Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:47, курсовая работа
Цель исследования: изучить методы исследования в теории физической культуры.
Задачи:
1.Ознакомится с понятием методов исследования.
2.Определить особенности применения методов исследования в теории физической культуры.
Рассмотреть классификацию методов исследования.
Изучить наиболее распространенные методы исследования в теории физической культуры.
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика методов исследования в теории и методике физической культуры 6
1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания …………………………..…….6
1.2. Классификация методов исследования в теории физической культуры. 9
Глава 2 Методы исследования в теории физической культуры......11
2.1 Диалектико-материалистический метод познания…………………11
2.1.1 Законы……………………………………………………………..11
2.1.2 Категории…………………………………………………….……12
2.2 Методы построения общелогического знания……………….……..13
2.2.1 Анализ и синтез…………………………………………….……..13
2.2.2 Индукция и дедукция………………………………….…………15
2.2.3 Обобщение и абстрагирование.....................................................16
2.2.4 Аналогия………………………………………………….………17
2.2.5 Моделирование…………………………………………………..17
2.3 Методы построения научного познания……………………..…….1 9
2.3.1 Методы экспериментально-эмпирического знания……….…....1 9
2.3.2 Методы теоретического знания…………………………….…...21
2.4 Частные методы в теории физической культуры……………….…25
2.4.1 Педагогическое наблюдение, как метод исследования в теории физического воспитания .25
2.4.2 Педагогический эксперимент, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………...29
2.4.3 Хронометраж, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..32
2.4.4 Пульсометрия, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..35
2.4.5 Тестирование, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..37
Заключение ……………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………….41
Этапами педагогического эксперимента является:
-Планирование
-Проведение
-Интерпретация результатов
Планирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), выбор факторов влияния и количество их уровней, необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном соответствии с намеченным планом.
На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.
Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо соблюдение следующих условий
Взаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований. Этому также способствует активное проникновение в педагогику математических методов результатов эксперимента при помощи ЭВМ.
Существуют три типа собственно экспериментального (в классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:
-естественный (полевой) эксперимент;
-моделирующий эксперимент;
-лабораторный эксперимент.
1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным
исследовательским методам.
Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс).
Экспериментатор
в данном случае пользуется лишь сочетанием
различных (контрастных, как правило)
условий деятельности испытуемых и
фиксирует при помощи не экспериментальных
или диагностических методик
исследуемые психологические
Достоинства
естественного (полевого) эксперимента
(относительная
2. Моделирующий эксперимент.
При проведении моделирующего
эксперимента испытуемый
3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных физических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных физических явлений [15].
2.4.3
Хронометраж, как метод
исследования в теории
физического
воспитания
Метод хронометража позволяет определить общую и моторную плотность урока (физкультурного занятия). Для использования метода
хронометража
необходимо иметь секундомер, позволяющий
суммировать время. В настоящее
время практически все
Общая плотность урока (ОПУ) характеризует величину полезно затраченного времени учителем во время урока выраженную в процентах:
ОПУ = ПЗВ (учителем) : ВУ х 100%
ПЗВ - полезно затраченное время учителем на уроке;
ВУ - время урока в минутах (35 - 45 минут).
Методика определения величины ОПУ заключается в наблюдении за действиями учителя во время урока (физкультурного занятия) и фиксировании времени его работы (полезно затраченное время) и каких-либо вынужденных отвлечений от урока или «простоев» (не полезно затраченное время урока). При этом учитель заранее не предупреждается о том, что за ним будет вестись наблюдение.
К действиям учителя, которые характеризуют полезно затраченное время на уроке, можно отнести рассказ и объяснение нового учебного материала, показ или демонстрация (возможно использование видеотехники, а также плакатов, диаграмм и т.п.) упражнения или комплекса упражнений, оказание помощи учащимся при выполнении упражнений, осуществление страховки, оценивание действий учащихся и т.п. Обращаем внимание на то, что наблюдение, как педагогический метод, тоже относится к категории полезно затраченного времени. Например, весь класс одновременно играет в какую-либо игру. В качестве судей в игре выступают временно освобожденные от занятий учащиеся, а учитель стоит и наблюдает за игрой. Данное действие учителя относится к полезно затраченному времени на уроке. Сюда же мы относим и выставление отметок в классный журнал, и дневники учащихся, заполнение классного журнала [2].
