Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:24, курсовая работа
Цель курсовой работы- изучить методы исследования и особенности их применения в теории физического воспитания. Исходя из цели работы, были
Определены следующие задачи:
Рассмотреть связь теории и методики физического воспитания с другими науками.
Изучить классификацию методов исследования
Изучить требования к методам исследования
Рассмотреть особенности применения методов исследования в теории физического воспитания
Введение………………………………………….……………………………..…2
1. Понятие методов исследования и особенности их применения в теории и методики физического воспитания………………………………………………4
1.1. Связь теории и методики физического воспитания с другими науками..4 1.2. Понятие метода. Классификация методов исследования …………………8
1.3. Особенности методов исследования в теории физического воспитания.11
2. Наблюдение и эксперимент как методы построения эмпирического знания и их применение в теории и методике физического воспитания…………….15
2.1. Общие требования к методам исследования……………………….……..15
2.2. Метод наблюдений: понятие и классификация его основных видов…...19
2.3. Экспериментальный метод: особенности и требования к применению...........................................................................................................21
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………………..
Приемы воспитания — это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер.
В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.
Наиболее действенными методами воспитания являются:
1.3. Особенности методов исследования в теории физического воспитания
Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук. В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук — социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д. Все они тесно связаны между собой, порой между ними нет четкой грани, но есть своя специфика. Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента. Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы7. Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблему физического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее. Наиболее общим методом, который используется как в теоретических, так и в экспериментальных работах, является теоретический анализ и обобщение. Он касается литературных данных, документов, материалов, эмпирических данных и другой информации, о чем говорилось ранее. К собственно педагогическим можно отнести педагогическое наблюдение (включенное и невключенное), педагогический эксперимент, составной частью которого являются контрольные испытания (тесты). В процессе исследования используются также методы непосредственного сбора и регистрации информации и методы ее обработки. Методом сбора ретроспективной (прошлой) информации является изучение источников — литературных, статистических, программно-методических, инструктивных и обобщение этих материалов. Может также использоваться в различных его формах (анкеты, беседы, интервью). Текущая информация может собираться методом наблюдения, который представляет собой анализ и оценку предмета исследования без вмешательства в его функционирование наблюдателя. В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т.е. выделит качественные параметры движения. Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком». Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения). Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка ее результатов.
Анкета как метод исследования. В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.
Изучение документации и продуктов деятельности. Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.
Интервью — заранее спланированная по информативному направлению беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентами — опрашиваемыми. Оно может проводиться по жесткому плану, в определенной последовательности и границах информации.
Незаменимым
методом получения информации в
теоретических исследованиях является
опрос, который проводится в виде анкетирования,
интервью и бесед. Он позволяет судить
об опыте человека, мотивах его деятельности
и поведения, ценностных ориентациях,
отношении к физическим упражнениям, эффективности
их использования и о многих других проблемах.
Для анкетирования необходимо разработать
содержание анкеты, в которую включить
весь комплекс вопросов, позволяющий получить
исчерпывающую информацию по интересующей
исследователя проблеме. Во вводной ее
части содержится обращение к респондентам,
название учреждения, от имени которого
ведет работу исследователь, задачи исследования
и его назначение, указание об анонимности
анкеты и рекомендации к ее заполнению.
В основной части даются вопросы или группы
вопросов, ответы на которые позволят
исследователю получить объективное представление
по исследуемой проблеме. В демографической
части анкеты содержатся вопросы, касающиеся
паспортных характеристик респондента
(пол, возраст, специальность, спортивная
квалификация, педагогический стаж и т.п.)8.
2. Наблюдение и эксперимент как методы построения эмпирического знания и их применение в теории и методике физического воспитания
2.1. Общие
требования к методам
Применять те или иные методы исследования нужно в соответствии с их целесообразностью в каждом конкретном случае. Поэтому можно говорить лишь о некоторых общих требованиях в определении пригодности того или иного метода.
1-е требование.
Метод должен обладать
2-е требование.
