Обучение плаванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: доказать необходимость занятий плаванием в дошкольном возрасте.
Задачи:
1) Определить развитие физических качеств в дошкольном возрасте.
2) Выявить особенности влияния водной среды на детский организм.
3) Разработать методику обучения плаванию детей от 3 до 7

Файлы: 1 файл

Готово.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

    Упражнения  для развития подвижности в суставах

    1. Исходное положение — основная стойка. Круговые движения в плечевых суставах; сначала вперед, потом — назад.
    2. Исходное положение — основная стойка, ноги врозь. Круговые движения прямыми руками вперед и назад. Движения начинать медленно, постепенно увеличивать скорость. То же упражнение с гантелями весом 250-750 г.
    3. Исходное положение — наклон туловища вперед. Движения руками в стороны и вверх.
 

    Упражнения  для увеличения подвижности позвоночника.

    1. Исходное положение — лежа на спине. Выполнение «мостика».
    2. Исходное положение — лежа на животе. Захватить руками лодыжки согнутых ног. Тянуть руками ноги по направлению к голове.
    3. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе, за головой или   вверху. Наклоны туловища в правую и левую стороны.
    4. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки за головой или вверху. Вращение туловища вправо или влево.
    5. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе, за головой или в стороны. Повороты туловища вправо и влево.
 

    Упражнения  для увеличения подвижности в  суставах ног.

    1. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на поясе. Пружинистые наклоны туловища с прогнутой спиной и прямыми ногами сначала без касания руками стоп, затем — с касанием.
    2. Исходное положение — сидя, одной рукой держать пальцы стопы, другой — голеностопный сустав. Вращение стопы в голеностопном суставе. [1, стр. 260-262]
 

 

3. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ  ВОДНОЙ СРЕДЫ  
НА ДЕТСКИЙ ОРГАНИЗМ

    Обучение  плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах. Поэтому правильно организованные занятия плаванием способствуют развитию таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость. Занятия плаванием, как правило, групповые, что способствует формированию чувства товарищества, дружбы, коллективизма.

    Плавание  оказывает на организм человека всестороннее воздействие. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

    Кроме того, необычное для нас горизонтальное положение тела, пребывание в состоянии значительного снижения сил земного притяжения, возможность строгого дозирования двигательной активности также благотворно влияют на организм.

    Плавание  в определенной мере способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Вода и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, уменьшают чрезмерное возбуждение.

    3.1. Влияние на сердечно-сосудистую  систему

    Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние  на сердечно-сосудистую систему, способствуя  увеличению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма. Как известно, тело, погруженное в воду, находится в состоянии, близком к взвешенности. Сердце при этом увеличивается в объеме и перекачивает большее количество крови. При горизонтальном положении пловца тело имеет наименьшую поверхность лобового сопротивления, и работа сердца облегчается, так как не нужно затрачивать дополнительные усилия на преодоление собственной массы. При плавании сердцу не приходится перекачивать кровь вверх, как это бывает при обычном вертикальном положении человека. Давление воды на поверхность тела улучшает движение венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия деятельности правого предсердия и желудочка. Плавание является хорошим упражнением для лиц с недостаточностью деятельности сердечно-сосудистой системы. При плавании динамическая работа больших грудных мышц также помогает работе сердца.

    В настоящее время плавание считается  одним из лучших средств лечебной физкультуры для укрепления и  развития сердечной деятельности.

    Плавание  может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей нарушение осанки и сутулости. Так при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.

    3.2. Влияние на дыхательную систему

    Занятия плаванием — лучшая тренировка дыхательной  системы. Во время вдоха происходит усиленная работа мышц, участвующих в акте дыхания, которым приходится преодолевать давление воды на поверхность грудной клетки. Выдох, который обычно происходит в воду, также затруднен. Такая регулярная «гимнастика» приводит к укреплению и развитию мышц, участвующих в акте дыхания, увеличению подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких.

    3.3. Влияние на пищеварительную  систему

    При регулярных занятиях плаванием нормализуется  секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Мышечная деятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря и улучшает эвакуацию содержимого толстых кишок.

    3.4. Влияние на нервную систему

    Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон  и повышая работоспособность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  ПЛАВАНИЮ

    Учитывая  незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма, важно избегать таких явлений, которые выходят за пределы возможностей детей.

    Основной  формой обучения в дошкольном возрасте должна быть игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.

    Превращению игровой ситуации в учебную, способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

    Игра  выгодно отличается от других средств  обучения тем, что одно движение, под час представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме. С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:

    1. Этап начального разучивания — стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.
    2. Умение в его целостных контурах и деталях.
    3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.

    И поэтому в каждом разделе обучения различают три фазы:

    1. Игры для начального обучения
    2. Игры для закрепления пройденного материала
    3. Игры для повторения старого материала.

    У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные  реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью  — формой страха, относящейся к  числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.

    В процессе обучения (особенно в самом  начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.

    Занятия в течение учебного года предлагается проводить не реже 1-2 раз в неделю. В зависимости от возраста и подготовленности детей продолжительность пребывания детей в воде может колебаться от 10 до 25 минут. Возрастные группы делятся на подгруппы. Численность детской группы на занятии не должна превышать 10-12 человек.

    4.1. Советы для обучения

    1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.
    2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.
    3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.
    4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).
    5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении «стрелочка» (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.
    6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т. к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.
    7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким. Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха.

    4.2. Элементарные передвижения  в воде.

    Они служат началом адаптации к водной среде и выступают как форма взаимоотношений с водной средой. Через движения ребенок знакомится с элементарными свойствами воды. Движения помогут адаптировать сенсорику занимающихся:

    1. Ходьба в различных направлениях, с различным темпом, с различной скоростью, с разными положениями рук.
    2. Бег в разных направлениях, с разной скоростью.

    Игры  для ознакомления со свойствами воды.

    «Кто  выше?»

    Задачи  игры: освоение с водой, ознакомление со специфическими свойствами воды, овладение умением принимать наиболее обтекаемое положение тела.

    Описание  игры: играющие становятся лицом к  ведущему. По его команде все приседают, а затем выпрыгивают как можно выше из воды, оттолкнувшись ногами от дна, а руками — от воды.

    Правила игры: после каждого прыжка объявляется  победитель и два призера.

    Методические  указания: следует объяснить причину  успеха победителей (умение напрягать  мышцы тела и вытягиваться, принимая наиболее обтекаемое положение тела). 

    «Переправа»

    Задача  игры: формирование навыка опоры о  воду ладонью и предплечьем руки.

    Описание  игры: играющие строятся в шеренгу  и по сигналу идут по дну, помогая  себе гребками рук.

    Методические  указания: гребки выполняются в сторону  от туловища согнутыми в локтевых суставах руками, одновременно обеими руками и поочередно каждой. 

    «Рыбы и сеть»

    Задачи  игры: освоение с водой, воспитание чувства коллективности.

    Описание  игры: все участники игры — «рыбы», — держась за руки, разбегаются по бассейну. Водящие стараются поймать кого-нибудь из них в сети. Пойманный присоединяется к водящим, увеличивая сеть. Игра заканчивается, когда все «рыбы» переловлены.

    Методические  указания: «Рыбам» запрещается разрывать  сеть силой, выбегать. «Рыба» считается пойманной, если она попала в сеть, т.е. круг, образованный играющими. Выигрывают те участники, которые к концу игры не попали в сеть. 

Информация о работе Обучение плаванию