Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:42, курсовая работа
Постоянное умелое и комплексное, общение с водой, имеет важное значение, для гармоничного развития детей и подростков. Это шаг к здоровому образу жизни! Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного фактора. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций - радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности. Плавание - эффективное средство физического развития и закаливания.
Введение
Глава 1. Характеристика детей с ДЦП
1.1 Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП)
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП
1.3 Физическое состояние и основные двигательные нарушения при ДЦП
Глава 2. Обучение плаванию детей с двигательными нарушениями при ДЦП
2.1 Дидактические модели двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды
2.2 Обучение плаванию способом на боку детей с ДЦП (гемипаретической формы)
2.3 Профилактика травматизма при обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья и специальное снаряжение, используемое в адаптивном плавании
Заключение
Список литературы
Повышение тонуса отдельных мышц вызывает формирование порочной позы. Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плечей; повышение тонуса верхней порции трапециевидной мышцы вызывает поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сгибание в плечевом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предплечья. Напряжение подвздошно-поясничной мышцы дает сгибательную установку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц -- сгибательную установку голени (эквинус). Ослабление средней и задней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгибание плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позвоночника ведет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабление мышц брюшного пресса может вызывать выпячивание живота, грыжи белой линии живота, пупочные или паховые грыжи.
Отрицательно для формирования движений в верхних конечностях сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как нет опоры рук на лопатки, лопатки смещаются вверх и наружу, становятся «крыловидными». Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная походка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону.
Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вызывает продольное и поперечное плоскостопие, плоско-вальгусную деформацию стоп. При этом опора на переднюю часть стопы значительно нарушает устойчивость ходьбы -- передний толчок отсутствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.
Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц постепенно формируются различные деформации и контрактуры, появляются ортопедические нарушения. Наиболее частые -- кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп и др.
Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной формацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, мозжечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены.
Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:
-спастичности- повышение мышечного тонуса; характерно для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической формы;
-ригидности- чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии; гипотонии.
-снижение мышечного тонуса; характерно для атонически-астатической формы;
-мышечной дистонии - переменный тонус; характерно для гиперкинетической формы.
У детей с церебральным параличом степень нарушения мышечного тонуса зависит от влияния тонических рефлексов. По мере созревания тех или иных структур мозга и под воздействием лечебных мероприятий мышечный тонус может изменяться. Кроме нарушения мышечного тонуса характерны патологические синергии -- включение различных мышц в одно движение или позу. При повышении тонуса одних мышц повышается тонус других мышц, включающихся в патологическую синергию, и в конечном итоге формируются порочные позы и установки. Так, например, в результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) при сгибании головы повышается тонус большой грудной мышцы. Это, в свою очередь, формирует порочные установки как в верхних, так и в нижних конечностях.
В результате появляются сгибательно-приводящие и эквинусные установки в нижних конечностях. К двум-трем годам у ребенка уже формируются стойкие патологические синергии и порочные позы.
При гиперкинетической форме ДЦП появляются непроизвольные насильственные движения -- гиперкинезы. Они исчезают во сне и в покое, но усиливаются при физическом или эмоциональном напряжении, попытке выполнить движение, утомлении. Гиперкинезы могут появляться в мышцах конечностей, туловища, языка, шеи, лица.
Гиперкинезы наблюдаются в виде хореи, атетоза, двойного атетоза (хореоатетоза), торсионной дистонии.
Хореиформный гиперкинез -- непроизвольные быстрые размашистые, неритмичные движения в разных частях тела (чаще в мышцах лица, шеи, артикуляционной мускулатуре и проксимальных отделах верхних конечностей). Хорея препятствует манипулятивной функции рук, речи и письму.
Атетоидный гиперкинез -- медленные червеобразные движения в дистальных отделах конечностей.
Хореоатетоз -- двойной атетоз, т.е. хореоатетоидные движения мышц лица и конечностей с двух сторон.
Торсионная дистония -- скручивающие движения туловища, сопровождающиеся переменным мышечным тонусом.
При атонически-астатической форме ДЦП возможен также тремор -- дрожание конечностей, особенно пальцев рук и языка. Эти изменения характерны при поражении мозжечка. Кроме того, при атонически-астатической форме наблюдается атаксия -- нарушение равновесия и координации движений, как в статике, так и в динамике.
