Методы исследования в теории и методике физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить методы исследования в теории физической культуры.
Задачи:
1.Ознакомится с понятием методов исследования.
2.Определить особенности применения методов исследования в теории физической культуры.
Рассмотреть классификацию методов исследования.
Изучить наиболее распространенные методы исследования в теории физической культуры.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 Общая характеристика методов исследования в теории и методике физической культуры 6
1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания …………………………..…….6
1.2. Классификация методов исследования в теории физической культуры. 9
Глава 2 Методы исследования в теории физической культуры......11
2.1 Диалектико-материалистический метод познания…………………11
2.1.1 Законы……………………………………………………………..11
2.1.2 Категории…………………………………………………….……12
2.2 Методы построения общелогического знания……………….……..13
2.2.1 Анализ и синтез…………………………………………….……..13
2.2.2 Индукция и дедукция………………………………….…………15
2.2.3 Обобщение и абстрагирование.....................................................16
2.2.4 Аналогия………………………………………………….………17
2.2.5 Моделирование…………………………………………………..17
2.3 Методы построения научного познания……………………..…….1 9
2.3.1 Методы экспериментально-эмпирического знания……….…....1 9
2.3.2 Методы теоретического знания…………………………….…...21
2.4 Частные методы в теории физической культуры……………….…25
2.4.1 Педагогическое наблюдение, как метод исследования в теории физического воспитания .25
2.4.2 Педагогический эксперимент, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………...29
2.4.3 Хронометраж, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..32
2.4.4 Пульсометрия, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..35
2.4.5 Тестирование, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..37
Заключение ……………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………….41

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 79.78 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

Учреждения  образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка» 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине

«Теория и методика физической культуры» 

«Методы исследования в теории и методике физической культуры» 
 
 

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск

2011

              Оглавление

    Оглавление 2

     Введение 4

       Глава 1 Общая характеристика методов исследования в теории и методике физической культуры 6

      1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания …………………………..…….6

      1.2. Классификация методов исследования в теории физической культуры. 9

     Глава 2 Методы исследования в теории физической культуры......11

    2.1 Диалектико-материалистический  метод познания…………………11

       2.1.1 Законы……………………………………………………………..11

       2.1.2 Категории…………………………………………………….……12

    2.2 Методы построения общелогического знания……………….……..13

      2.2.1 Анализ и синтез…………………………………………….……..13

      2.2.2 Индукция и дедукция………………………………….…………15

      2.2.3 Обобщение и абстрагирование.....................................................16

      2.2.4 Аналогия………………………………………………….………17

      2.2.5 Моделирование…………………………………………………..17

    2.3 Методы построения научного познания……………………..…….1 9

      2.3.1 Методы экспериментально-эмпирического знания……….…....1 9

      2.3.2 Методы теоретического знания…………………………….…...21

               2.4 Частные методы в теории физической культуры……………….…25

      2.4.1 Педагогическое  наблюдение, как метод исследования в теории физического воспитания .25

      2.4.2 Педагогический  эксперимент, как метод исследования  в теории физического воспитания……………………………………………...29

      2.4.3 Хронометраж, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..32

      2.4.4 Пульсометрия, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..35

      2.4.5 Тестирование, как метод исследования в теории  физического воспитания……………………………………………………………..37

    Заключение ……………………………………………………………….40

    Библиографический список…………………………………………….41 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

              ВВЕДЕНИЕ

 
     Методы  исследования в теории и методике физического воспитания занимают далеко не последнее место, так как контролируют весь процесс физического воспитания в школе. Преподаватель физической культуры благодаря методам исследования в теории и методике физического воспитания контролирует успеваемость занимающихся, уровень усвоения учебного материала, правильность построения занятий.

     Теория  и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых  связано с достижением смежных  наук.

     В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук - социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.

    Общая характеристика работы.

     Актуальность  темы исследования: Физическая культура в наше 
время играет огромное значение в воспитательном процессе. Она 
приобретает всё большую популярность, не только как школьный предмет, 
но и как средства гармоничного развития личности, средства укрепления 
здоровья, вид активного отдыха. Конечно, многие закономерности 
физической культуры уже давно изучены, но и множество аспектов в 
физическом воспитании остаются до конца не изучены. На сегодняшний день 
не существует единой методики в физической культуре принятой всеми 
учёными и считающейся единственно верной. А, как всем известно, только 
правильное преподавание может оказывать благоприятное воздействие на 
организм занимающихся. И тем более всем известно, какие отрицательные 
последствия могут быть при неправильном использовании средств и методов 
физической     культуры.     Именно     поэтому     необходимо заниматься

исследовательской деятельностью в теории физического  воспитания, и знать методы исследования в теории физической культуры.

     Цель  исследования: изучить методы исследования в теории физической культуры.

    Задачи:

    1.Ознакомится  с понятием методов исследования.

     2.Определить особенности применения методов исследования в теории физической культуры.

  1. Рассмотреть классификацию методов исследования.
  2. Изучить наиболее распространенные методы исследования в теории физической культуры.