К действиям учителя, характеризующим не полезно затраченное время на уроке, можно отнести несвоевременное начало и окончание урока (время от звонка до начала урока учителем, а также от окончания урока учителем до звонка с урока), различные отвлечения во время урока (например, учитель оставил класс и ушел за забытым спортивным инвентарем, или кто-нибудь из педагогов, администрации отвлек учителя от хода урока и т.п.).
Критерием оценки величины ОПУ выступает цифра, полученная после расчетов по указанной формуле. При этом считается, чем ближе она к 100%, тем эффективнее учитель использует время урока. Например, после проведенных расчетов получена цифра ОПУ = 92,5%. Это говорит о том, что при длительности урока 45 минут учитель «не работал» почти 3,5 минуты. В данном случае проверяющий обязан указать на этот факт учителю, уточнить с ним причины потери времени и указать ему на пути исправления отмеченных недостатков.
Моторная
(двигательная) плотность урока представляет
собой суммарное время
течение всего времени урока, выраженное в процентах. Моторная плотность урока определяется по формуле:
МПУ = ВДА (ученика) : ВУ х 100%
ВДА - суммарное время двигательной активности ученика;
ВУ - время урока в минутах (35-45 минут).
Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведется наблюдение в течение всего урока. Выбранный ученик, а также учитель, не должны знать, что именно за ним ведется наблюдение. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика (строевые упражнения, ходьба, бег, общеразвивающие и специальные упражнения, игры, аутотренинг и т.д.). По окончании выполнения упражнения или задания учителя секундомер выключается на время отдыха ученика до начала следующего упражнения или задания. Таким образом, секундомер суммирует время двигательной активности ученика и не учитывает время отдыха, ожидания очереди выполнения упражнения, слушания объяснений учителя и т.д.
При
анализе урока следует
2.4.4
Пульсометрия, как метод
исследования в теории
физического
воспитания
Пульсометрия
- метод, позволяющий определить адекватность
реакции организма учащихся на величину
выполненной физической нагрузки. Суть
метода заключается в подсчете и анализе
частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся
в различные периоды урока или физкультурных
занятий.
Методика применения метода пульсометрии. До начала урока необходимо определить на выбор одного ученика (мальчика или девочку) из класса, за которым будет вестись наблюдение. При этом желательно узнать у ученика, к какой медицинской группе он отнесен (для контроля выбирается
только основная медицинская группа), был ли он на предыдущих уроках физкультуры, нет ли у него на сегодняшний день каких-либо противопоказаний для физкультурных занятий и т.п. Затем в состоянии покоя, например, сидя на гимнастической скамейке, проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данная величина, например, 78 уд/мин., является исходным показателем для сравнения со всеми последующими замерами величины ЧСС. (Все последующие замеры ЧСС проводим только в положении сидя).
Затем, с учетом плана урока, проводим замеры ЧСС в
подготовительной, основной и заключительной частях урока:
♦ до начала выполнения упражнений;
♦ сразу после выполненных упражнений;
♦ во время отдыха после выполненных упражнений;
♦
во время прослушивания учащимися объяснений
учителя;
Последние три замера ЧСС проводим на
последних минутах урока,
когда учитель уже дал команду об окончании урока, а также через 3 и 5 минут после звонка с урока.
Анализируя полученные показатели, необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока должна постепенно повышаться и может превысить исходную (в данном случае 78 уд/мин) на 50% - 70%.
В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т.е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т.п. величина ЧСС может превышать исходную на 100% - 130%.
В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина ЧСС на последней минуте урока не превышает исходную более чем на 15% - 20%, а на 5-ой минуте после урока она приближается к исходной. Превышение указанных показателей может говорить о том, что:
♦ учитель не выполнил комплекс восстановительных упражнений в конце урока, или не достиг необходимого эффекта восстановления при выполнении данного комплекса;
Информация о работе Методы исследования в теории и методике физической культуры