Обучение детей рассказыванию по памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:59, контрольная работа

Краткое описание

контрольная работа по теории и методике развития речи дошкольников

Файлы: 1 файл

контрольная развитие речи.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ  

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ПАМЯТИ 

     Рассказы  о впечатлениях из опыта опираются  в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребёнком и сохранённый  его памятью. В основе их лежит  работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

     Рассказы  из опыта можно разделить на два  вида:

     • рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали  участие все дети (экскурсия на почту);

     • рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провёл выходной день»; «Расскажи о своём доме»). 

Ведущие приемы обучения детей рассказыванию по памяти 

     Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию — одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников.

     Вид рассказывания, как правило, определяет и приём обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные  вопросы, образец рассказа воспитателя, которые имеют в этом виде речевой  деятельности детей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приёмы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребёнка и др.

     Успешность  выполнения речевого задания зависит  от активизации детской памяти. С этой целью используются вспомогательные вопросы. Задача их – научить ребёнка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять своё внимание на суть передаваемых событий. Вопросы должны быть понятными детям и давать возможность для составления связного последовательного рассказа. Наиболее широко вопросы используются в рассказах, отражающих коллективный опыт («А помните, как Миша чуть не заблудился в лесу»).

     Другим  приёмом обучения является образец  рассказа воспитателя. Ценность рассказа-образца  в том, что он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию  и направляет мысли ребёнка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла.

     Образец должен вести к развитию самостоятельной  мысли, а не к механическому повторению.

     Ещё одним приёмом обучения детей является рассказывание по плану, заданному в виде вопросов и указаний. План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий.

     В младшем дошкольном возрасте настоящего рассказывания по воспоминаниям  ещё нет. Высказывания детей несовершенны, для них характерна ситуативность, их трудно понять слушателю. Дети дополняют свои сообщения движениями и жестами. Занятие проходит как полуразговор, полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках и животных; о том, с кем ребёнок живёт дома; о том, как прошёл выходной день.

     В среднем дошкольном возрасте обучение начинается с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщением педагога или детей. Ребёнок рассказывает о том, как помогает маме, что он видел на улице, как провёл праздник, какой подарок подарил маме.

     Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающий коллективный опыт: как работали на огороде, что  видели на кухне. Вначале используется образец в виде начала рассказа. Воспитатель начинает изложение  событий, а дети продолжают. В таком повествовании принимают участие многие дети, дополняя друг друга. В итоге получается полный текст, в котором есть начало, середина и конец.

     Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрастных группах.

     Усилия  воспитателя направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего  воображения, на формирование умения выстраивать  логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. С этой целью применяются образец рассказа и план.

     В старших группах расширяется  программа ознакомления с окружающим миром, появляются новые темы, связанные  с общественными событиями, с  трудом взрослых, с трудом самих детей. («Что мы видели в библиотеке», «Что мы узнали о работе почтальона», «Как повар готовит обед». К анализу привлекаются дети («Понравился ли вам рассказ? Что запомнилось в нём?» и т.п.). Оценка педагога должна быт доброжелательная, конкретной, без общих фраз.

     С детьми седьмого года жизни можно  организовать рассказывание из опыта  морально-этические темы («Рассказ о моём друге», «Как мы заботимся  о малышах», «За что я люблю  свою маму»). Эффективен приём коллективного  рассказывания, когда дети объединяются для выполнения общего задания. Воспитатель составляет план, выделяет микротемы и распределяет их между детьми для рассказа о школе (школьные задание, класс, учителя и ученики, школьный урок, перемена). Каждый ребёнок обдумывает свою часть рассказа. Педагог начинает, а дети друг за другом продолжают рассказ под руководством взрослого. В дальнейшем возможно совместное с детьми составление плана рассказа, выбор детьми микротем, свободное обсуждение их содержания.

     Полезно использовать и такой приём, как рисование детьми своей любимой игрушки, кошки или собаки, собственного дома с последующем рассказыванием о нарисованном.

     Специфичным занятием, где дошкольники встречаются  с необходимостью достоверно, понятно  и кратко рассказать о своем опыте, является составление письма. Переписка детей под руководством педагога — важное средство нравственного и умственного воспитания. Эту работу можно проводить и вне занятий. В младших группах составление письма — коллективная деятельность, общий разговор, из которого педагог выбирает и записывает отдельные фразы, высказывания. С более старшими детьми содержание и форму письма обсуждают более подробно. Для того чтобы дети сознательнее относились к переписке, в старшей и подготовительной к школе группах этому можно посвятить несколько занятий. Текст коллективного письма должен представлять собой большой, развернутый рассказ детей об их жизни, составленный по частям.

     Поводы  для написания письма могут быть различными: проявить внимание к товарищу (заболевшему, уехавшему), обратиться к интересному человеку (писателю, художнику, передовику производства), установить переписку с детьми из другого детского сада (в другом селе, национальной республике), послать поздравление с праздником солдатам.