Для всех форм ДЦП характерно также нарушение проприоцептивной регуляции. Проприоцепторы располагаются в мышцах, сухожилиях, суставах -- они передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, степени сокращения мышц -- это мышечно-суставное чувство. Нарушение проприоцептивной регуляции резко затрудняет выработку условно-рефлекторных связей. У детей с церебральным параличом нарушено чувство позы, искажено восприятие направления движения. Движения однообразны, стереотипны, задерживается формирование тонко координированных движений. При этом страдает пространственная ориентация -- ребенок сложно воспринимает и запоминает такие понятия, как «справа», «слева», «вверху», «внизу», «вдали», «вблизи» и др.
При ДЦП вследствие мышечного дисбаланса формируются типичные порочные позы. Так, например, при гемипаретической форме ДЦП большая опора происходит на пораженную ногу с акцентом на носок. При этом ограничено разгибание стопы, туловище запрокинуто назад, а таз смещен вперед и в сторону пораженной ноги. С этой же стороны ослаблены ягодичные мышцы и мышцы брюшного пресса. В результате формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости или сколиоз.
При спастической диплегии, двойной гемиплегии ребенок стоит с согнутыми в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах ногами. Эквинусная установка стоп приводит к изменению положения туловища и головы -- они наклоняются вперед. Если туловище остается прямым, тогда компенсаторно происходит сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах, -- это снижает центр тяжести и условия равновесия улучшаются. Изменение в положении одной части тела приводит к изменению, приспособлению в другой. Все эти изменения проявляют большое разнообразие и индивидуальность при различных формах ДЦП.
Глава 2. Обучение плаванию детей с двигательными нарушениями при ДЦП
2.1 Дидактические модели двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды
Изучение специальной литературы по детскому церебральному параличу, в частности, в области лечебной физической культуры, адаптивной физической культуры, в контексте сравнительного анализа проявлений двигательных действий ребенка с тяжелыми поражениями и последствиями в условиях действия гравитации и на воде, а также специальных упражнений для преодоления последствий, позволяет:
во-первых, выработать модели предполагаемых двигательных действий ребенка-инвалида и его взаимоотношений с тренером;
во-вторых, разработать обобщенную модель начального обучения плаванию.
По мнению специалистов, в литературе насчитывается более 20 классификаций ДЦП (К.А. Семенова, 1978). Они основываются на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патологических и других особенностях. В основу положена общепринятая классификации К.А. Семеновой (1978), базирующаяся не только на клинических, но и на морфологических данных пяти форм детского церебрального паралича: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.
Изучение специальной медицинской литературы (К.А. Семенова, 1978; Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова, 1999) с целью выявления основных особенностей формирования и проявления двигательных действий ребенка с заболеванием детский церебральный паралич позволяет выделить основные особенности, с учетом которых выполнялось построение дидактических моделей обучения в водной среде.
Двойная гемиплегия. При этой форме детского церебрального паралича имеет место тетрапарез, причем степень нарушений функций верхних и нижних конечностей одинаково тяжела или же преобладает паралич верхних конечностей.
При двойной гемиплегии всегда наблюдается патологическая активность не редуцировавшихся тонических рефлексов ствола, псевдобульбарная дизартрия, задержка речевого развития, олигофрения. При этой форме заболевания быстро развиваются контрактуры и в нижних, и в верхних конечностях.
Характерное проявление двигательных действий отличается тем, что ребенок может не научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Возможно отсутствие целенаправленных двигательных действий рук. Резко выражены сгибательная или разгибательная позы. В вертикальной поддержке положения тела наблюдается разгибательная поза при свисании головы. Сухожильные рефлексы очень высокие. Тонус, повышенный по типу ригидности. Речь отсутствует.
Е.М. Мастюкова (1991), рассматривая причины и механизмы нарушений развития двигательных функций у детей с церебральным параличом, отмечает, что процесс отклонения начинается с периода новорожденное. В основе этого лежит запаздывание в угасании тонических рефлексов. У детей, страдающих детским церебральным параличом, действие этих рефлексов может сохраняться на протяжении дошкольного возраста. Так, при лабиринтно-тоническом рефлексе в положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. При этом голова запрокинута назад, бедра приведены, повернуты внутрь, при тяжелых формах - перекрещены; руки разогнуты в локтевых суставах, ладони повернуты вниз, пальцы сжаты в кулаки.
