Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа
Постоянное умелое и комплексное, общение с водой, имеет важное значение, для гармоничного развития детей и подростков. Это шаг к здоровому образу жизни! Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного фактора. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций - радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности. Плавание - эффективное средство физического развития и закаливания.
Введение
Глава 1. Характеристика детей с ДЦП
1.1 Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП)
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП
1.3 Физическое состояние и основные двигательные нарушения при ДЦП
Глава 2. Обучение плаванию детей с двигательными нарушениями при ДЦП
2.1 Дидактические модели двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды
2.2 Обучение плаванию способом на боку детей с ДЦП (гемипаретической формы)
2.3 Профилактика травматизма при обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья и специальное снаряжение, используемое в адаптивном плавании
Заключение
Список литературы
Е.М. Мастюкова (1991) отмечает один из ведущих в спортивной деятельности ассоциированный и позитивно поддерживающий рефлекс, действующий с одной группы мышц на другие. У здоровых людей это происходит при подъеме больших тяжестей, например, при подъеме штанги. Общее напряжение мышц способствует увеличению мышечной силы. Напротив, у больных детей эти реакции блокируют произвольные движения и речедвигательные реакции языком, гортанью, губами. При рассматриваемой форме церебрального паралича у детей при касании ногами опоры происходит одновременное и чрезмерное сокращение мышц агонистов и антагонистов, что создает состояние «ригидной колонны» и блокирует всякие движения в суставах.
Нам представляется,
что подобная реакция, возникнув
у ребенка при его погружении
в воду, сделает практически
Нарушение тонуса мышц проявляется дистонией. У многих детей наблюдается снижение мимики, паралич отводящего и лицевого нервов, снижена масса тела. Почти у всех детей выражены вегетативные нарушения.
Дети с подобными заболеваниями обычно могут обучаться в массовых или вспомогательных школах, хотя и имеют нарушения ряда гностических функций и речевые расстройства.
Представляется,
что доступной
Взаимоотношения тренера с ребенком в период начального обучения плаванию (гиперкинетическая форма ДЦП)
Модель предполагаемых двигательных действий в условиях водной среды ребенка, страдающего гемипаретической формой ДЦП, и взаимоотношений с тренером включает в себя в качестве исходной - модели для «двойной гемиплегии», «спастической диплегии», «гемипаретической формы ДЦП».
Дополнительно включает в себя:
> выполнение упражнений в теплой воде, более 35°;
усиление контроля
над выполнением техники
разработку нового ряда упражнений с использованием активной помощи тренера путем увеличения амплитуды движений в суставах конечностей ребенка;
выполнение упражнений в воде с помощью помощника тренера;
разработку нового ряда упражнений с использованием взаимоотношений дидактической системы «тренер - ученик - помощник - водная среда»;
выполнение упражнений с изменением характера движений: плавно и медленно, рывками и медленно, плавно и быстро, рывками и быстро;
во время отдыха между упражнениями применять диалог с учеником с учетом рекомендаций методик из логопедии.
Мозжечковая форма. С момента рождения отсутствуют рефлексы опоры, автоматической походки, ползания, слабо выражены или отсутствуют защитный и хватательный рефлексы. Снижен тонус мышц.
Мозжечковую форму зачастую называют атонически-астатической, так как, по свидетельству В.М. Бехтерева (1923), И.Г. Иргер (1962), Моги.221 (1963), Рошреапо (1965), очень сложно на основании только клинического обследования достаточно обоснованно разграничить поражения мозжечка или же любых долей мозга. Такие больные дети начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить - к 6 годам. Характерными симптомами являются атаксия, гипертермия, интенционный тремор. При поражении лобных долей наблюдается эйфория, суетливость, расторможенность, олигофрения (Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова, 1999).
Кроме позотонических рефлексов, двигательные нарушения у детей, страдающих церебральным параличом, сопровождаются ограниченностью подвижности движений, отсутствием или слабой реакцией равновесия, координации движений, координации движений и дыхания, ослаблением ощущений движений. Например, искажено восприятие движения пальцев по прямой, которое ощущается ими как движение по окружности или в сторону (Е.М. Мастюкова, 1991). Встречается также отставание умственного и психического развития, комплекс различных поражений и заболеваний (Д.Ф. Мосунов, 1998).
При данной форме
заболевания может происходить
нарушение реципрокной
Вполне вероятно,
что разработка и использование
упражнений на расслабление в теплой
водной среде будут способствовать
выработке у ребенка
Ограничение произвольных движений сопровождается снижением мышечной силы. О мышечной силе судят по сопротивлению, которое оказывает ребенок в суставах, и по общему объему активных движений. Е.М. Мастюкова (1991) оценивает силу по пятибалльной системе.
Взаимоотношения тренера с ребенком в процессе начального обучения плаванию (мозжечковая форма ДЦП)
Модель предполагаемых двигательных действий в условиях водной среды ребенка, страдающего гемипаретической формой ДЦП, и взаимоотношений с тренером включает в себя в качестве исходной - модели для «двойной гемиплегии», «спастической диплегии», «гемипаретической формы ДЦП», «гиперкинетической формы ДЦП».
