Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:47, курсовая работа
Цель исследования: изучить методы исследования в теории физической культуры.
Задачи:
1.Ознакомится с понятием методов исследования.
2.Определить особенности применения методов исследования в теории физической культуры.
Рассмотреть классификацию методов исследования.
Изучить наиболее распространенные методы исследования в теории физической культуры.
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика методов исследования в теории и методике физической культуры 6
1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания …………………………..…….6
1.2. Классификация методов исследования в теории физической культуры. 9
Глава 2 Методы исследования в теории физической культуры......11
2.1 Диалектико-материалистический метод познания…………………11
2.1.1 Законы……………………………………………………………..11
2.1.2 Категории…………………………………………………….……12
2.2 Методы построения общелогического знания……………….……..13
2.2.1 Анализ и синтез…………………………………………….……..13
2.2.2 Индукция и дедукция………………………………….…………15
2.2.3 Обобщение и абстрагирование.....................................................16
2.2.4 Аналогия………………………………………………….………17
2.2.5 Моделирование…………………………………………………..17
2.3 Методы построения научного познания……………………..…….1 9
2.3.1 Методы экспериментально-эмпирического знания……….…....1 9
2.3.2 Методы теоретического знания…………………………….…...21
2.4 Частные методы в теории физической культуры……………….…25
2.4.1 Педагогическое наблюдение, как метод исследования в теории физического воспитания .25
2.4.2 Педагогический эксперимент, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………...29
2.4.3 Хронометраж, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..32
2.4.4 Пульсометрия, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..35
2.4.5 Тестирование, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..37
Заключение ……………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………….41
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Учреждения образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени
Максима Танка»
ФАКУЛЬТЕТ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Теория
и методика физической
культуры»
«Методы
исследования в теории
и методике физической
культуры»
Минск
2011
Оглавление
Оглавление 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика методов исследования в теории и методике физической культуры 6
1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания …………………………..…….6
1.2. Классификация методов исследования в теории физической культуры. 9
Глава 2 Методы исследования в теории физической культуры......11
2.1 Диалектико-материалистический метод познания…………………11
2.1.1 Законы…………………………………………………………….
2.1.2 Категории…………………………………………………….
2.2 Методы построения общелогического знания……………….……..13
2.2.1 Анализ и синтез…………………………………………….……..13
2.2.2 Индукция и дедукция………………………………….…………15
2.2.3 Обобщение
и абстрагирование...............
2.2.4 Аналогия………………………………………………….……
2.2.5 Моделирование……………………………………………
2.3 Методы построения научного познания……………………..…….1 9
2.3.1 Методы экспериментально-эмпирического знания……….…....1 9
2.3.2 Методы теоретического знания…………………………….…...21
2.4 Частные методы в теории физической культуры……………….…25
2.4.1 Педагогическое наблюдение, как метод исследования в теории физического воспитания .25
2.4.2 Педагогический
эксперимент, как метод
2.4.3 Хронометраж,
как метод исследования в теории физического
воспитания……………………………………………………
2.4.4 Пульсометрия,
как метод исследования в теории физического
воспитания……………………………………………………
2.4.5 Тестирование,
как метод исследования в
Заключение ……………………………………………………………….40
Библиографический
список…………………………………………….41
ВВЕДЕНИЕ
Методы
исследования в теории и методике физического
воспитания занимают далеко не последнее
место, так как контролируют весь процесс
физического воспитания в школе. Преподаватель
физической культуры благодаря методам
исследования в теории и методике физического
воспитания контролирует успеваемость
занимающихся, уровень усвоения учебного
материала, правильность построения занятий.
Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук.
В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук - социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.
Общая характеристика работы.
Актуальность
темы исследования:
Физическая культура в наше
время играет огромное значение в воспитательном
процессе. Она
приобретает всё большую популярность,
не только как школьный предмет,
но и как средства гармоничного развития
личности, средства укрепления
здоровья, вид активного отдыха. Конечно,
многие закономерности
физической культуры уже давно изучены,
но и множество аспектов в
физическом воспитании остаются до конца
не изучены. На сегодняшний день
не существует единой методики в физической
культуре принятой всеми
учёными и считающейся единственно верной.
