Обучения плаванию детей с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Постоянное умелое и комплексное, общение с водой, имеет важное значение, для гармоничного развития детей и подростков. Это шаг к здоровому образу жизни! Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного фактора. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций - радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности. Плавание - эффективное средство физического развития и закаливания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Характеристика детей с ДЦП
1.1 Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП)
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП
1.3 Физическое состояние и основные двигательные нарушения при ДЦП
Глава 2. Обучение плаванию детей с двигательными нарушениями при ДЦП
2.1 Дидактические модели двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды
2.2 Обучение плаванию способом на боку детей с ДЦП (гемипаретической формы)
2.3 Профилактика травматизма при обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья и специальное снаряжение, используемое в адаптивном плавании
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.57 Кб (Скачать)

В момент подтягивания и  при толчке колени в стороны не разводить.

1 И.п. - стоя на правой  ноге на полу, с опорой правой  рукой о стенку, другая рука  на поясе.

Имитация движения верхней  ногой (левой).

2. То - же, но другой ногой

3 И. п. - лежа на матах  на правом боку, правая рука  вверху (вытянута, прямая) на мате, голова  на плече, левая рука упирается  в мат. Имитация движения верхней  (левой) ногой.

4 И.п. - то же, но на левом  боку. Имитация движения верхней  (правой) ногой.

5 И.п. - то же, но имитация  движений обеими ногами (ножницы), лежа поочередно на правом  и левом боку.

В воде 1-Держась верхней  рукой за край корытца, а нижней, согнутой в локте, упираясь в стенку ванной или опираясь о дно водоема, движение верхней ногой; то же нижней ногой; то же обеими ногами, как при  плавании на боку.

2. То же на другом  боку.

3 Плавание на боку при  помощи ног в скольжении на  боку.

4 Плавание на боку при  помощи ног с доской в руках.  Нижняя рука, согнута в локте,  захватывает доску снизу сбоку  за край хватом снизу, ладонь  верхней руки на доске сверху. Голова на доске (щекой касается  доски). Дыхание произвольное. То  же на другом боку.

5 Плавание на боку с  доской в нижней руке при  помощи ног и гребка верхней  рукой. Голова на доске (щекой  касается доски) Вдох в конце  гребка и в начале проноса  верхней руки.

6 Плавание на боку при  помощи ног и гребков верхней  рукой.

Движения руками

Обычно начинают изучать  параллельно с освоением движений ногами.

1 И.п. - наклонный выпад  вправо, нижняя (правая) рука вверху  ладонью вниз, верхняя (левая)  рука у бедра. Имитация движений  нижней рукой. То же но выпад  вправо.

2 И.п. то же. Согласование  имитационных движений обеими  руками. То же, но выпад влево.

3 И.п. то же. Имитация  согласования движений обеими  руками с дыханием.

4. Стоя на дне, наклонный  выпад вправо, верхняя рука прижата  к бедру, плечевой сустав на  поверхности воды, нижняя рука  вверху прямая, у поверхности  воды ладонью вниз, щека на  поверхности воды. Движение нижней  рукой. Дыхание произвольное.

5 И.п. - то же. Согласование  движений обеими руками. Дыхание  произвольное.

6 Проплывание небольших отрезков дистанции в положении на боку при помощи рук со слабо надутым резиновым кругом между ног .Дыхание задержано.

7 То же с дыханием. вдох выполняется в конце гребка и в начале проноса верхней руки по воздуху. Выдох в момент скольжения и гребка.

Согласование движений руками, ногами с дыханием

При обучении согласованным  движениям, обратить внимание на то, чтобы  дети все движения выполняли свободно, без рывков и остановок, занимая  наиболее рациональное положение в  воде, которое способствовало бы более  успешному продвижению пловца.

1. Стоя на нижней ноге, нижняя рука вверху ладонью  наружу, верхняя рука у бедра,  согласование движений руками  с движением верхней ноги.

2. То же, но стоя на  другой ноге.

3. Проплывание небольших отрезков дистанций в положение, лежа на боку, согласуя движения ногами с движением нижней рукой. Дыхание задержано.

4. То же на другом  боку.

Подвижные игры

1 «Удочка» обучение произвольной  задержки дыхания.

2 «Меткий бросок» - развитие  быстроты перемещений в воде, точности движения.

3 «Морской поезд» развитие  умения взаимодействовать с другими  участниками команды, развитие  мышц рук и ног.

4 «Салки» развитие быстроты  и координации движений

5 «Кто быстрее» закрепление  техники ходьбы в воде, правильному  дыханию, укреплению мышц ног  и брюшного пресса.

6 «Каракатица» развитие  ориентировки в пространстве, координации  движений.

7 «Мяч за черту» - развитие  быстроты, умение работать в коллективе.

2.3 Профилактика травматизма при обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья и специальное снаряжение, используемое в адаптивном плавании

 

При обучении плаванию детей  с нарушением слуха необходимо подбирать  упражнения, соответствующие психофизическим, двигательным, эмоциональным индивидуальным особенностям. При этом необходимо особую осторожность соблюдать при  использовании упражнений с изменением положения головы. Упражнения с закрытыми  глазами выполнятся только после  их освоения с открытыми глазами. Конечно, нужно следить за дисциплиной  на занятии.

Для обучения плаванию на спине  используется поддерживающий пояс, представляющий собой аналог спасательного жилета, укороченного до нижней линии бедер. Такая ширина пояса обусловлена  исключением возможности смещения общего центра тяжести ребенка, что  в противном случае вело бы к возможности  перевернуться в воде и опасности  утопления.

