Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:24, курсовая работа
Цель: доказать необходимость занятий плаванием в дошкольном возрасте.
Задачи:
1) Определить развитие физических качеств в дошкольном возрасте.
2) Выявить особенности влияния водной среды на детский организм.
3) Разработать методику обучения плаванию детей от 3 до 7
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Самая актуальная проблема — это здоровье детей. И поэтому я решила выбрать тему для своей курсовой работы — «Обучение плаванию в дошкольном возрасте».
Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас, к сожалению, малоподвижных детей можно часто встретить среди школьников и даже дошкольников из-за резко снизившейся в последние годы физической нагрузки. Если дефицит двигательной активности у взрослых людей постепенно приводит к развитию патологических процессов и ухудшению здоровья, то для детей деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Как считают современные авторы, начиная занятия физкультурой после 3 лет — родители уже опоздали с началом физического воспитания ребенка. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его занятиями спортом и научить основным навыкам и принципам физической культуры.
Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения.
Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья и сопротивляемости инфекциям является закаливание.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были "заложены" в детском возрасте, в 5-7 лет. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. В него входит следующее:
Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребенка, трудно переоценить. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и других заболеваний.
Плавание оказывает на организм человека всестороннее воздействие. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, водная среда и создаваемое, ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие, являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.
Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.
Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.
Цель: доказать необходимость занятий плаванием в дошкольном возрасте.
Задачи:
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс обучения плаванию дошкольников.
Обзор литературы
2.
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ
ПРИ ПЛАВАНИИ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Быстрота
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
Известны 3 основные формы проявления быстроты:
Физиологической основой быстроты является подвижность нервных процессов, возможность и скорость мобилизации бес кислородных механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности.
Для развития быстроты используют следующие упражнения:
«Обгони товарища»
Задача игры: развитие быстроты.
Описание игры: участники делятся на 5-6 команд по 3-4 человека. По команде преподавателя участники стартуют и бегут на другую сторону площадки. Побеждает тот, кто первый финишировал. Между победителями каждой команды проводится финальный забег.
Методические указания: бежать к финишу по прямой, не мешая товарищам, стартовать четко, по команде. Можно стартовать с разных исходных положений: сидя на стуле, сидя на полу, сидя лицом к линии старта, спиной, лежа лицом к линии старта.
2.2. Сила
Мышечная сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для развития силы применяют упражнения с динамическим, статистическим и уступающим режимом работы. [2, стр.122-134]
Сила определяется по величине усилий, прилагаемых мышцей, или в зависимости от сопротивления, которому она способна противостоять. Скорость является производной силы, поскольку требует проявления мощности.
Сила необходима в любом виде спорта.
Силовые упражнения подбирают так, чтобы они способствовали развитию силы мышц и подвижности. Различают силовые и скоростно-силовые упражнения. К силовым относятся упражнения общеразвивающие, с дополнительным отягощением. К скоростно-силовым относятся упражнения с преодолением массы собственного тела с большой скоростью. Это быстрое плавание, прыжки в воде, подскоки на одной и двух ногах, скоростные упражнения с добавочным отягощением, а также аналогичные упражнения, выполняемые на суше.
Игры и игровые упражнения с имитацией элементов техники плавания на суше дают возможность детям получить необходимые двигательные навыки и подготовить к работе в воде те группы мышц, которые принимают участие в плавании, а также опробовать необходимые технические действия в оптимальных условиях.
Среди физических упражнений выделяют общеразвивающие, которые задействуют мышцы туловища, плечевого пояса, рук, ног, способствуют разностороннему развитию организма, и специальные, которые способствуют обучению беспрерывным циклическим движениям с большой амплитудой, характерным для спортивного плавания. Важно, чтобы упражнения «сухого плавания» были освоены занимающимися за 1-2 месяца до начала занятий в воде, что способствует тому, что дети чувствуют себя в воде свободнее и увереннее, быстрее и точнее овладевают техникой плавания.
2.3. Ловкость
Ловкость — это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие в игре ситуации, владеть движениями в сложных изменяющихся условиях.
Ловкость — комплексное качество, зависящее от двигательного опыта игрока. Для ее развития используют физические упражнения с быстрым изменением обстановки, акробатические и гимнастические упражнения, спуск на лыжах с горок. Для развития ловкости используют игры, побуждающие участников быстро переходить от одних действий к другим в изменяющейся обстановке. [2, стр.150-151]
«Через болото»
Задача игры: развитие ловкости.
Описание игры: участники делятся на 4-5 команд. Затем игроки выстраиваются в колонны по одному на линии старта — «берег». На расстоянии 8-10 м. рисуют другую линию — «противоположный берег». У каждого в руках по две дощечки.
По сигналу, первые игроки из каждой команды кладут дощечки, переступают через них, перекладывают дальше. Таким образом «перебираются» на другой берег. Как только первые закончили, начинают следующие.
Побеждает команда, которая быстрее всех «переберется» на другой берег и сделает меньше ошибок. Игру повторить 3-4 раза.
Методические указания: необходимо следить, чтобы «переправа» осуществлялась строго по дощечкам. «Переправу» можно осуществлять туда и обратно, передавая дощечки как эстафету.
Уровень развития ловкости выражается способностью пловца быстро осваивать различные по сложности новые движения, умением правильно координировать свои действия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между формой, характером и временем выполнения отдельных частей двигательного действия. У пловца ловкость проявляется в умении быстро осваивать элементы старта, новые повороты, новые варианты отдельных движений и способов плавания в целом. В процессе спортивной тренировки ловкость проявляется во всех новых тренировочных упражнениях.
2.4. Выносливость
Выносливость — это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. [2, стр.166]
Выносливость позволяет
Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии. Общая выносливость укрепляется благодаря умеренным, но продолжительным нагрузкам на организм во время ходьбы, бега, прыжков через скакалку, передвижений на лыжах, коньках, езде на велосипеде, гребле, плавания, подвижных игр.
2.5. Гибкость
Гибкость — комплекс морфjлогических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга. [2, стр.182-183]
Гибкость — одно из важнейших качеств, определяющих результативность в спортивном плавании. Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать эффективную технику плавания, ограничивает проявление силы, скоростных возможностей, координации, приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреждения мышц и связок.
Гибкость, должна развиваться с учетом естественного возрастного развития организма. Подвижность в суставах в различные возрастные периоды развивается неравномерно. Больший эффект достигается в том случае, если целенаправленное воздействие начинают осуществлять в раннем дошкольном возрасте. В этом возрасте подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в школьном, что объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей.
Для развития гибкости применяются в основном динамические упражнения. В то же время практика показывает, что их выполнение, нередко, приводит к появлению отрицательных эмоций, острым болевым ощущениям, а также травмам.
Кроме выполнения комплексов с использованием повторного метода, применяются игры с включением в них статических упражнений растягивающего характера. Упражнения подбираются с учетом доступности их выполнения для детей