Метод должен обладать
В высшей степени важно найти такие методы исследования, которые были бы адекватны изучаемым явлениям. Совершенно неправомерно распространять методы исследования, соответствующие одной области научных вопросов или одной проблеме данной науки, на другую область или проблему, которые требуют иных методов. Избирательность метода устанавливается двумя путями: а) путем теоретического анализа результатов той двигательной деятельности, в которой они не могут быть выражены в метрических единицах измерения (гимнастика, игры и т.п.); б) путем вычисления меры связи между показателями метода исследования и результативностью той деятельности, которая является предметом специальной подготовки (например, бег, метания). Первый путь является единственным для указанных двигательных действий, хотя и не может быть признан достаточно объективным. Избирательность метода в этом случае устанавливается на основе знания психофизиологических закономерностей, лежащих в основе изучаемой деятельности человека. Определив ведущие для данной деятельности системы ее обеспечения, подбираются такие методы, с помощью которых можно оценить функционирование именно этих систем. Предположим, для деятельности боксера большое значение имеет уровень анаэробных возможностей организма. Исходя из этого и должны быть выбраны такие методы, которыми можно было бы определять этот уровень. Второй путь не исключает необходимости теоретического анализа. Но преимущество этого пути состоит в том, что для объективизации его можно использовать математические расчеты9.
3-е требование.
Метод должен обладать
4-е требование.
Метод должен обладать
Определение степени воспроизводимости метода важно при любых исследованиях. Если она не высчитана, нельзя говорить о достоверности показателей, полученных в однократных измерениях, так как при повторных исследованиях могут быть иные результаты, а следовательно могут быть сделаны иные педагогические выводы. В сравнительных экспериментах тем более сложно судить о достоверности различий между конечными и исходными показателями, если не знать заранее степени воспроизводимости метода. Даже в тех случаях, когда метод не дает каких-либо различий (конечные данные равны исходным), невозможно сделать правильный вывод: на самом ли деле нет различий или метод не смог их выявить (помешали какие-то побочные причины, ошибки самого метода "погашали" истинные изменения в педагогической системе). В частности, низкая воспроизводимость некоторых контрольных упражнений может быть объяснена рядом причин: слабой физической подготовленностью исследуемых, отсутствием четкой методики проведения измерений, невозможностью достаточно точно воспроизвести исходное положение и другие элементы техники движения, различной точностью измерительной аппаратуры, различием в индивидуальных возможностях исследователей.
Наконец, без знания степени воспроизводимости метода нельзя сравнивать результаты исследований, полученных разными экспериментаторами. При низкой воспроизводимости метода ошибки самих экспериментаторов могут быть выше истинных значений показателей. Следует иметь в виду, что низкая воспроизводимость некоторых тестов отнюдь не означает их полной непригодности для тестирования. Уже говорилось, что одной из причин плохой воспроизводимости является отсутствие стандартизации исполнения упражнения и его измерения. Следовательно, строгая унификация всех элементов тестирования может повысить коэффициент воспроизводимости тестов.
5-е требование. Если исследование по своей сущности допускает применение педагогического эксперимента, то он должен быть введен в научную работу. И.П. Павлов писал о преимуществах эксперимента перед наблюдением: "Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет" (Полное собрание трудов, т.2, 1946, стр.357).
6-е требование.
В меру целесообразности
2.2. Метод наблюдений: понятие и классификация его основных видов
Наблюдение
Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса. Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы10. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д. Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук — ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности — секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и без инструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний. Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения. Педагогическое целенаправленное наблюдение предполагает четкую постановку его цели и задач, определение конкретного объекта, использование способов регистрации наблюдаемых процессов и явлений, планомерность. Оно позволяет видеть процесс (явление) «сиюминутно» и в динамике, фиксировать его фазы, этапы непосредственно «с натуры»; оно дает возможность получить довольно объективную информацию об объекте наблюдения. Этот метод, как и другие, целесообразно использовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесторонней характеристики объекта. Объектами наблюдения могут быть содержание учебно-тренировочного процесса, методы обучения, тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузки в процессе занятий, техника выполнения упражнений и тактические действия и другие процессы и явления. Наблюдение может быть открытым, когда объект знает, что за ним наблюдают, и скрытым, когда наблюдаемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя. Материалы наблюдения должны быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений, в фото-, кино- и звукозаписях).
Информация о работе Методы исследования в теории физической культуры