Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:47, курсовая работа
Цель исследования: изучить методы исследования в теории физической культуры.
Задачи:
1.Ознакомится с понятием методов исследования.
2.Определить особенности применения методов исследования в теории физической культуры.
Рассмотреть классификацию методов исследования.
Изучить наиболее распространенные методы исследования в теории физической культуры.
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика методов исследования в теории и методике физической культуры 6
1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания …………………………..…….6
1.2. Классификация методов исследования в теории физической культуры. 9
Глава 2 Методы исследования в теории физической культуры......11
2.1 Диалектико-материалистический метод познания…………………11
2.1.1 Законы……………………………………………………………..11
2.1.2 Категории…………………………………………………….……12
2.2 Методы построения общелогического знания……………….……..13
2.2.1 Анализ и синтез…………………………………………….……..13
2.2.2 Индукция и дедукция………………………………….…………15
2.2.3 Обобщение и абстрагирование.....................................................16
2.2.4 Аналогия………………………………………………….………17
2.2.5 Моделирование…………………………………………………..17
2.3 Методы построения научного познания……………………..…….1 9
2.3.1 Методы экспериментально-эмпирического знания……….…....1 9
2.3.2 Методы теоретического знания…………………………….…...21
2.4 Частные методы в теории физической культуры……………….…25
2.4.1 Педагогическое наблюдение, как метод исследования в теории физического воспитания .25
2.4.2 Педагогический эксперимент, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………...29
2.4.3 Хронометраж, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..32
2.4.4 Пульсометрия, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..35
2.4.5 Тестирование, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..37
Заключение ……………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………….41
Среди множества проблем физической культуры этим требованием предусматривается изучение вопросов собственно спортивной тренировки в неразрывной связи с возрастными и половыми особенностями занимающихся, их подготовленностью, спецификой видов спорта, способностями, организационными и материально-техническими условиями.
1.2 Классификация методов исследования в теории физической культуры
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. Например, Г. Пирьов, разделил "методы" на:
-собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
-методические приемы, методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.) [19].
Сергей
Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в качестве
главных психологических
Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).
Диалектико-материалистический метод познания:
Законы и категории
Методы построения общелогического знания
Методы построения эмпирического знания
Мысленный эксперимент
Формализация
Идеализация
Аксиоматический метод
Гипотетико-дедуктивный метод
Метод математической гипотезы
Исторический и логический методы
Наблюдение
Измерение
Эксперимент
Описание
Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Жан Пиаже (1896-1980)) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические" связи методов физической культуры с педагогикой, психологией и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в свой перечень [17].
Методы научного познания
Методы построения теоретического знания
Анализ и синтез
Индукция и дедукция
Обобщение
Абстрагирование
Аналогия
Моделирование
Таблица 1
ГЛАВА 2
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук.
В
исследованиях по теории и методике
физического воспитания используются
как специальные методы, так и
методы смежных наук - социологии, психологии,
нейропсихологии, физиологии, спортивной
метрологии, врачебного контроля и
т.д.
2.1 Диалектико-материалистический метод познания
Основные
положения диалектики материализма
в виде законов диалектики и ее
категорий являются основой для
формирования методов познания, свойственных
теории физической культуры.
2.1.1 Законы
Закон единства и борьбы противоположностей позволяет вскрыть источники, причины движения и развития материального мира. Среди проблем физического воспитания и спорта изучение противоположностей, их преодоление является необходимым условием совершенствования, развития и (или) изменения теории, выбора оправданных путей развития, перспектив физического воспитания и спорта. В частности, в одной из авторских работ подробно рассматривались аспекты возникновения и преодоления противоречий применительно к вопросам программирования спортивной тренировки. Как свидетельствует практика, игнорирование данного закона приводит к неадекватному представлению о существе событий и явлений, и, как следствие, стагнации теоретических постулатов, концепций и положений.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, подчеркивая необходимость накопления и постоянного обновления
информации, обеспечивает условия поиска оптимальных путей решения многообразных задач, неизбежно возникающих в процессе двигательной деятельности человека в сфере практического применения физических упражнений, для последующего поступательного и скачкообразного изменения достигнутых показателей физического состояния, физической подготовленности, технического мастерства, спортивных достижений. Сфера приложений данного закона в теории физической культуры безгранична, широка и разнообразна.
Закон
отрицания отрицания,
устанавливая взаимосвязь между предшествующими
и последующими ступенями развития, проявляется
в непрерывной и бесконечной последовательности
отрицания одних, утвержденных наукой
положений, и принятия других, более соответствующих
накопленным фактам. В свою очередь, новое
явление, которое подвергло отрицанию
прежнее, с течением времени устаревает
и отрицается. Действия закона неисчерпаемо
и связано со всеми теоретическими, методическими
и практическими аспектами физической
культуры — особенностями формирования
двигательных умений и навыков, развития
физических качеств и способностей, построения
многолетней тренировки.
2.1.2 Категории
Категории в освещении закономерностей физической культуры выступают в качестве важнейших инструментов, закладываемых в логику специфических для физической культуры методов познания.
Рассматривают следующие категории:
Количества и качества (обеспечивают взаимосвязь, например, между изучением системы спортивной подготовки и всей совокупностью ее компонентов);
Необходимого и случайного (выявляются, например, в процессе изучения причинно-следственных связей между организационными, материально-техническими и спортивно-педагогическими составляющими системы подготовки);
Содержания и формы, сущности и явления, части и целого (связаны, например, с изучением структуры педагогических процессов и соотносящихся с обучением, развитием, совершенствованием в спортивной тренировке, результирующими показателями и критериями эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, и др.);
Причины
и следствия (предусматривается, в
частности, установление взаимообусловленности
и взаимозависимости
Таким
образом, законы и категории, вытекающие
из них теоретические положения
и концепции, образуют основу и сущностные
характеристики методов познания событий
и явлений объективной
2.2 Методы построения общелогического знания
2.2.1 Анализ и синтез
Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п.
Анализ — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых веществ. Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важную роль в крушении теории флогистона.
Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.
Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.
В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное диалектическое единство изучаемого объекта.
Анализ
фиксирует в основном то специфическое,
что отличает части друг от друга.
Синтез же вскрывает то существенно
общее, что связывает части в
единое целое. Анализ, предусматривающий
осуществление синтеза, своим центральным
ядром имеет выделение
Анализ и синтез с успехом используются и в сфере мыслительной
деятельности человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и на
эмпирическом уровне познания, анализ и синтез - это не две оторванные друг от друга операции. По своему существу они — как бы две стороны единого аналитико-синтетического метода познания [15].
2.2.2 Индукция и дедукция
Дедукция (лат. deductio - выведение) - в широком смысле слова - такая
форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем (т.е. по законам логики) из предшествующих мыслей. Такая последовательность мыслей называется выводом, а каждый компонент этого вывода является либо ранее доказанной мыслью, либо аксиомой, либо гипотезой. Последняя мысль данного вывода называется заключением.
Процессы дедукции на строгом уровне описываются в исчислениях математической логики.
В узком смысле слова, принятом в традиционной логике, под термином
"дедукция"
понимают дедуктивное
Дедуктивное
умозаключение, являющееся предметом
традиционной логики, применяется нами
всякий раз, когда требуется рассмотреть
какое - либо явление на основании
уже известного нам общего положения
и вывести в отношении этого
явления необходимое
Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
В
основе логического перехода от посылок
к заключению в индуктивном выводе
лежит подтверждаемое тысячелетней
практикой положение о
оправдывают
логическую состоятельность и
Основная
функция индуктивных выводов
в процессе познания — генерализация,
т.е. получение общих суждений. По
своему содержанию и познавательному
значению эти обобщения могут носить различный
характер — от простейших обобщений повседневной
практики до эмпирических обобщений в
науке или универсальных суждений, выражающих
всеобщие законы [16].
2.2.3 Обобщение и абстрагирование
Обобщение следует рассматривать, как одно из важнейших средств научного познания, связанных с переходом от отдельных фактов ситуаций, событий на более высокий уровень абстракции на основе выявления общих для данной группы явлений, признаков, свойств, тенденций развития.
Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Информация о работе Методы исследования в теории и методике физической культуры