Дополнительно включает в себя:
> разработку
нового ряда упражнений с
Выполненное выше качественное построение частных моделей предполагаемых двигательных действий ребенка и взаимоотношений с тренером в процессе начального обучения плаванию с учетом основных форм развития детского церебрального паралича позволяет наглядно представить исходную обобщенную модель начального обучения плаванию (рис. 1).
На представленной
схеме (рис. 1) обобщенной модели начального
обучения плаванию детей, страдающих различными
формами церебрального
К.А. Семенова (1968, 1976), Е.М. Мастюкова (1991), Т.Г. Шамарин, Г.И. Белов (1999) отмечают различные отклонения и задержки в развитии статических и двигательных функций детей с церебральным параличом, определяют структуру аномального моторного развития. Это естественное развитие нарушено, проявляется на определенном возрастном этапе развития и закрепляется или прогрессирует, если не предпринимается необходимых мероприятий.
Учет онтогенетических особенностей
при последовательной стимуляции моторного
развития на основе преодоления качественных
специфических нарушений и
Данное убеждение ученых позволяет полагать, что организация и проведение занятий по начальному обучению плаванию детей, страдающих тяжелой формой церебрального паралича, в принципе, возможно. При этом тяжелобольной ребенок сможет усвоить жизненно необходимое двигательное действие - плавание, что существенно расширит его функциональные возможности и сможет привести к качественно новому, более высокому уровню жизненного самообеспечения.
церебральный паралич адаптивное плавание
2.2 Обучение плаванию способом
на боку детей с ДЦП (
Это форма когда поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, а левостороннем - правого).
Плавание - это эффективное
средство физического развития и
закаливания. Во время плавания, активно
действует вся скелетная
Плавание способом на боку - один из самых доступных видов плавания для детей с гемепаретической формой ДЦП. В настоящее время плавание на боку утратило свое спортивное значение, однако прикладное значение его достаточно велико. Он применяется при преодолении вплавь водных преград в одежде, с предметом или оружием в одной руке (вторая под водой), работая ногами и одной рукой находившейся в воде. Этому способу быстрее и легче обучить плавающих детей с ДЦП. Плавать можно как на левом, так и на правом боку.
Во время плавания способом на боку ребенок совершает поочередные движения руками и одновременно ногами. В каждом цикле выполняются поочередные движения правой и левой рукой и одно движение ногами (сведение), вдох и выдох.
Подготовительные и
На суше
1 Быстрый семенящий бег
на месте, руки соединены (
2 И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху, кисти соединены (ладонями вперед). Поочередные наклоны влево - вправо
3 И.п. упор, лежа сзади.
Пружинящие движения тазом
4 И.п. - упор присев. Поднимаясь на носки, потянуться руками вверх (ладони вперед), посмотреть на кисти.
5 И.п.- упор присев. Выпрыгнуть вверх, прогнуться.
6 И. п. - стоя в наклоне.
Растягивать резиновый шнур
7 И. п. - ноги на ширине
плеч, руки впереди (в руках
резиновый шнур). Разведение рук
в стороны, преодолевая
В воде (глубина по грудь)
1 И.п. - стоя на дне, ноги на ширине плеч - вдох, присесть, погрузится с головой в воду - выдох.
2 И.п. - стоя в положении наклона (глубина по пояс), руки на коленях, голова повернута в сторону верхней руки - вдох, голову повернуть лицом в воду - выдох.
3 И.п. - стоя, руки назад
- вниз (ладонями вниз). Погружение
с головой в воду, открывая
под водой глаза и делая
продолжительный выдох.
4 И.п. То. же, что и в упр. 3. Погружение с задержкой дыхания. Затем выпрыгнуть из воды, сделать энергичный выдох - вдох во время прыжка и вновь погрузится в воду. Выполнить 10-12 прыжков подряд.
5 Бег по мелководью (руки вытянуты вверх)
6 Погружение в воду с продолжительным выдохом под водой на 4-5 с.
7 И.п. - лежа на груди.
Скольжение по поверхности
8 Скольжение на груди за буксиром.
Последовательность обучения
Движения ногами условно можно разделить на три части: подтягивание (подготовительное движение), толчок (рабочее движение) и скольжение.
Из исходного положения обе ноги, выполняя подготовительное движение, сгибают одновременно в тазобедренных и коленных суставах и подтягивают к туловищу. Угол между голенью и бедром около 90*. В это время стопу верхней ноги сгибают, (носок берут на себя), а стопу нижней ноги оттягивают и поворачивают внутрь. Из этого положения за счет одновременного энергичного разгибания в тазобедренных и коленных суставах ноги выполняют толчок.
При толчке основными рабочими поверхностями у верхней ноги являются ступни и задняя поверхность голени, у нижней ноги - подъем стопы и передняя поверхность голени. При сведении (толчке) ноги движутся по дуге до исходного положения. Далее наступает фаза скольжения.
Чтобы не увеличивать сопротивление
продвижению пловца, ноги подтягивают
не резко, свободно и ненапряженно.
В это время мышцы ног