И.М. Уфменд (1958) и ТагсНеи (1960) отмечают, что борьба с порочными положениями - это необходимость, которая не связана только с церебральным параличом, но которая чаще всего забывается при этом заболевании.
Влияние повышенного тонуса подчас распространяется на мышцы глаз. Глаза непроизвольно подняты вверх и зафиксированы в этом положении. Данное положение, по мнению Е.М. Мастюковой (1991), задерживает и нарушает развитие зрительного восприятия и познавательной деятельности.
Со своей стороны заметим, что в нашей практике гидрореабилитации встречались дети в возрасте 9-11 лет, у которых наблюдалось устойчивое сохранение подъема глаз вверх, порой вплоть до закатывания. Однако через определенное время (от 1,5-2 до 4 лет), индивидуально для каждого, глаза принимали нормальное положение и способность целенаправленно поворачиваться в необходимую сторону, в том числе исчезало косоглазие.
Психическое развитие может быть на уровне олигофрении в степени имбецильности или идиотии. Прогноз дальнейшего развития двигательной, речевой и психической функций при этой форме заболевания крайне неблагоприятный (Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова, 1999).
Можно предположить, что в условиях водной среды методика развития двигательных действий у детей с двойной гемиплегией должна быть направлена, с одной стороны, на снижение мышечного тонуса при развивающихся контрактурах, с другой стороны, - на повышение мышечного тонуса противоположно сокращающихся мышечных групп. Все это требует совершенствования и соответствующего развития управляющей центральной и периферической нервной, вегетативной и других систем организма.
Однако методик индивидуальной работы с подобными заболеваниями детским церебральным параличом в доступной мне литературе обнаружить не удалось.
Вполне вероятно, что доступной адаптированной методикой или гидродинамической моделью формирования двигательных действий ребенка могут служить различные упражнения (по А.К. Дмитриев, 1958; 1966), направленные на ознакомление с физическими свойствами водной среды, и упражнения по освоению с водой, связанные, прежде всего, с выполнением в условиях гидроневесомости простейших движений и принятием позиций тела, а именно, - передвижение в толще воды с помощью тренера, погружение, лежание в положении на спине, возможно, скольжение.
Вероятно, что ряд упражнений, рекомендуемых медицинскими работниками для лечебной физической культуры (Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова, 1999), также могут являться прототипом для разработки гидродинамической модели двигательных действий ребенка с церебральным параличом.
Взаимоотношения тренера с ребенком при начальном обучении плаванию (двойная гемиплегия)
При заболевании
ребенка церебральным параличом
в форме двойная гемиплегия тренер
должен находиться в воде вместе с
ребенком, что требует не только
повышенного внимания со стороны
тренера, но и разработки соответствующих
поддержек и страховки, обеспечивающих
безопасность организации и проведения
занятий. Учитывая тяжелое физическое
и психическое состояние
При начальном обучении плаванию подобных больных детей тренер сталкивается со значительными трудностями не только в водной среде, но и «на суше», а именно:
у ребенка отсутствует понимание и контакт с тренером;
ребенок не умеет плавать;
> на первых занятиях в некоторых случаях отмечается выполнение вдоха под водой;
> ребенок не умеет задерживать дыхание на вдохе;
ребенок не умеет ритмично дышать в условиях периодического погружения под воду;
при перемещении с ребенком, имеющим большой вес или рост, по лестничным клеткам бассейна и помещениям - раздевалка, туалет, душ - требуется транспортное средство передвижения - коляска;
при перемещении с ребенком, имеющим малый вес, возможно удержание ребенка на руках тренера;
при нахождении с ребенком в душевой установке, туалете необходимо предусмотреть приспособления для удержания ребенка с целью эффективного выполнения функциональных потребностей в данных помещениях;
при передвижении в чаше бассейна, на мокром, скользком полу следует соблюдать максимальную осторожность, особенно, если ребенка придется держать на руках;