Методы исследования в теории и методике физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить методы исследования в теории физической культуры.
Задачи:
1.Ознакомится с понятием методов исследования.
2.Определить особенности применения методов исследования в теории физической культуры.
Рассмотреть классификацию методов исследования.
Изучить наиболее распространенные методы исследования в теории физической культуры.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 Общая характеристика методов исследования в теории и методике физической культуры 6
1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания …………………………..…….6
1.2. Классификация методов исследования в теории физической культуры. 9
Глава 2 Методы исследования в теории физической культуры......11
2.1 Диалектико-материалистический метод познания…………………11
2.1.1 Законы……………………………………………………………..11
2.1.2 Категории…………………………………………………….……12
2.2 Методы построения общелогического знания……………….……..13
2.2.1 Анализ и синтез…………………………………………….……..13
2.2.2 Индукция и дедукция………………………………….…………15
2.2.3 Обобщение и абстрагирование.....................................................16
2.2.4 Аналогия………………………………………………….………17
2.2.5 Моделирование…………………………………………………..17
2.3 Методы построения научного познания……………………..…….1 9
2.3.1 Методы экспериментально-эмпирического знания……….…....1 9
2.3.2 Методы теоретического знания…………………………….…...21
2.4 Частные методы в теории физической культуры……………….…25
2.4.1 Педагогическое наблюдение, как метод исследования в теории физического воспитания .25
2.4.2 Педагогический эксперимент, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………...29
2.4.3 Хронометраж, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..32
2.4.4 Пульсометрия, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..35
2.4.5 Тестирование, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..37
Заключение ……………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………….41

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 79.78 Кб (Скачать)

     Исторический  метод научного познания.

Этот  метод широко используется в исследованиях  по физическому воспитанию. Изучается  документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического  развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.

     Изучение  продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический метод.

     В качестве объекта исследования при  использовании метода изучения продуктов  деятельности могут выступать самые  разнообразные продукты деятельности испытуемых (дневники самонаблюдения, планы-конспекты урока, годовые планы графики, журналы успеваемости и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.

     Результаты  использования этого метода (наряду с результатами наблюдения и бесед) могут дать ценный материал для составления  вопросов различных анкет.

     Анализ  продуктов деятельности - метод, широко распространенный в спорте и физической культуре [17].

     Преимуществом данного метода является возможность изучить интересующие нас вопросы по данным прошлого, пронаблюдать динамику развития тех или иных способностей при различных методиках, использованных в прошлом.

     К разновидностям "архивного метода" относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и других социальных науках.

     Разработка  метода контент-анализа связана с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: слово (термин, символ); суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор; целостное сообщение [13]. 
 
 
 
 
 

     2.4 Частные методы в теории физической культуры 

     2.4.1 Педагогическое наблюдение, как метод исследования в теории

физического воспитания

 
     Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением  является старейшим методом. Как  научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века.

     Педагогическое  наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается  в познании педагогического процесса.

     Наблюдение  может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система  фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы [14].

    Различают несистематическое  и систематическое наблюдение:

     -несистематическое  наблюдение проводится в ходе  полевого исследования и широко  применяется в этнопсихологии, психологии  развития, социальной

     -психологии. Для исследователя, проводящего  несистематическое наблюдение, важны  не фиксация причинных зависимостей  и строгое описание явления,  а создание некоторой обобщенной  картины поведения индивида либо  группы в определенных условиях; систематическое наблюдение проводится  по определенному плану. Исследователь  выделяет регистрируемые особенности  поведения (переменные) и классифицирует  условия внешней среды. План  систематического наблюдения соответствует  схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования [11].

    Различают "сплошное" и выборочное наблюдение:

     -в  первом случае исследователь  (или группа исследователей) фиксирует  все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

     -во  втором случае он обращает  внимание лишь на определенные  параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии и т.п.

     Наблюдение  может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты  наблюдения и т.д.

     Фиксация  результатов наблюдения может производиться  в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а,

следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей  изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

    Есть два  варианта включенного наблюдения:

     -наблюдаемые  знают о том, что их поведение  фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения  в классе на уроке или на  тренировке) и наблюдаемые не  знают, что их поведение фиксируется  (например, дети, играющие в комнате,  одна стена которой - зеркало Гезелла).

     Учитываются параметры движения, функционального  состояния организма, хронометраж  отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических  качеств, физической подготовленности;    проводится    измерение:    жизненной    емкости   легких

посредством спирометрии; мышечной силы рук - ручным динамометром; временных показателей  по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности - секундомером и т.д. Таким  образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и без инструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний [4].

     Результаты  наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются  время, место, количество участников, качество наблюдения.

     Результаты  наблюдений обычно систематизируются  в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

     В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: "Красиво, ровно, прямо", т.е. выделит качественные параметры движения.

     Если  спросить ребенка, где дети побегут  врассыпную по залу, то он ответит: "Там, где никого нет поблизости, чтобы  не столкнуться с другим ребенком".

     Результаты  беседы лучше фиксировать на магнитофоне  с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников  дошкольного учреждения).

     Результаты  беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка  се результатов.

     Какие же конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить? В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем  больше, чем сильнее наблюдатель  стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения [10].

     -Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

     -Эффект  снисхождения. Тенденция всегда  давать положительную оценку происходящему.

      -Ошибка  центральной тенденции. Наблюдатель  стремится давать усердную оценку  наблюдаемому поведению.

     -Ошибка  корреляции. Оценка одного признака  поведения дается на основании  другого наблюдаемого признака (интеллект  оценивается по беглости речи).

     -Ошибка  контраста. Склонность наблюдателя  выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

     -Ошибка  первого впечатления. Первое впечатление  об индивиде определяет восприятие  и оценку его дальнейшего поведения.

     Однако  наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя [8].

          2.4.2 Педагогический эксперимент, как метод исследования в теории физического воспитания

     Педагогический  эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

     Он  включает в себя комплексный метод  научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

     Педагогический  эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

     В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме [9].

     В формирующем эксперименте - разрабатывается  новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

     В заключительной, или итоговой, части  экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния  работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений [1].

          Основой любого научно-педагогического исследования является педагогический эксперимент.  При помощи педагогического эксперимента проверяется достоверность научных гипотез, выявляются связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем. Основными видами

педагогического эксперимента являются, естественный и лабораторный, которые имеют много подвидов.

     Естественный  эксперимент проходит без нарушения  естественного учебного режима, проверяются новые учебные планы, программы, учебники. Педагогический эксперимент - это наблюдение, но специально организованное в связи с систематическими изменениями условий проведения педагогического процесса. Требует точного определения исходных данных, конкретных условий и способов обучения или материалов, подвергаемых исследованию. Необходим также разносторонний учет результатов эксперимента.

Информация о работе Методы исследования в теории и методике физической культуры