Педагогический эксперимент как метод исследования в теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Основой любого научно-педагогического исследования является педагогический эксперимент. При помощи педагогического эксперимента проверяется достоверность научных гипотез, выявляются связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем. Основными видами педагогического эксперимента являются, естественный и лабораторный, которые имеют много подвидов.

Оглавление

1 Педагогический эксперимент как метод исследования в теории физической культуры……………………………………………………….…………3
2 Неурочные формы занятий физическими упражнениями. Виды неурочных форм и определяющие черты……………………………….….……..7
3Укажите, какими должны быть характеристики циклических упражнений для совершенствования аэробных возможностей спортсмена:
- скорость выполнения упражнения;
-продолжительность упражнения;
-характер отдыха (пассивный, активный);
- интервалы отдыха (ординарный, жесткий, экстремальный)
-число повторений;
-диапазон ЧСС;………………………………..…………………………..14
Список использованной литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

Теория и методика физического воспитания - Вариант П - контрольная - БГУФК (2009)(2).doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     1 Педагогический эксперимент как  метод исследования в теории  физической культуры……………………………………………………….…………3

     2 Неурочные формы занятий физическими  упражнениями. Виды неурочных форм и определяющие черты……………………………….….……..7

     3Укажите,  какими должны быть характеристики циклических упражнений для совершенствования аэробных возможностей спортсмена:

     - скорость выполнения упражнения;

     -продолжительность  упражнения;

     -характер  отдыха (пассивный, активный);

     - интервалы отдыха (ординарный, жесткий,  экстремальный)

     -число  повторений;

     -диапазон  ЧСС;………………………………..…………………………..14

     Список  использованной литературы…………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Педагогический эксперимент  как метод исследования в теории физической культуры 

     Основой любого научно-педагогического исследования является педагогический эксперимент. При помощи педагогического эксперимента проверяется достоверность научных гипотез, выявляются связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем. Основными видами педагогического эксперимента являются, естественный и лабораторный, которые имеют много подвидов.

     Педагогический  эксперимент - это наблюдение, но специально организованное в связи с систематическими изменениями условий проведения педагогического процесса. Требует точного определения исходных данных, конкретных условий и способов обучения или материалов, подвергаемых исследованию. Необходим также разносторонний учет результатов эксперимента [2, с.245].

     Этапами педагогического эксперимента является:

     . Планирование

     . Проведение

     . Интерпретация результатов

     Планирование  включает постановку цели и задач  эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), выбор факторов влияния  и количество их уровней, необходимое  число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном соответствии с намеченным планом.

     На  этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.

     Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам  достоверности, необходимо соблюдение следующих условий:

     1. оптимального числа испытуемых  и количества опытов

     2. надежность методик исследования

     3. учета статистической значимости  различий

     Взаимное  сочетание нескольких методов позволяет  повысить эффективность и качество педагогических исследований. Этому также способствует активное проникновение в педагогику математических методов результатов эксперимента при помощи ЭВМ.

     Известно, что те или иные явления могут  считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и создает возможность для подобного воспроизведения изучаемых явлений. Возможность эта является следствием намеренной организации условий. Другими словами, характерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление.

     Но  было бы ошибочно понимать подобное вмешательство  примитивно, лишь как изолированное  однократное воздействие на изучаемое  явление. Намеренная организация условий предусматривает его систематическое изменение на протяжении достаточно длительного периода времени с одновременным установлением связей изучаемого фактора с другими явлениями. Только в этом случае можно вскрыть природу изучаемого явления, причины, обусловливающие его необходимость, установить способы управления им.

     Сущность  вмешательства в естественный ход  педагогического процесса сводится, как правило, к абстрагированию, т. е. к искусственному вычленению какой-либо одной стороны изучаемого процесса из многообразия существующих связей. Известно, что эффективность педагогического процесса зависит от многих факторов (индивидуальных особенностей личности педагога, контингента занимающихся, методов обучения, применяемых средств, условий организации занятий и пр.). Следовательно, необходимо искусственно изолировать изучаемый фактор от влияния всех других величин.

     Однако  абстрагирование не является самоцелью. Это лишь первоначальная ступень познания явления в многообразии его связей. Последовательно изучая каждую из сторон явления, необходимо объединять и обобщать фактический материал, с тем, чтобы охарактеризовать явление в целом.

     Любой эксперимент может дать объективные  результаты только в том случае, если будет осуществлен тщательный контроль за факторами, действующими на эффективность учебно-воспитательного процесса в педагогическом эксперименте. Эти факторы делятся на экспериментальные (которые, в свою очередь, подразделяются на причинные и следственные) и сопутствующие (к которым относятся уравниваемые и спонтанные).

     Под экспериментальными факторами понимаются те, которые искусственно вводятся в соответствии с гипотезой в учебно-воспитательный процесс, и те, которые являются результатом действия первых.

