Обучение детей рассказыванию по памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:59, контрольная работа

Краткое описание

контрольная работа по теории и методике развития речи дошкольников

Файлы: 1 файл

контрольная развитие речи.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     Кроме пересказывания непосредственного текста сказки дети передавали в процессе проигрывания интонации, мимику и жесты героев (удивление, злость медведя).  
 
 
 

     Список  детей старшей группы:

  1. Бартош Вова
  2. Валовский Саша
  3. Виткевич Соня
  4. Зенько Костя
  5. Ивашенко Катя
  6. Ленкевич Антон
  7. Николаенко Рита
  8. Окменко Даша
  9. Покатый Денис
  10. Радшинский Илья
  11. Романовская Настя
  12. Рурикова Алина
  13. Самойлов Паша
  14. Самсонова Даша
  15. Свищенко Оля
  16. Судник Яна
  17. Травин Саша
  18. Урин Вадин
  19. Филонова Анжела
  20. Шкарубо Паша

     Дети  достаточно активно включились в  работу над моделированием сказки. Минусом данного метода было то, что большое количество времени было потрачено на рассмотрение и ознакомление детей с игрушками, использованными для моделирования сказки. Кроме того, дети в процессе рассмотрения моделей отвлекались от темы и задания.

     Результативным  оказался прием беседы с детьми по вопросам. Ответы детей были правильными, развернутыми.

     При самостоятельной работе дошкольников по моделированию сказки можно отметить, что дети достаточно близко к тексту передавали фразы героев. Следует  также сказать о том, что дошкольники передавали текст героев сказки, используя элементы народно-фольклорной лексики.

     При моделировании сказки дошкольниками  была сохранена и правильно передана последовательность событий, логика рассказывания.

     Некоторые вопросы для детей оказались сложными (в конце моделирования сказки). Так, детям было сложно ответить на вопрос о том, почему герои представлены в том или ином цвете – и связать качества героев с цветами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План-конспект

     занятия по обучению рассказыванию по памяти из коллективного опыта в старшей группе 

     Тема: Рассказывание сказки по памяти с помощью метода моделирования.

     Программные задачи:

     1. Учить детей самостоятельно пересказывать  и понимать сказки на основе  построения наглядной модели.

     2. Учить строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.

     3. Развивать умение использовать  заместители при пересказе не  только всей сказки, но и отдельных  эпизодов.

     Материал  и оборудование: Набор крупных условных заместителей к сказке «Хаврошечка» (Хаврошечка, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, хозяйка, сильный человек, корова, яблоня). Они разного цвета и формы. На каждого ребенка конверт с условными заместителями меньшего размера.  

     Ход занятия:

     Дети  играют в группе. Заходят гости, дети здороваются с ними, предлагают им садится.

       Я говорю: «Ребята, подойдите,  пожалуйста ко мне. Я знаю, что  вы очень любите сказки. Назовите  свои любимые сказки». Дети  отвечают.

     Я продолжаю: «Недавно мы познакомились  еще с одной сказкой «Хаврошечка». Пробовали ее рассказать, но справились с трудом, потому что ее содержание охватывает много действий. Чтобы нам легче рассказать эту сказку можно составить подсказку, т.е. модель этой сказки».

     Я размещаю на фланелеграфе фигурки-заместители  персонажей и вместе с детьми решаем, какая фигура кого будет обозначать.

     Я: «Назовите героев сказки? Сколько  их?» (Дети перечисляют, их – 8). Даем каждому  персонажу фигурку-заместитель. Они  разного цвета и формы.

     Затем я задаю детям вопросы:

     «Почему Хаврошечка и сестры красного цвета?» (Девицы-красавицы).

     «Почему хозяйка желтого цвета?» (Злая).

     «Почему сильный человек синего цвета?» (Он добрый).

     «Коричневый круг – кто это?» (Корова).

     «Зеленое  деревце?» (Это – яблоня).

     Я: «Вспоминаем начало сказки и выкладываем  в первой рамочке соответствующие фигурки-заместители. (Дети работают самостоятельно).

     Дети  по очереди рассказывают и составляют модель сказки.

     Я приглашаю детей сесть на коврик и послушать вопросы.

     «Дети, понравилось вам составлять сказку по моделям?» (Да).

     «Назовите сказочные волшебные образы?» (Одноглазка, триглазка, волшебная яблоня, корова, Хаврошечка).

     «Сказочные  действия?» (Хаврошечка влезла в ухо  корове).

     «Бывает такое в жизни?» – Нет. «Правильно. Бывает только в наших сказках, каких?» (Волшебных).

     «Назовите еще волшебные сказки? Дети, а  с каких слов обычно начинаются сказки?» (Жили-были, в некотором царстве, государстве).

     «Какой  фразой начинается наша сказка?» («Есть  на свете люди хорошие…»).

