Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:59, контрольная работа
контрольная работа по теории и методике развития речи дошкольников
Кроме
пересказывания непосредственного текста
сказки дети передавали в процессе проигрывания
интонации, мимику и жесты героев (удивление,
злость медведя).
Список детей старшей группы:
Дети достаточно активно включились в работу над моделированием сказки. Минусом данного метода было то, что большое количество времени было потрачено на рассмотрение и ознакомление детей с игрушками, использованными для моделирования сказки. Кроме того, дети в процессе рассмотрения моделей отвлекались от темы и задания.
Результативным оказался прием беседы с детьми по вопросам. Ответы детей были правильными, развернутыми.
При самостоятельной работе дошкольников по моделированию сказки можно отметить, что дети достаточно близко к тексту передавали фразы героев. Следует также сказать о том, что дошкольники передавали текст героев сказки, используя элементы народно-фольклорной лексики.
При моделировании сказки дошкольниками была сохранена и правильно передана последовательность событий, логика рассказывания.
Некоторые
вопросы для детей оказались сложными
(в конце моделирования сказки). Так, детям
было сложно ответить на вопрос о том,
почему герои представлены в том или ином
цвете – и связать качества героев с цветами.
План-конспект
занятия
по обучению рассказыванию
по памяти из коллективного
опыта в старшей группе
Тема: Рассказывание сказки по памяти с помощью метода моделирования.
Программные задачи:
1.
Учить детей самостоятельно
2. Учить строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.
3. Развивать умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
Материал
и оборудование: Набор крупных условных
заместителей к сказке «Хаврошечка» (Хаврошечка,
Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, хозяйка,
сильный человек, корова, яблоня). Они разного
цвета и формы. На каждого ребенка конверт
с условными заместителями меньшего размера.
Ход занятия:
Дети играют в группе. Заходят гости, дети здороваются с ними, предлагают им садится.
Я говорю: «Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Я знаю, что вы очень любите сказки. Назовите свои любимые сказки». Дети отвечают.
Я
продолжаю: «Недавно мы познакомились
еще с одной сказкой «
Я размещаю на фланелеграфе фигурки-заместители персонажей и вместе с детьми решаем, какая фигура кого будет обозначать.
Я: «Назовите героев сказки? Сколько их?» (Дети перечисляют, их – 8). Даем каждому персонажу фигурку-заместитель. Они разного цвета и формы.
Затем я задаю детям вопросы:
«Почему Хаврошечка и сестры красного цвета?» (Девицы-красавицы).
«Почему хозяйка желтого цвета?» (Злая).
«Почему сильный человек синего цвета?» (Он добрый).
«Коричневый круг – кто это?» (Корова).
«Зеленое деревце?» (Это – яблоня).
Я: «Вспоминаем начало сказки и выкладываем в первой рамочке соответствующие фигурки-заместители. (Дети работают самостоятельно).
Дети по очереди рассказывают и составляют модель сказки.
Я приглашаю детей сесть на коврик и послушать вопросы.
«Дети, понравилось вам составлять сказку по моделям?» (Да).
«Назовите сказочные волшебные образы?» (Одноглазка, триглазка, волшебная яблоня, корова, Хаврошечка).
«Сказочные действия?» (Хаврошечка влезла в ухо корове).
«Бывает такое в жизни?» – Нет. «Правильно. Бывает только в наших сказках, каких?» (Волшебных).
«Назовите еще волшебные сказки? Дети, а с каких слов обычно начинаются сказки?» (Жили-были, в некотором царстве, государстве).
«Какой фразой начинается наша сказка?» («Есть на свете люди хорошие…»).
«Какими словами закончилась наша сказка? А еще какими словами заканчиваются сказки, назовите?» («Стали они жить поживать, да добра наживать»; или «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают», или «И я там был: мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «Тут и сказке конец – кто дослушал – молодец!»).
После
этого я оцениваю ответы детей.
План-конспект
занятия по развитию навыков рассказывания по памяти из коллективного опыта в средней группе
Тема: Инсценирование и драматизации отрывков сказки.
