работу по будущей профессии) до конца обучении в вузе — 84,4+3,2% студентов первых курсов и 73,4+3,6% — выпускных курсов. Наблюдается повышение значимости дисциплин медико-биологического цикла и намерения студентов трудоустроиться в области рекреации и оздоровительной физической культуры15.
Специалисты
уверены, что знание иностранных
языков позволило бы им трудоустроиться
более достойно. На это указали 82,9+4,1%
россиян. Возможность профессиональной
мобильности специалисты
Данное положение может быть объяснено тем, что в профессиональной тренерской деятельности проще находить взаимопонимание на уровне невербального общения, так как сфера профессионального общения достаточно специфична и ограничена по сравнению с преподавательской деятельностью.
Ценность
данных мероприятий специалисты
оценивают в 3,8+0,6 и 2,8+0,6 балла из 10.
В то же время польские специалисты
к институтам повышения квалификации
относятся с большим почтением
и оценивают возможность
В
контексте современных
Информация о работе Становление будущего специалиста физической культуры