     «Какими словами закончилась наша сказка? А еще какими словами заканчиваются сказки, назовите?» («Стали они жить поживать, да добра наживать»; или «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают», или «И я там был: мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «Тут и сказке конец – кто дослушал – молодец!»).

     После этого я оцениваю ответы детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План-конспект

занятия по развитию навыков рассказывания по памяти из коллективного опыта в средней группе

 

     Тема: Инсценирование и драматизации отрывков сказки.

     Программные задачи:

     1. Воспитывать навыки рассказывания  по памяти;

     2. Способствовать интонационной выразительности  речи детей. 

     Предварительная работа: за 2-3 дня до занятия желательно рассмотреть рисунки к сказке, постараться, чтобы дети запомнили слова, которые говорил медведь, намереваясь съесть пирожок, и Машенька, сидя в коробе.

     Материал  и оборудование: игрушки, изображающие Машеньку и медведя. 

     Ход занятия:

     Я рассказываю сказку. Достаю игрушки, изображающие Машеньку и медведя. Напоминаю  детям эпизод из сказки:

     «Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался: «Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку  топить, будешь кашу варить».

     Спрашиваю, что же должна была делать Машенька в доме медведя? Отвечаю сама, а дети дополняют отдельные слова:

     «Будешь печку (топить), будешь кашку (варить)».

     Далее я инсценирую следующий эпизод с  помощью игрушек. Я также начинаю фразу сама, а дети заканчивают:

     «Идет медведь между елками, идет между березами, в овражки спускается, на пригорочки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

     «Сяду (на пенек)» (присаживается);

     «Съем (пирожок)»;

     Машенька: (за спиной у медведя). «Вижу, вижу!.. Не садись (на пенек), не (ешь пирожок)…

     Медведь: Ишь, какая глазастая. Все видит!

     Я: Поднял он короб и пошел дальше.

     Подведение  итогов занятия. Я спрашиваю, понравилась  ли детям такая игра, будут ли они дома учиться рассказывать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Рассказы  детей 

  1. Жабинская Вика (средняя возрастная группа):

     Вика  была очень активной во время занятия. У нее достаточно развитая и последовательная речь, большой для данного возраста словарный запас. Вика заканчивала каждую начатую мной фразу из сказки, а иногда мне даже не нужно было начинать предложение – она вспоминала сама.

     Вика  не только хорошо рассказывала по памяти отрывок сказки, но и показывала эмоции и даже действия героев (медведь сел и Вика приседала).

     Я напомнила эпизод из сказки: «Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался: «Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить».

     Я: Вика, расскажи, что Медведь говорил  Маше?

     Вика: Медведь сказал: не отпущу тебя, Маша. Я: Будешь у… Вика: меня жить! Будешь топить печку и … Я: Кашу… Вика: кашу варить!

     Я: Идет медведь между елками, идет между березами, в овражки спускается, на пригорочки поднимается. Шел-шел, устал  и говорит:

     Я: Сяду… Вика: на пенек, съем пирожок. Я: Вижу, вижу!.. Не садись… Вика: на пенек, не ешь пирожок. 
 
 
 

  1. Радшинский  Илья (старшая возрастная группа):

     Я: «Вспоминаем начало сказки и выкладываем  в первой рамочке соответствующие  фигурки-заместители. (Дети работают самостоятельно).

     Дети  по очереди рассказывают и составляют модель сказки.

     Илья: Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой  и забрали ее к себе плохие люди и заставляли работать.

     А были у хозяйки три дочки большие. Старшую звали Одноглазка, среднюю – Двуглазка, а младшую – Триглазка. Крошечка-Хаврошечка для них пряла и ткала, а они никогда ее не жалели и добрые слова не говорили!

     И была у Крошечки-Хаврошечки корова, которую она очень любила. Выходила она в поле и обнимала свою корову, и рассказывала, как ей тяжело жить:

     - Коровушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не разрешают. Много работы заставляют сделать до завтра.

     А корова ей отвечает:

     - Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – вся работа будет сделана.

     Так и сбывалось.

     А мачеха ей еще больше работы задавала. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и работа готова.

     Тогда старуха позвала Одноглазку и  сказала ей подсмотреть за Крошечкой-Хаврошечкой, узнать, кто ей помогает.

     Но  Одноглазка заснула и пока она спала, коровушка и наткала и побелила. Тогда послала мачеха Двуглазку. Она тоже на солнышке разлеглась, Хаврошечка ее убаюкала:

     - Спи, глазок, спи, другой!

     Коровушка опять всю работу сделала.

     Старуха рассердилась послала Триглазку. Хаврошечка два глаза убаюкала, а про третий забыла. И он все увидел - как Хаврошечка в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовую работу забрала. Триглазка все рассказала матери. Старуха пришла к мужу и сказала зарезать корову.

Информация о работе Обучение детей рассказыванию по памяти