     Известно, что письменная речь — высшая форма связной монологической речи. Именно она характеризуется большей плановостью и произвольностью. Поскольку педагог будет записывать текст, он предупреждает детей о том, что нужно хорошенько обдумывать предложения. Коллективное составление письма облегчает воспитателю формирование у детей очень важной способности отбора лучшего, наиболее подходящего варианта предложения (фразы) или более крупной части текста, продолжающих изложение содержания письма. Эта способность, собственно, и является сутью произвольности, осознанности построения высказывания («Я могу сказать так, но, наверное, лучше сказать по-другому»).

     На  занятии педагог знакомит детей  с традиционными правилами построения письма. Вначале идут обращение и  приветствие (обсуждаются его варианты). Затем объясняется причина обращения к адресату с письмом, высказывается желание узнать о его жизни, здоровье, новостях. А уже затем сообщается о собственной жизни.

     Если  высказывания детей по своему содержанию сводятся к одной фразе (например: «У нас много игрушек»), воспитатель дает небольшой план и побуждает их рассказывать подробнее, предлагает написать о наиболее интересном (самоделках, обитателях уголка природы и др.). В конце занятия педагог читает письмо целиком, затем объясняет, что его нужно переписать аккуратно. Остальная работа с письмом (заклеивание, оформление конверта а опускание в почтовый ящик) проводится уже вне занятия. Если в детском саду есть магнитофон, можно составлять звуковые письма, хотя высказывания детей при этом будут более свободными, в разговорном стиле.

     В дальнейшем, вне занятий, педагог  не только привлекает к написанию  письма группку детей, но и помогает некоторым детям оформить индивидуальные письма. 

Темы, предлагаемые дошкольникам разных возрастных групп для обучения рассказыванию по памяти 

     Обучение  рассказам по памяти начинается с  начала года в старшей группе. Более  легкие темы — из общего, коллективного  опыта, т. е. о том, что было ранее  воспринято всеми детьми группы совместно  с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. Это могут быть темы «Елка в детском саду», «Наша белочка», «Как мы делаем игрушки малышам», «Праздник урожая» и др. Обычно рассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах об увиденном, о пережитом в играх, рисунках.

     В подготовительной к школе группе находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что осень дарит людям», «С кем я люблю играть». Своеобразным обобщением природоведческих знаний является решение речевых логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то вопрос, продолжать начатый воспитателем рассказ-загадку о природе.

     Для успешного проведения занятия важное значение имеет эмоциональный настрой  детей, который обеспечивается умелым, в образной форме, напоминанием детям воспринятого ими ранее. С этой целью педагог может задать детям вопросы, предложить небольшой рассказ, а также наглядный материал: фотографии, картинки, показать игрушку-самоделку.

     Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям. Одну и ту же подтему можно предложить последовательно нескольким детям, особенно если первый рассказчик неудовлетворительно справился с задачей. Необходимо приучать детей следить за составлением рассказа по заданной микротеме, не повторять сказанного и не забегать вперед.

     В подготовительной к школе группе полезны темы этического характера: «Мой друг», «Научился сам — научу  другого», «Как мы помогаем малышам», «Хороший поступок моего товарища».

     Как это видно, все предлагаемые темы конкретны, посвящены одному определенному узкому вопросу. Отвлеченные темы, например случай из жизни, интересное приключение, смешной случай, часто не вызывают необходимых ассоциаций в памяти детей. Как правило, ребенка затрудняет необходимость анализа своего жизненного опыта. Чаще всего с таким заданием справляются лишь лучшие рассказчики. Но и они или копируют рассказ воспитателя, или откровенно фантазируют.  
 
 

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ 

ОПИСАНИЕ  ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ  И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ 

     Занятия были проведены в средней и  старшей возрастных группах дошкольного учреждения.

     Список  детей средней группы:

  1. Бороховский Алексей
  2. Грек Влад
  3. Жабинская Вика
  4. Кизик Илья
  5. Коваленко Саша
  6. Лобач Кирилл
  7. Наумов Лев
  8. Острейко Антон
  9. Подмазов Паша
  10. Послед Ксюша
  11. Соболевская Настя
  12. Стовбуник Маша
  13. Судникович Саша
  14. Супрун Алина
  15. Харук Ника
  16. Царик Мирослав
  17. Цыба Алиса
  18. Ширко Катя
  19. Шишко Никита
  20. Шкет Герман
  21. Ячменёва Лена
  22. Балахович Рома

     В течение проведения занятия все  дети данной группы были активны, проявляли интерес. Сказка, предложенная для драматизации, была знакома и понятна воспитанникам.

     Важным  этапом занятия было чтение начала сказки. Это помогло детям настроиться на необходимый эмоциональный фон, а также вспомнить сюжет сказки.

     Речевое развитие детей данной группы отличается неравномерностью. То есть в группе присутствуют дети с достаточно развитой, логичной и последовательной речью, большим для данного возраста словарным запасом. Однако есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития.

     Данный  аспект проявлялся и в ходе проведения занятия. Так, дети с хорошо развитой речью могли быть более самостоятельными в процессе пересказа. Другим же дошкольникам требовались многочисленные подсказки и помощь.

     В пересказывании текста опорой для детей  служили начала фраз, произносимые мною. Кроме того, правильно вспомнить фразу героя помогали действия, которые выполняли дети совместно со мной (приседания, «поедание пирожка»).

Информация о работе Обучение детей рассказыванию по памяти