Методы исследования в теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы- изучить методы исследования и особенности их применения в теории физического воспитания. Исходя из цели работы, были
Определены следующие задачи:
Рассмотреть связь теории и методики физического воспитания с другими науками.
Изучить классификацию методов исследования
Изучить требования к методам исследования
Рассмотреть особенности применения методов исследования в теории физического воспитания

Оглавление

Введение………………………………………….……………………………..…2
1. Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методики физического воспитания………………………………………………4
1.1. Связь теории и методики физического воспитания с другими науками..4 1.2. Понятие метода. Классификация методов исследования …………………8
1.3. Особенности методов исследования в теории физического воспитания.11
2. Наблюдение и эксперимент как методы построения эмпирического знания и их применение в теории и методике физического воспитания…………….15
2.1. Общие требования к методам исследования……………………….……..15
2.2. Метод наблюдений: понятие и классификация его основных видов…...19
2.3. Экспериментальный метод: особенности и требования к применению...........................................................................................................21
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………………..

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Введение………………………………………….……………………………..…2

1. Понятие  методов исследования и особенности  их применения в теории и  методики физического воспитания………………………………………………4  

1.1. Связь  теории и методики физического воспитания с другими науками..4 1.2. Понятие метода. Классификация методов исследования …………………8 

1.3. Особенности  методов исследования в теории  физического воспитания.11   

2. Наблюдение  и эксперимент как методы построения  эмпирического знания и их  применение в теории и методике  физического воспитания…………….15   

2.1. Общие требования к методам исследования……………………….……..15

2.2. Метод наблюдений: понятие и классификация его основных видов…...19   

2.3. Экспериментальный метод: особенности и требования к применению...........................................................................................................21

    Заключение……………………………………………………………………25   

Список  использованных источников…………………………………………..26     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

           Знание общих законов развития материального мира позволяет правильно подойти к познанию тех или иных конкретных явлений природы и общественной жизни. Единственно научный метод познания действительности - диалектический материализм, правильно отображающий объективные законы. Объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь такой, какая она есть в совокупности ее многообразных связей, существенных отношений к другим вещам, - все это должно пронизывать научную работу при использовании любых специфических для данной науки методов исследования. Современные знания еще не позволяют дать обоснованную классификацию специфических педагогических методов исследования в физическом воспитании. Можно говорить об их условной группировке. Тем не менее, она позволяет оценивать возможности каждого метода и выбирать тот, который в наибольшей степени отвечает задачам исследования. Приведенная ниже группировка характеризуется: во-первых, разграничением систем проведения учебно-воспитательных занятий с целью изучения эффективности тех или иных педагогических факторов и методов выявления и регистрации воздействия этих факторов; во-вторых, отнесением к разным группам методов сбора текущей информации о педагогическом процессе (например, хронометрирования) и методов сбора ретроспективной информации, т.е. всех тех сведений, которые уже имеются в теории и практике физического воспитания по изучаемому вопросу (анализ литературы, документов и пр.)1.

Цель  курсовой работы- изучить методы исследования и особенности их применения в  теории физического воспитания. Исходя из цели работы, были

Определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть связь теории и методики физического воспитания с другими науками.
  2. Изучить классификацию методов исследования
  3. Изучить требования к методам исследования
  4. Рассмотреть особенности применения методов исследования в теории физического воспитания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие методов  исследования и  особенности их  применения в теории  и методики физического  воспитания   

     1.1. Связь теории и методики физического  воспитания с другими науками

     Теория  физического воспитания и развития ребенка связана с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздействия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология). Другие науки (медико-биологического цикла, такие, как физиология, анатомия, медицина, биология) изучают процедуры биологического развития ребенка. Каждая из вышеназванных наук изучает определенную сторону физического развития. Теория и методика физического воспитания как самостоятельная наука интегрирует достижения смежных наук и представляет собой систему педагогических воздействий для достижения результатов физического воспитания2.

     Теория  и методика физического воспитания связана с комплексом дисциплин  гуманитарного характера — общей  теорией физической культуры и воспитания, общей и дошкольной педагогикой, психологией физической культуры и спорта, детской, возрастной, социальной психологией, философией и др. Она опирается также на медико-биологические и естественнонаучные дисциплины — физиологию, биомеханику физических упражнений, анатомию, педиатрию, нейропсихологию, гигиену, медико-педагогический контроль и др.

