Методы исследования в теории и методике физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить методы исследования в теории физической культуры.
Задачи:
1.Ознакомится с понятием методов исследования.
2.Определить особенности применения методов исследования в теории физической культуры.
Рассмотреть классификацию методов исследования.
Изучить наиболее распространенные методы исследования в теории физической культуры.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 Общая характеристика методов исследования в теории и методике физической культуры 6
1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания …………………………..…….6
1.2. Классификация методов исследования в теории физической культуры. 9
Глава 2 Методы исследования в теории физической культуры......11
2.1 Диалектико-материалистический метод познания…………………11
2.1.1 Законы……………………………………………………………..11
2.1.2 Категории…………………………………………………….……12
2.2 Методы построения общелогического знания……………….……..13
2.2.1 Анализ и синтез…………………………………………….……..13
2.2.2 Индукция и дедукция………………………………….…………15
2.2.3 Обобщение и абстрагирование.....................................................16
2.2.4 Аналогия………………………………………………….………17
2.2.5 Моделирование…………………………………………………..17
2.3 Методы построения научного познания……………………..…….1 9
2.3.1 Методы экспериментально-эмпирического знания……….…....1 9
2.3.2 Методы теоретического знания…………………………….…...21
2.4 Частные методы в теории физической культуры……………….…25
2.4.1 Педагогическое наблюдение, как метод исследования в теории физического воспитания .25
2.4.2 Педагогический эксперимент, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………...29
2.4.3 Хронометраж, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..32
2.4.4 Пульсометрия, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..35
2.4.5 Тестирование, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..37
Заключение ……………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………….41

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 79.78 Кб (Скачать)

     При анализе просмотренного урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и предложить учителю пути их исправления [19]. 

    2.4.5 Тестирование, как метод исследования в теории физического

воспитания

     Контрольные испытания помогают: выявить уровень  развития отдельных двигательных качеств; оценить степень технической  и тактической подготовленности; сравнить подготовленность как отдельных  занимающихся, так и целых групп; провести наиболее оптимальный отбор  спортсменов для занятий тем  или иным видом спорта и для  участия в соревновании; вести  в значительной степени объективный  контроль за тренировками, как отдельных спортсменов, так и целых групп; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.

     Перечисленные возможности могут быть реализованы  только при критическом, творческом подходе к существующей методике контрольных испытаний и при  тщательном соблюдении некоторых общих  требований. Необходимо помнить, что  нет стандартной, унифицированной  методики. Объясняется это не столько  сравнительной «молодостью» научного подхода к разработке методики контрольных  испытаний, сколько чрезвычайной сложностью проблемы. На современном уровне знаний трудно себе представить одинаковое для всех случаев содержание контрольных испытаний. И, тем не менее, этот метод исследований всегда будет требовать от научных работников наибольшей самостоятельности в решении методологических вопросов.

     Контрольные испытания проводятся с помощью  контрольных упражнений, или тестов. Определенная система использования  контрольных упражнений называется тестированием.

     Контрольные упражнения — это стандартизированные  по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся на данный период обучения. Контрольные упражнения могут применяться и как обычные физические упражнения.

     Весьма  условно все контрольные упражнения целесообразно разделять на тесты, определяющие уровень общей физической подготовленности и каждого компонента специальной подготовленности в  том или ином виде спорта; определяющие физическое состояние детей (отдельно по возрастным группам и полу), студентов (отдельно по профориентации и полу), военнослужащих (отдельно по родам войск) и др.

     В исследованиях, как правило, применяют  не одно контрольное упражнение, а  несколько. Например, при изучении специальной  подготовленности спортсмена применяют  тесты, характеризующие уровни развития специальных двигательных качеств, технической, тактической подготовленности и т. п.

     При том, что контрольные упражнения помогают определить физическое состояние человека, его готовность к физическим упражнениям

через объективные показатели, нельзя переоценивать  их роль. Если неправильно отбирать контрольные упражнения, неграмотно оценивать результативность их выполнения, поверхностно анализировать результаты, то невозможно получить объективные  данные о физическом состоянии человека, о целесообразности педагогического  процесса.