     Структура работы: написанная мной работа состоит из 41 страницы, содержит 2 главы, введение, заключение, список литературы. В работе были использованы 20 источников литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            ГЛАВА 1

           ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

        1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания

     Проведение  исследований связано с применением  различных методов. Так, на эмпирическом уровне в основном используются общенаучные  и частные методы, позволяющие  создать базу для теоретического знания. По мере накопления фактов складываются предпосылки для выявления важнейших  закономерностей, формулирования гипотез, обобщающих выводов, теоретических  принципов и законов.

     Диалектика  научного познания заключается в  том, что теория оказывает влияние  на экспериментальную работу, результаты которой при этом воздействуют на теорию. Без предварительных идей, гипотез невозможен научный эксперимент, а без фактов невозможно создание полноценной теории.

     Теоретическое исследование является видом научной  работы, которая основывается на абстрактном  мышлении, когда необходимо широкое  применение диалектико-материалистических и общенаучных методов, позволяющих обобщить накопленные факты.

     В науке физической культуры все более  высокие требования предъявляются к обоснованию исследовательских работ, способов получения достоверных и эффективных педагогических знаний. Характер такого обоснования должен соответствовать направленности науки на объективное отражение действительного положения дел и с учетом этого — на совершенствование и преобразование спортивной практики [12].

     Термин "методологическое обеспечение" означает знания особого рода, т.е. всей логической цепи характеристик педагогического исследования, позволяющих оценить его качество: проблему, тему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, средства, методы, гипотезу,

защищаемые положения, новизну, значение для науки и практики.

    Таким образом, теория и практика физической культуры базируется:

  1. На исследовательской основе, когда получаемые в экспериментах факты нуждаются в объяснении, теоретической аргументации и интерпретации. Факт в научных исследованиях рассматривается как форма фиксации эмпирических знаний. Совокупность фактов отражает исследовательскую основу для выдвижения гипотез, выявления закономерностей, формирования принципов и т.д.
  2. Теории, что включает:

         а) идеи — концентрированную форму отражения реальной действительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу и практическое    применение.    Педагогические    идеи    в    области    спорта определяют новые объекты, направления развития исследований, их цели, задачи и гипотезы;

     б) основные принципы — исходные положения, которые выражают 
важнейшие закономерности, являющиеся основой в данной области знаний;

     в) закономерности как проявление законов. В физической культуре 
закономерности рассматриваются, во-первых, как необходимые связи между 
факторами, влияющими на занимающихся в тренировочном процессе и 
соревновательной деятельности, а во-вторых, как эффекты, возникающие в 
результате этих воздействий и условий их осуществления. К ним относятся:

  • причинно-следственная связь между тренировочными нагрузками и их эффектами, выраженная в развитии работоспособности и тренированности;
  • взаимосвязь различных сторон физической подготовки: общей и специальной физической, технической, тактической, психологической и т.д.;

      г) гипотезы, представляющие собой суждения о закономерностях и причинах связи предметов и явлений. Так, наблюдение открывает новый факт — и с этой минуты возникает  потребность в новых способах его объяснения.

    3. Логике, которая содержит:

        — понятия, характеризующие основные свойства явлений или 
предметов;

    — суждения об этих свойствах, отражающие всю полноту знаний;

     — умозаключения, содержащие общие представления и догадки о 
связях, причинах и закономерностях изучаемых явлений, которыми 
определяются гипотезы, принципы и другие результаты познавательной 
деятельности.

     4. Теоретической части в виде совокупности следствий, утверждений и 
доказательств. Основанием могут служить факты или суждения о них, 
принципы, закономерности и данные, из которых можно получить новую 
информацию о физической культуре.

     Подобные  знания нужны не только исследователю, но и тренеру, и преподавателю  вуза. Уровень тренерско-преподавательской  деятельности прямо пропорционален их творческому, нестандартному мышлению. Например, в системе обучения особое место принадлежит учителю. Как  правило, лучшим становится тот, кто  постоянно находится в поиске. Выдающиеся учителя обладают высокой  инициативой, выраженным чувством новаторства, исключительным трудолюбием и нестандартным  мышлением. Кроме того, тренер-преподаватель, не ведущий исследовательской работы, сам ни в чем не сомневается  и не научит сомневаться другого. А тот, кто не видит проблем, вряд ли может считаться творческой личностью.

Под методологией понимают учение о методах, совокупности методов и приемов. В более  широком смысле методология —  это учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Методология — не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по их накоплению.

     Диалектико-материалистическая методология как система общих  принципов подхода к изучению окружающего мира и как учение об общих методах познания реализуется  и конкретизируется применительно  к каждой науке, в том числе  и спортивной. Такое проявление общей  методологии следует рассматривать  как ее приложение к конкретной науке, а систему методов познания — как составную часть общей методологии.

     Под методами (гр. methodos — путь исследования, учение, теория) познания понимают совокупность правил, путей, способов и средств эмпирического или теоретического освоения действительности [8].

     Положения теории, основные закономерности и  категории материалистической диалектики, отражая знания о материальной действительности, выполняют важную методологическую функцию в теории физической культуры. Из положений диалектического и исторического материализма вытекает методологическое требование: любой предмет или явление могут быть рассмотрены лишь в неразрывной связи с другими предметами или явлениями [5].

Информация о работе Методы исследования в теории и методике физической культуры