Выполнять базовые упражнения на суше и в воде для изучения техники движения ногами. Держать  кисти в вертикальной плоскости  ладонью к наружи так, чтобы она рассекала поверхность воды мизинцем. Упражняться в правильном согласовании движений руками и ногами с помощью специальных упражнений. Соблюдать технику безопасности на воде (не толкаться, не топить друг друга, не прыгать бортика и. т. д).

- В начальный период  обучения дети распределяются  парами, чтобы каждый наблюдал  за своим партнером.

Запрещается заплывать за границу места занятий, прыгать  в воду без разрешения преподавателя.

Специальное плавательное снаряжение может использоваться на любом занятии  и служить нескольким целям.

Оно может:

-Вносить разнообразие  в тренировочный процесс;

-усиливать мотивацию  участников занятий и способствовать  более усердному выполнению программы;

-сообщать дополнительную  интенсивность упражнениям на  укрепление сердечно-сосудистой системы и развитие мышечной силы и выносливости;

-добавлять сложности  программе упражнений;

-использоваться при посттравматическом  восстановлении; (только на поздних  стадиях и под наблюдением  физиотерапевта).

- использоваться по циклическому  тренингу;

- использовать снаряжение  только в том случае, если участники  обладают соответствующими навыками  и уровнем физической подготовленности.

Существует широкий выбор  снаряжения, которое можно использовать на занятиях водными упражнениями:

-плавательные пояса и  ремни;

- водные трубки; водные  гантели и ножные манжеты;

- рукавицы, перчатки, лопатки;

- водные ботинки и жилеты  и др.

-.пенопластовые доски.

Плавательные пояса и  ремни

Эти средства используются главным образом на занятиях в  глубокой воде для увеличения плавучести тела, во время выполнения упражнений на укрепление сердечно-сосудистой системы. - Их можно использовать и в мелкой воде для увеличения сил выталкивания и смягчения негативного воздействия на суставы во время занятий с детьми, которые восстанавливаются после травмы.

Водные трубки гантели  и ножные манжеты.

Они недороги и могут использоваться:

-для повышения плавучести  тела при выполнении упражнений  без опоры, и на расслабление

Для увеличения интенсивности  упражнений на развитие мышечной силы и выносливости.

-для создания игровой  деятельности.

Водные гантели и ножные манжеты незаменимы на занятиях. Их совместное использование увеличивает  интенсивность упражнений на укрепление сердечно-сосудистой системы и обеспечивает дополнительное сопротивление всем движениям. Не следует использовать ножные манжеты отдельно от водных гантелей, иначе ноги будут подниматься из воды, а туловище утягиваться под воду из-за смещения центра тяжести.

Рукавицы, перчатки, лопатки.

Перепончатые перчатки или  рукавицы плотно облегают кисти рук, увеличивая сопротивление движениям  туловища. Они облегчают выполнение поступательных движений руками и пригодятся почти на любых занятиях.

Водные ботинки и жилеты

Водные ботинки и жилет  помогают уверенно передвигаться по дну бассейна и защищают ноги от повреждений. Они необходимы для  занятий в бассейне со скользким  или шершавым дном.

Водные жилеты применяются  для занятий, предусматривающих  ходьбу в мелкой воде, или для  упражнений на повышение мышечного  тонуса, во время которых туловище находится над водой.

Пенопластовые доски

Пенопластовые доски могут  использоваться в различных целях, включая:

- увеличение интенсивности  упражнений для туловища;

- увеличение плавучести  тела при выполнении упражнений  в глубокой воде;

- увеличение плавучести  тела при выполнении упражнений  на развитие мышечной силы  и выносливости;

- увеличение плавучести  при выполнении упражнений на  расслабление

 

Заключение

 

Занятия плаванием имеют  большое воспитательное (помогает ребятам  стать дисциплинированными, собранными, смелыми, находчивыми решительными), и оздоровительное значение. Правильно  организованные занятия плаванием  разносторонне и гармонично развивают  человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и др. качеств.

В воде, физические недостатки и неловкость движений скрыты от посторонних  глаз, что позволяет занимающимся детям чувствовать себя более  комфортно, и делает их более раскованными.

 

Список литературы

 

 

1. Булгакова, Н.Ж. Обучение  плаванию детей младшего школьного  возраста. /Н.Ж. Булгакова. - М.: ФиС, 1959. - 24 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное,  лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с.

3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии /Л.С. Выготский // Собр. соч. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5. - 367 с.

4. Гайгрсоки, Г.В. Подводное «плавание» - как метод лечения двигательных расстройств у детей при перенатальном поражении центральной нервной системы / Г.В. Гайгрсоки // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабелитация / Под общ. ред. А.В. Петряева и И.В. Клешнева - СПб: Издательство ООИ «Плавание», 2001 -140 с.

5. Гидрореабилитация. Д.Ф. Мосунов /Адаптивная физическая культура,№3, 4, 2000.36-38с.

6. Плавание: лечение и  спорт. Н.Н.Кардамонова. Ростов н/Д: Феникс, 2001.-320с.

7. Плавание для детей  с ограниченными возможностями  здоровья: Учебно-методическое пособие  / Авторы: С.Б.Нарзулаев, В.И.Павлухина.Томск,2010.-

8. Подвижные игры для  детей с ограниченными возможностями:  Учебное пособие / Авторы: С .Б .Нарзулаев, В.И.Павлухина, Г.Н.Попов. Томск, 2006.-81с.

9. Преодоление критических  ситуаций при обучении плаванию  ребенка-инвалида: Д.Ф. Монусов, В.Т. Сизыкин.- Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2002.-152с.

10. Технологии физкультурно-спортивной  деятельности в адаптивной физической  культуре - под. Ред. С.П.Евсеева. М, 2004г. 296с.

11.Частные методики адаптивной  физической культуры. - Под. Ред.  Л.В. Шапковой. М. 2004г.-464с.


Информация о работе Обучения плаванию детей с ДЦП