Программные задачи:
1.
Воспитывать навыки
2.
Способствовать интонационной
Предварительная работа: за 2-3 дня до занятия желательно рассмотреть рисунки к сказке, постараться, чтобы дети запомнили слова, которые говорил медведь, намереваясь съесть пирожок, и Машенька, сидя в коробе.
Материал
и оборудование: игрушки, изображающие
Машеньку и медведя.
Ход занятия:
Я рассказываю сказку. Достаю игрушки, изображающие Машеньку и медведя. Напоминаю детям эпизод из сказки:
«Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался: «Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить».
Спрашиваю, что же должна была делать Машенька в доме медведя? Отвечаю сама, а дети дополняют отдельные слова:
«Будешь печку (топить), будешь кашку (варить)».
Далее я инсценирую следующий эпизод с помощью игрушек. Я также начинаю фразу сама, а дети заканчивают:
«Идет медведь между елками, идет между березами, в овражки спускается, на пригорочки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
«Сяду (на пенек)» (присаживается);
«Съем (пирожок)»;
Машенька: (за спиной у медведя). «Вижу, вижу!.. Не садись (на пенек), не (ешь пирожок)…
Медведь: Ишь, какая глазастая. Все видит!
Я: Поднял он короб и пошел дальше.
Подведение
итогов занятия. Я спрашиваю, понравилась
ли детям такая игра, будут ли
они дома учиться рассказывать.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рассказы
детей
Вика была очень активной во время занятия. У нее достаточно развитая и последовательная речь, большой для данного возраста словарный запас. Вика заканчивала каждую начатую мной фразу из сказки, а иногда мне даже не нужно было начинать предложение – она вспоминала сама.
Вика не только хорошо рассказывала по памяти отрывок сказки, но и показывала эмоции и даже действия героев (медведь сел и Вика приседала).
Я напомнила эпизод из сказки: «Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался: «Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить».
Я: Вика, расскажи, что Медведь говорил Маше?
Вика: Медведь сказал: не отпущу тебя, Маша. Я: Будешь у… Вика: меня жить! Будешь топить печку и … Я: Кашу… Вика: кашу варить!
Я: Идет медведь между елками, идет между березами, в овражки спускается, на пригорочки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
Я:
Сяду… Вика: на пенек, съем пирожок.
Я: Вижу, вижу!.. Не садись… Вика: на пенек,
не ешь пирожок.
Я: «Вспоминаем начало сказки и выкладываем в первой рамочке соответствующие фигурки-заместители. (Дети работают самостоятельно).
Дети по очереди рассказывают и составляют модель сказки.
Илья: Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой и забрали ее к себе плохие люди и заставляли работать.
А были у хозяйки три дочки большие. Старшую звали Одноглазка, среднюю – Двуглазка, а младшую – Триглазка. Крошечка-Хаврошечка для них пряла и ткала, а они никогда ее не жалели и добрые слова не говорили!
И была у Крошечки-Хаврошечки корова, которую она очень любила. Выходила она в поле и обнимала свою корову, и рассказывала, как ей тяжело жить:
- Коровушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не разрешают. Много работы заставляют сделать до завтра.
А корова ей отвечает:
- Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – вся работа будет сделана.
Так и сбывалось.
А мачеха ей еще больше работы задавала. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и работа готова.
Тогда старуха позвала Одноглазку и сказала ей подсмотреть за Крошечкой-Хаврошечкой, узнать, кто ей помогает.
Но Одноглазка заснула и пока она спала, коровушка и наткала и побелила. Тогда послала мачеха Двуглазку. Она тоже на солнышке разлеглась, Хаврошечка ее убаюкала:
- Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка опять всю работу сделала.
Старуха рассердилась послала Триглазку. Хаврошечка два глаза убаюкала, а про третий забыла. И он все увидел - как Хаврошечка в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовую работу забрала. Триглазка все рассказала матери. Старуха пришла к мужу и сказала зарезать корову.