Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа
Постоянное умелое и комплексное, общение с водой, имеет важное значение, для гармоничного развития детей и подростков. Это шаг к здоровому образу жизни! Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного фактора. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций - радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности. Плавание - эффективное средство физического развития и закаливания.
Введение
Глава 1. Характеристика детей с ДЦП
1.1 Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП)
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП
1.3 Физическое состояние и основные двигательные нарушения при ДЦП
Глава 2. Обучение плаванию детей с двигательными нарушениями при ДЦП
2.1 Дидактические модели двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды
2.2 Обучение плаванию способом на боку детей с ДЦП (гемипаретической формы)
2.3 Профилактика травматизма при обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья и специальное снаряжение, используемое в адаптивном плавании
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Характеристика детей с ДЦП
1.1 Понятие
о детском церебральном
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП
1.3 Физическое
состояние и основные
Глава 2. Обучение плаванию детей с двигательными нарушениями при ДЦП
2.1 Дидактические
модели двигательных действий
ребенка-инвалида в условиях
2.2 Обучение плаванию способом на боку детей с ДЦП (гемипаретической формы)
2.3 Профилактика
травматизма при обучении
Заключение
Список литературы
Введение
Вода - колыбель жизни на планете. Нет другого такого вещества, чье значение для человека было бы так велико и находило бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни.
Постоянное умелое и комплексное, общение с водой, имеет важное значение, для гармоничного развития детей и подростков. Это шаг к здоровому образу жизни! Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного фактора. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций - радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности. Плавание - эффективное средство физического развития и закаливания.
РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПЛАВАНИЕ - это опыт передачи двигательной, умственной, физической, соматической, духовной и волевой деятельности путем планирования, организации и проведения занятий в условиях водной среды для лиц с отклонениями в развитии.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ
ПАРАЛИЧ (ДЦП) - заболевание, проявляющееся
различными двигательными нарушениями,
часто в сочетании с
В настоящее время в области теории и практики спортивного плавания (Н.Ж. Булгакова, 1971-2001; Т.В. Ермилова, 1981; Д.Ф. Мосунов, 1992; А.И. Погребной, 1997), оздоровительного плавания (Т.С. Казаковцева, 1984; Т.Н. Осокина, 1985; 1984; Е.К. Воронова, 1995; С.Ф. Курдыбайло, 1996; Т.Г. Мень-шуткина, 2000; О.В Новосельцев 2000), адаптивной физической культуры (СП. Евсеев, 2000, 2005; Л.В. Шапкова, 2000; В.П. Жиленкова, 2001), гидрореабилитации (Д.Ф. Мосунов, 1998, 2001, СЛ. Шпак, 2002), лечебной физической культуры (И.П. Лебедева, 1988; Н.П. Рябуха, 1994) происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям, совершенствование имеющихся. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посилыюсть усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья, проявляющиеся в двигательных действиях, в том числе в водной среде, несущей потенциальную опасность для жизни и здоровья (Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин, 1998, 2002).
Объект исследования - гидрореабилитация детей с ДЦП
Предмет исследования - методики гидрореабилитации, направленные на коррекцию двигательных нарушений у детей с ДЦП
Цель исследования - изучение особенностей обучения плаванию детей с ДЦП
Задачи исследования:
- Проанализировать
современную научно-
- Рассмотреть особенности обучения плавания детей с ДЦП
- Выявить наиболее значимые методики у детей с ДЦП
Глава 1. Характеристика детей с ДЦП
1.1 Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП)
Детский церебральный паралич (ДЦП) -- органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.
Примерно в 57% процентов случаев заболевание является врожденным, в 40% - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения. Причины детского церебрального паралича, как правило, остаются неясными. Более 400 факторов способны вызвать повреждающее воздействие на центральную нервную систему во время беременности, но особенно опасно это влияние до 3--4 месяца беременности. Все неблагоприятные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, вызывая кислородное голодание плода -- хроническую гипоксию. Развитие центральной нервной системы в условиях хронической гипоксии нарушено. Недоношенные дети особенно уязвимы -- отчасти из-за того, что у них плохо развиты кровеносные сосуды головного мозга, которые легко кровоточат и не могут обеспечивать мозг достаточным количеством кислорода. Высокое содержание в крови билирубина -- довольно частое состояние у новорожденных. Оно может вести к так называемой ядерной желтухе и повреждению мозга. В первые годы жизни тяжелые болезни: менингит, сепсис, травма и тяжелое обезвоживание -- могут вызывать повреждение головного мозга. Эти заболевания являются возможными причинами церебрального паралича . В родах причиной повреждения ЦНС является асфиксия и нарушение мозгового кровообращения. После родов причиной повреждения ЦНС является чаще всего нейроинфекция (менингит, энцефалит) и травмы головы.