     Достоверность любых контрольных упражнений проверяется таким комплексным показателем подготовленности занимающихся, как оценочные результаты той деятельности, которая являлась предметом специальной подготовки (например, для выступления на соревнованиях).

     Приступая к исследованию, следует предварительно разработать систему контрольных  упражнений. Сложность разработки зависит  от характера «основной» деятельности. Несколько проще создавать систему  контрольных упражнений для видов  спорта, в которых результаты оцениваются метрическими единицами, поскольку при наличии объективных единиц измерения можно использовать математические расчеты для установления избирательности и воспроизводимости контрольных упражнений [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проведение  исследований в теории физической культуры связано с применением различных  методов. Так, на эмпирическом уровне в  основном используются общенаучные  и частные методы, позволяющие  создать базу для теоретического знания. По мере накопления фактов складываются предпосылки для выявления важнейших  закономерностей, формулирования гипотез, обобщающих выводов, теоретических  принципов и законов.

     Теория  и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых  связано с достижением смежных  наук.

     В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и  методы смежных наук -социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.

    Методы исследования в физической культуре можно разделить  на:

      1.Методы  построения общелогического знания: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование.

     2. Методы построения научного познания: Экспериментально -эмпирического знания (наблюдение, эксперимент, измерение, описание), теоретического знания (мысленный эксперимент, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, логический, исторический, методы математической гипотезы).

     3.Частные  методы: педагогический эксперимент,  педагогическое наблюдение, хронометраж,  пульсометрия, тестирование. 
 
 
 
 
 

 

            БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]/ Б.А.Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.-214 с.
  2. Благуш, П.К. К теории тестирования двигательных способностей [Текст]/ П.К.Благуш. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 197 с.
  3. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия [Текст]/ С.Д.Бойченко, И.В.Бельский. - Минск: Лазурак, 2002. - 301 с., 314-316 с.
  4. Введение в теорию физической культуры [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры/ под ред. Л.П.Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983.-148-150 с.
  5. Войнар, Ю. Подготовка физкультурных кадров. Традиции, реалии, перспективы: Монография [Текст]/ Ю.Войнар. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 228-235с.
  6. Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория [Текст]/ В.М.Выдрин// Теория и практика физической культуры. - 1986. - №5. - С.24 -27.
  7. Купчинов, Р.И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах [Текст]: Учеб.-метод, пособие/ Р.И. Купчинов. - Минск: БИТУ, 2006. - 275-280 с.
  8. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний [Текст]: учеб. пособие/ В.П.Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2003. - 224 с.
  9. Максименко, A.M. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник/ А.М.Максименко. - М.: Физическая культура, 2005. - 544 с.
  10. Матвеев, Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры [Текст]/ Л.П.Матвеев// Теория и практика физической культуры. - 1982. - №7. - С.5 - 8.
  11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие
 

основы  теории и методики физического воспитания;     теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры/ Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 536-543 с.

  1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст]: учеб. для высших спец. физкультурных учебных заведений/ Л.П.Матвеев. - 4-е изд., стер. - СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004.-16 с.
  2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]/ Л.П.Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. -544 с.
  3. Пономарев, Н.И. Социальные функции физической культуры и

спорта [Текст]/ Н.И.Пономарев. -М.: Физкультура и спорт, 1974. - 310 с.

  1. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. для техникумов физ. культуры/ В.М.Выдрин [и др.]; под ред. А.А.Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 387 с.
  2. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры: в 2 т./ под общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 2 т.
  3. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. для вузов физ. воспитания и спорта/ под ред. Т.Ю.Круцевич: в 2 т. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - Т. 1. - 422 с; Т. 2.-391 с.
  4. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Ф.Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

      19. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция 
физической культуры и физкультурного образования (инновационный 
подход) // Теор. и практ. физ. культ. 1998. № 5, с. 11-15.

     20. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и 
спорта [Текст]/ Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Академия, 2001. - 299 с.

 

 

Информация о работе Методы исследования в теории и методике физической культуры