А, как всем известно, только
правильное преподавание может оказывать
благоприятное воздействие на
организм занимающихся. И тем более всем
известно, какие отрицательные
последствия могут быть при неправильном
использовании средств и методов
физической культуры.
Именно поэтому
необходимо заниматься
исследовательской деятельностью в теории физического воспитания, и знать методы исследования в теории физической культуры.
Цель исследования: изучить методы исследования в теории физической культуры.
Задачи:
1.Ознакомится
с понятием методов
2.Определить особенности применения методов исследования в теории физической культуры.
Структура
работы: написанная мной работа состоит
из 41 страницы, содержит 2 главы, введение,
заключение, список литературы. В работе
были использованы 20 источников литературы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания
Проведение
исследований связано с применением
различных методов. Так, на эмпирическом
уровне в основном используются общенаучные
и частные методы, позволяющие
создать базу для теоретического
знания. По мере накопления фактов складываются
предпосылки для выявления
Диалектика научного познания заключается в том, что теория оказывает влияние на экспериментальную работу, результаты которой при этом воздействуют на теорию. Без предварительных идей, гипотез невозможен научный эксперимент, а без фактов невозможно создание полноценной теории.
Теоретическое исследование является видом научной работы, которая основывается на абстрактном мышлении, когда необходимо широкое применение диалектико-материалистических и общенаучных методов, позволяющих обобщить накопленные факты.
В науке физической культуры все более высокие требования предъявляются к обоснованию исследовательских работ, способов получения достоверных и эффективных педагогических знаний. Характер такого обоснования должен соответствовать направленности науки на объективное отражение действительного положения дел и с учетом этого — на совершенствование и преобразование спортивной практики [12].
Термин "методологическое обеспечение" означает знания особого рода, т.е. всей логической цепи характеристик педагогического исследования, позволяющих оценить его качество: проблему, тему, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, средства, методы, гипотезу,
защищаемые положения, новизну, значение для науки и практики.
Таким образом, теория и практика физической культуры базируется:
а) идеи — концентрированную форму отражения реальной действительности: осознание цели, ее дальнейшую перспективу и практическое применение. Педагогические идеи в области спорта определяют новые объекты, направления развития исследований, их цели, задачи и гипотезы;
б) основные
принципы — исходные положения, которые
выражают
важнейшие закономерности, являющиеся
основой в данной области знаний;
в) закономерности
как проявление законов. В физической
культуре
закономерности рассматриваются, во-первых,
как необходимые связи между
факторами, влияющими на занимающихся
в тренировочном процессе и
соревновательной деятельности, а во-вторых,
как эффекты, возникающие в
результате этих воздействий и условий
их осуществления. К ним относятся:
г) гипотезы, представляющие собой суждения о закономерностях и причинах связи предметов и явлений. Так, наблюдение открывает новый факт — и с этой минуты возникает потребность в новых способах его объяснения.
3. Логике, которая содержит:
— понятия, характеризующие основные
свойства явлений или
предметов;
— суждения об этих свойствах, отражающие всю полноту знаний;
— умозаключения,
содержащие общие представления и догадки
о
связях, причинах и закономерностях изучаемых
явлений, которыми
определяются гипотезы, принципы и другие
результаты познавательной
деятельности.
4. Теоретической
части в виде совокупности следствий,
утверждений и
доказательств. Основанием могут служить
факты или суждения о них,
принципы, закономерности и данные, из
которых можно получить новую
информацию о физической культуре.
Подобные
знания нужны не только исследователю,
но и тренеру, и преподавателю
вуза. Уровень тренерско-
Под методологией понимают учение о методах, совокупности методов и приемов. В более широком смысле методология — это учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Методология — не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по их накоплению.
Диалектико-
Под методами (гр. methodos — путь исследования, учение, теория) познания понимают совокупность правил, путей, способов и средств эмпирического или теоретического освоения действительности [8].
Положения теории, основные закономерности и категории материалистической диалектики, отражая знания о материальной действительности, выполняют важную методологическую функцию в теории физической культуры. Из положений диалектического и исторического материализма вытекает методологическое требование: любой предмет или явление могут быть рассмотрены лишь в неразрывной связи с другими предметами или явлениями [5].
Информация о работе Методы исследования в теории и методике физической культуры