ДЦП - достаточно распространенная патология, которая встречается в среднем у двух из 1000 детей. Основная характерная черта - нарушение развития психомоторных функций. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые у 75% и психические у 50% детей . Эти нарушения могут быть различной степени выраженности -- от минимальных до максимальных.
Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации) .
Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.
Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и пр..
Наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга -- большие полушария, которые регулируют произвольные движения и речь.
В лобной доле коры в передней центральной извилине находится двигательная зона со строго определенной проекцией участков тела, которая является центром произвольных движений. Здесь начинается пирамидный путь, который идет к стволу мозга, частично перекрещиваясь и спускаясь в спинной мозг. По пирамидному пути передаются импульсы произвольного движения. В задних отделах лобной доли располагается экстрапирамидный центр коры. Экстрапирамидная система обеспечивает автоматическую регуляцию двигательных актов, поддерживает общий мышечный тонус, перераспределяет его при движениях, участвует в поддержании оптимальной позы .
В средней лобной извилине находится глазодвигательный центр, осуществляющий контроль за содружественным поворотом головы и глаз, что особенно важно в формировании ориентировочных рефлексов.
В теменной доле расположены центры праксиса (автоматизированные целенаправленные движения, которые вырабатываются в процессе обучения и постоянной практики в течение жизни, например ходьба, еда, одевание, письмо, труд). Праксис -- высшее проявление свойственных человеку двигательных функций .
Мозжечок связан с другими отделами центральной нервной системы тремя парами ножек, в которых проходят проводящие пути. Он обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует деятельность мышц, регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппаратом, ретикулярной формацией и корой. При этом кора выполняет главную регулирующую функцию, так как в кору головного мозга поступает и обрабатывается вся информация от проводников и органов чувств.
В нашей стране пользуются классификацией К.А. Семеновой выделяются следующие формы:
спастическая диплегия;
двойная гемиплегия;
гиперкинетическая форма;
гемипаретическая форма;
атонически-астатическая форма.
Спастическая диплегия -- самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20 % детей передвигаются самостоятельно, 50% -- с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.
Двойная гемиплегия -- самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы. Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.
Гиперкинетическая форма -- связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).
Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашистые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь. В 20--25% поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.
Гемипаретическая форма -- поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем -- правого).
Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.
Атонически - астатическая форма возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП
Нарушения психики при ДЦП обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигательной активности, социальных контактов, а также условиями воспитания. Познание окружающей действительности с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную систему может оказать психологическая обстановка в семье, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность.
Психические
нарушения при ДЦП проявляются
в виде расстройств эмоционально-
Нарушения познавательной деятельности проявляются в отсутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлительности, низкой умственной работоспособности и концентрации внимания, снижении памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представления, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме нарушены вербальное мышление, память, внимание. Психические нарушения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в легкой и умеренной степени.
Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще всего в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигательной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью.
Особенности личности -- нередко отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В своих поступках дети в основном руководствуются эмоциями удовольствия, они эгоцентричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия недостаточны. Больные эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности. Наблюдается дисгармония развития личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и социальной адаптацией. На тяжесть психических нарушений влияют тяжесть и характер двигательных нарушений.
1.3 Физическое состояние и основные двигательные нарушения при ДЦП
Двигательные нарушения наблюдаются у всех детей с ДЦП .
Движение - основная
форма активности животных и человека,
их взаимодействия с внешней средой.
В основе двигательной деятельности
лежат процессы координации движений
(управления движениями). Они осуществляются
в результате сложного взаимодействия
различных отделов ЦНС на основе
как врожденных, так и выработанных
связей, с участием многих рецепторных
систем. Сущностью координации движений
является такая пространственная и
временная организация
При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами.
Большинство мышц участвует как в статических, так и в динамических движениях.
Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжением и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами. Мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие чего движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему.