Методы исследования в теории и методике физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить методы исследования в теории физической культуры.
Задачи:
1.Ознакомится с понятием методов исследования.
2.Определить особенности применения методов исследования в теории физической культуры.
Рассмотреть классификацию методов исследования.
Изучить наиболее распространенные методы исследования в теории физической культуры.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 Общая характеристика методов исследования в теории и методике физической культуры 6
1.1 Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методике физического воспитания …………………………..…….6
1.2. Классификация методов исследования в теории физической культуры. 9
Глава 2 Методы исследования в теории физической культуры......11
2.1 Диалектико-материалистический метод познания…………………11
2.1.1 Законы……………………………………………………………..11
2.1.2 Категории…………………………………………………….……12
2.2 Методы построения общелогического знания……………….……..13
2.2.1 Анализ и синтез…………………………………………….……..13
2.2.2 Индукция и дедукция………………………………….…………15
2.2.3 Обобщение и абстрагирование.....................................................16
2.2.4 Аналогия………………………………………………….………17
2.2.5 Моделирование…………………………………………………..17
2.3 Методы построения научного познания……………………..…….1 9
2.3.1 Методы экспериментально-эмпирического знания……….…....1 9
2.3.2 Методы теоретического знания…………………………….…...21
2.4 Частные методы в теории физической культуры……………….…25
2.4.1 Педагогическое наблюдение, как метод исследования в теории физического воспитания .25
2.4.2 Педагогический эксперимент, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………...29
2.4.3 Хронометраж, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..32
2.4.4 Пульсометрия, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..35
2.4.5 Тестирование, как метод исследования в теории физического воспитания……………………………………………………………..37
Заключение ……………………………………………………………….40
Библиографический список…………………………………………….41

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 79.78 Кб (Скачать)

     Среди множества проблем физической культуры этим требованием предусматривается  изучение вопросов собственно спортивной тренировки в неразрывной связи  с возрастными и половыми особенностями  занимающихся, их подготовленностью, спецификой видов спорта, способностями, организационными и материально-техническими условиями.

    1.2 Классификация методов исследования в теории физической культуры

     Существует  несколько взглядов на классификацию  методов психологического исследования. Например, Г. Пирьов, разделил "методы" на:

    -собственно  методы (наблюдение, эксперимент, моделирование  и пр.);

     -методические  приемы, методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.) [19].

     Сергей  Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в качестве главных психологических методов  выделил наблюдение и эксперимент.

     Первое  подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический  эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).

Диалектико-материалистический метод познания:

Законы  и категории

Методы  построения общелогического знания

Методы  построения эмпирического знания

Мысленный эксперимент

Формализация

Идеализация

Аксиоматический метод

Гипотетико-дедуктивный  метод

Метод математической гипотезы

Исторический  и логический методы

Наблюдение

Измерение

Эксперимент

Описание

Кроме того, он выделил  приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую  беседу в генетической психологии Жан  Пиаже (1896-1980)) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические" связи методов физической культуры с педагогикой, психологией и  физиологией вознаградилась включением методов этих наук в свой перечень [17].

Методы  научного познания

Методы  построения теоретического знания

Анализ  и синтез

Индукция  и дедукция

Обобщение

Абстрагирование

Аналогия

Моделирование

 
 
 

Таблица 1 

                                           ГЛАВА 2

        МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

     Теория  и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых  связано с достижением смежных  наук.

     В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и  методы смежных наук - социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и  т.д. 

     2.1 Диалектико-материалистический метод познания

     Основные  положения диалектики материализма в виде законов диалектики и ее категорий являются основой для  формирования методов познания, свойственных теории физической культуры. 

     2.1.1 Законы

     Закон единства и борьбы противоположностей позволяет вскрыть источники, причины движения и развития материального мира. Среди проблем физического воспитания и спорта изучение противоположностей, их преодоление является необходимым условием совершенствования, развития и (или) изменения теории, выбора оправданных путей развития, перспектив физического воспитания и спорта. В частности, в одной из авторских работ подробно рассматривались аспекты возникновения и преодоления противоречий применительно к вопросам программирования спортивной тренировки. Как свидетельствует практика, игнорирование данного закона приводит к неадекватному представлению о существе событий и явлений, и, как следствие, стагнации теоретических постулатов, концепций и положений.

     Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, подчеркивая  необходимость накопления и постоянного обновления

информации, обеспечивает условия поиска оптимальных путей  решения многообразных задач, неизбежно возникающих в процессе двигательной деятельности человека в сфере практического применения физических упражнений, для последующего поступательного и скачкообразного изменения достигнутых показателей физического состояния, физической подготовленности, технического мастерства, спортивных достижений. Сфера приложений данного закона в теории физической культуры безгранична, широка и разнообразна.