     Благодаря комплексному использованию смежных  наук появились возможности изучения социальных закономерностей развития и организации физической культуры, особенностей воздействия физических упражнений на телесное и психическое развитие ребенка; выявлены закономерности формирования двигательных умений и навыков, определены законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия.

     Дисциплины  медико-педагогического и психолого-педагогического цикла изучают определенную сторону физического развития ребенка. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка — это основа системы педагогического воздействия для достижения лучших результатов физического воспитания.

     Методологической  основой предмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма.

     Естественно-научную и психолого-педагогическую основу этой теории составляет учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Оно позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания.

     Опираясь  на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы. Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность ребенка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства под воздействием воспитания. Эти положения нашли отражение в работах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, их учеников и последователей — Н.И.Красногорского, Н.И.Касаткина, Н.М.Щелованова и др.

     Работы  психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А. В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики — воля, память, мышление, творчество и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения. Предоставленный самому себе ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится учить. От рождения движения не являются свойствами человеческой личности, человеческой жизнедеятельности. Они могут сделаться таковыми только в процессе их человеческого, социально-исторически запрограммированного способа употребления3.

     По  мере того как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и  личность как «индивидуальная совокупность человечески-функциональных органов». В этом смысле возникновение личности представляет собой процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей вовне и совершенно независимо от этого материала [3, с. 33].

     Таким образом, человек как биосоциальное существо — единственное живое создание, познающее и преобразующее не только окружающую среду, но и себя самого.

     Экспериментальное доказательство И.М.Сеченовым и И.П.Павловым того, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира, позволило И.М.Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности человека действительно могут быть сведены на мышечное движение.

     Согласно  психологической теории, действие является квинтэссенцией деятельного подхода к развитию личности4. На важность целенаправленной работы по развитию и совершенствованию собственных движений указывали также такие ученые, как А.А.Ухтомский, Н.А.Бернштейн, А. В.Запорожец, А.Н.Лсонтьев, С.Л.Рубинштейн.

     Таким образом, подчеркнем еще раз, специфику  произвольного действия составляет его осознание. Осознанное, разумное действие требует тренировки двигательного  аппарата с участием сознания. Осознанное действие является не только быстрым, но и точным (исследования Н.Д.Гордеевой, О.И.Кокаревой. Одной из важнейших проблем теории и методики физического воспитания и развития является проблема превращения движения ребенка в свободное разумное действие.

     Влияние тела на состояние нервной системы огромно. Первоначальное значение для протекания психических процессов имеет физическая активность. Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные клетки (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Физиологические исследования подтверждают, что многие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц.

1.2. Понятие метода. Классификация методов исследования

  Технология  воспитательной деятельности — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания в сфере физической культуры и спорта.5

  Стратегия воспитания задает общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач.

  Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в учебном заведении, учреждении, на предприятии и с каждым конкретным человеком.

Техника воспитания характеризует совокупность приемов, операций и других действий педагога по физической культуре и спорту по использованию воспитательного инструментария в профессиональной деятельности.

  Составляющими элементами воспитательной технологии являются прием, звено, цепочка. Воспитательный прием преподавателя (тренера) определяет задействование сил и средств для достижения конкретного воспитательного воздействия. Воспитательное звено — это отдельная, самостоятельная часть воспитательной технологии. Звенья объединяются общей целью. Воспитательная цепочка есть совокупность взаимосвязанных, последовательно задействуемых приемов и звеньев для формирования социально-ценностных качеств и привычек.

  Основной  элемент технологии — это методы воспитания, которые представляют собой определенные способы однородного педагогического воздействия на занимающихся физической культурой и спортом и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.

  Каждый  из методов воспитания направлен  на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями участвующих субъектов воспитания. Оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания выполняет вполне определенные функции и обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств. Любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи6.

  Основу  методов воспитания составляют средства и приемы, которые связаны между  собой и в практике воспитания применяются в единстве.

  Средства  воспитания — это все то, с помощью чего преподаватель (тренер) воздействует на воспитуемых. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

Информация о работе Методы исследования в теории физической культуры