     Проходит  без нарушения естественного  учебного режима. Проверяются новые учебные планы, программы, учебники.

     Тот фактор, который умышленно вводится в учебно-воспитательный процесс, называется причинным (или независимым) экспериментальным  фактором (например, новый метод  развития силы), а тот, который вследствие этого получает определенную величину или качество (часто не такие, какие получали ранее при использовании старого фактора),-- следственным (или зависимым) экспериментальным фактором (например, более высокий уровень развития силы за более короткий период времени).

     Нельзя  забывать, что любые изучаемые  педагогические явления органически входят в содержание жизни исследуемого как личности. Искусственно изолировать его от динамичного взаимодействия с окружающей средой, исключить влияние неконтролируемых факторов практически невозможно. В этом кроется и специфика, и главная трудность любого педагогического эксперимента [1, с. 14].

     Зная  все разновидности действующих  в эксперименте факторов, исследователь обязан тщательно организовывать их воздействие, обращая особое внимание на спонтанные факторы. Контроль осуществляется как в ходе подготовки к эксперименту, так и в процессе самого эксперимента с целью предотвратить нежелательное воздействие тех или иных факторов на конечные результаты учебно-воспитательного процесса. Следует помнить, что проблема контроля в педагогическом эксперименте является очень сложной из-за действия множества факторов, не поддающихся управлению. Поэтому и разработка этой проблемы в настоящее время еще далека от завершения [1, с. 15].

     Таким образом, в эксперименте добываются научные факты путем преднамеренного  создания необходимых по задачам  исследования условий, по возможности  исключающих побочные влияния на конечный результат, а также путем  повторного воспроизведения изучаемого явления и его измерения (оценки).

     Каждый  педагогический фактор должен иметь  определенную характеристику. Она может включать:

     1) качественную оценку в виде, того  или иного словесного описания;

     2) количественную - в виде самых разнообразных оценок (от балльных до метрических), получаемых в результате измерений;

     3) статистическую - в виде показателей зависимости между разными факторами, вычисляемых методами статистических связей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Неурочные формы  занятий физическими  упражнениями. Виды  неурочных форм и определяющие черты 

     В физическом воспитании широкое распространение  получили неурочные формы организации занятий:

     утренняя  гимнастика; вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой); физкультурные паузы и «минутки»;                   

     спортивные  развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах и т.п.);

     прогулки, туристские походы, соревнования и  др. 
Эти занятия могут быть:

     эпизодическими, даже однократными (например, походы);

     систематическими (утренняя вводная гимнастика, физкультурные минутки, паузы, гигиенические прогулки и др.).

Структурность движений

По структурности  движения физические упражнения подразделяются на три вида: циклические, ациклические и смешанные.

1. Циклические  упражнения (бег, ходьба, гребля, велоспорт,  бег на коньках, плавание) отличаются повторяемостью фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующем и предыдущим. В основе циклических локомоций лежит ритмический двигательный рефлекс, проявляющийся автоматически. Таким образом, общими признаками циклических упражнений являются:

- многократность  повторения одного и того же  цикла, состоящего из нескольких фаз;

- все фазы  движения одного цикла последовательно  повторяются в другом цикле;

- последняя фаза  одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;

2. Ациклические  упражнения имеют выраженное  начало и конец. Повторение не связано неразрывно с окончанием предыдущего движения и не обуславливает последующее. Ациклические движения не строятся на ритмическом двигательном рефлексе, хотя некоторые из них могут быть причислены к локомоциям (прыжки). Спортивные ациклические движения по характеру работы мышц преимущественно связанны с максимальной мобилизацией силы и скорости сокращения. Они часто служат целям развития силы и быстроты. Ациклические движения можно разделить на однократные двигательные акты и на их комбинации. Из физических упражнений к первым относятся, прежде всего, прыжки, метания и поднимание тяжести. В гимнастике широко используется как однократные движения, так и более или менее сложные комбинации.

3. Смешанные  движения состоят из циклических  и ациклических движений. Так,  в прыжках в длину ациклическому прыжку предшествует циклический разбег. Это относится и к некоторым видам метаний. 

     Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, гигиенические прогулки, оздоровительный бег трусцой для пожилых людей).

     Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для  широких масс населения. Они могут  использоваться отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также группами различной численности.

     Занятий, которые не могут быть отнесены к  урокам, довольно много. Они различаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу занимающихся, регулярности, времени и условиям проведения, а также в зависимости оттого, проводятся под чьим-либо руководством или самостоятельно.

     Чаще  всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и паузы), но требуют проявления личной инициативы, самостоятельности. Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся.

     Большинство неурочных занятий самодеятельны  и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития физических способностей, совершенствования в спортивных движениях и др.

     В массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа [5, с. 146].

     Для малых форм занятий характерны:

     1) относительно узкая направленность  деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

Информация о работе Педагогический эксперимент как метод исследования в теории физической культуры