     Закон отрицания отрицания, устанавливая взаимосвязь между предшествующими и последующими ступенями развития, проявляется в непрерывной и бесконечной последовательности отрицания одних, утвержденных наукой положений, и принятия других, более соответствующих накопленным фактам. В свою очередь, новое явление, которое подвергло отрицанию прежнее, с течением времени устаревает и отрицается. Действия закона неисчерпаемо и связано со всеми теоретическими, методическими и практическими аспектами физической культуры — особенностями формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и способностей, построения многолетней тренировки. 

     2.1.2 Категории

     Категории в освещении закономерностей физической культуры выступают в качестве важнейших инструментов, закладываемых в логику специфических для физической культуры методов познания.

     Рассматривают следующие категории:

     Количества  и качества (обеспечивают взаимосвязь, например, между изучением системы  спортивной подготовки и всей совокупностью ее компонентов);

     Необходимого  и случайного (выявляются, например, в процессе изучения причинно-следственных связей между организационными, материально-техническими и спортивно-педагогическими составляющими системы подготовки);

     Содержания  и формы, сущности и явления, части  и целого (связаны, например, с изучением  структуры педагогических процессов  и соотносящихся с обучением, развитием, совершенствованием в спортивной тренировке, результирующими показателями и критериями эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, и др.);

     Причины и следствия (предусматривается, в  частности, установление взаимообусловленности  и взаимозависимости тренировочных  нагрузок с утомлением, восстановлением, технико-тактическими взаимодействиями соперников в играх и единоборствах).

     Таким образом, законы и категории, вытекающие из них теоретические положения  и концепции, образуют основу и сущностные характеристики методов познания событий  и явлений объективной действительности физической культуры [3].

        2.2 Методы построения общелогического знания

            2.2.1 Анализ и синтез

     Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные  части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут  быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п.

     Анализ  — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых веществ. Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важную роль в крушении теории флогистона.

       Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.

Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.

     В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное диалектическое единство изучаемого объекта.

     Анализ  фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно  общее, что связывает части в  единое целое. Анализ, предусматривающий  осуществление синтеза, своим центральным  ядром имеет выделение существенного. Тогда и целое выглядит не так, как при «первом знакомстве»  с ним разума, а значительно  глубже, содержательнее.

    Анализ и  синтез с успехом используются и  в сфере мыслительной

деятельности  человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и на

эмпирическом  уровне познания, анализ и синтез - это не две оторванные друг от друга операции. По своему существу они — как бы две стороны единого аналитико-синтетического метода познания [15].

            2.2.2 Индукция и дедукция

    Дедукция (лат. deductio - выведение) - в широком смысле слова - такая

форма мышления, когда новая мысль выводится  чисто логическим путем (т.е. по законам  логики) из предшествующих мыслей. Такая  последовательность мыслей называется выводом, а каждый компонент этого вывода является либо ранее доказанной мыслью, либо аксиомой, либо гипотезой. Последняя мысль данного вывода называется заключением.

     Процессы  дедукции на строгом уровне описываются  в исчислениях математической логики.

     В узком смысле слова, принятом в традиционной логике, под термином

"дедукция" понимают дедуктивное умозаключение,  т. е. такое умозаключение, в  результате которого получается  новое знание о предмете или  группе предметов на основании  уже имеющегося некоторого знания  об исследуемых предметах и  применения к ним некоторого  правила логики.

     Дедуктивное умозаключение, являющееся предметом  традиционной логики, применяется нами всякий раз, когда требуется рассмотреть  какое - либо явление на основании  уже известного нам общего положения  и вывести в отношении этого  явления необходимое заключение.

     Индуктивным называется умозаключение, в котором  на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о  его принадлежности классу в целом.

     В основе логического перехода от посылок  к заключению в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысячелетней практикой положение о закономерном развитии мира, всеобщем характере  причинной связи, проявлении необходимых  признаков явлений через их всеобщность  и устойчивую   повторяемость.    Именно   эти   методологические   положения

оправдывают логическую состоятельность и эффективность  индуктивных выводов.

     Основная  функция индуктивных выводов  в процессе познания — генерализация, т.е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер — от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы [16]. 

     2.2.3 Обобщение и абстрагирование

     Обобщение следует рассматривать, как одно из важнейших средств научного познания, связанных с переходом от отдельных  фактов ситуаций, событий на более  высокий уровень абстракции на основе выявления общих для данной группы явлений, признаков, свойств, тенденций  развития.

     Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом  или с использованием его результата Сущность этого метода состоит в  мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов  и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Информация о работе Методы исследования в теории и методике физической культуры