Педагогический эксперимент как метод исследования в теории физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Основой любого научно-педагогического исследования является педагогический эксперимент. При помощи педагогического эксперимента проверяется достоверность научных гипотез, выявляются связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем. Основными видами педагогического эксперимента являются, естественный и лабораторный, которые имеют много подвидов.

Оглавление

1 Педагогический эксперимент как метод исследования в теории физической культуры……………………………………………………….…………3
2 Неурочные формы занятий физическими упражнениями. Виды неурочных форм и определяющие черты……………………………….….……..7
3Укажите, какими должны быть характеристики циклических упражнений для совершенствования аэробных возможностей спортсмена:
- скорость выполнения упражнения;
-продолжительность упражнения;
-характер отдыха (пассивный, активный);
- интервалы отдыха (ординарный, жесткий, экстремальный)
-число повторений;
-диапазон ЧСС;………………………………..…………………………..14
Список использованной литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

Теория и методика физического воспитания - Вариант П - контрольная - БГУФК (2009)(2).doc

— 105.50 Кб (Скачать)
  1. незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин);
  2. отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.;
  3. невысокий уровень функциональных нагрузок.

     Следует отметить, что малые формы занятий  играют дополнительную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

  1. самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;
  2. занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, тур походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.

     К соревновательным формам организации занятий относятся:

  1. собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;
  2. соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.

     В зависимости от численного состава  занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий [5, с. 147].

     Неурочные формы занятий также могут  различаться по целевой направленности общеподготовительная и специализированная). 

     Занятия с общеподгодготовительной направленностью служат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями).

     1.Занятия общегигиенического характера. К ним относятся: 
гигиеническая гимнастика;

     прогулки;

     бег трусцой; 

     занятия на «дорожках здоровья»; купание, плавание. Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и поддержания на оптимальном уровне физического состояния.

     2. Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:

-самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педагога по общей физической подготовке, и т.п.;

-репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. 
Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые — чаще 
являются групповыми, даже массовыми.

     3. Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы учебно-вспомогательные. К ним относятся:

     -туристские прогулки выходного дня;

     - туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного 
типа;

      - спортивные развлечения рекреационного типа.

     Этими занятиями преследуются в основном оздоровительные цели, но большее место в них занимают также общеобразовательные и воспитательные элементы. В большинстве случаев они имеют самостоятельное значение, но могут увязываться с урочными занятиями. Часть из них проводится самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства.

     По  форме руководства различают организованные и самодеятельные занятия. Причем одни и те же формы могут носить как организованный, так и самостоятельный характер (например, утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха).

     В зависимости от численного состава  занимающихся, вовлеченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы. Например, индивидуальные занятия бегом трусцой, групповые — в Клубе любителей бега, массовые пробеги в День бегуна.

     По  периодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно, например, зарядка или еженедельные купания и т.п., и эпизодические (туристские походы, соревнования и т.п.).

     Некоторые виды и разновидности таких занятий  имеют самостоятельное значение, другие сочетаются или же в определенной мере заменяют Фуг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важными элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания.

     Несмотря  на значительные различия, неурочные  формы занятий необходимо организовывать в соответствии с методическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершения занятий постепенным снижением нагрузок в ряде случаев подготовка к последующей деятельности [1, с. 212].

     В специализированном физическом воспитании получили распространение индивидуализированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменяются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.

     Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Это дает возможность своевременно выяснять достижения и трудности, оказывать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подходящим для него путем.

     Однако, наряду с достоинствами, индивидуальные занятия имеют и существенные недостатки:

     -неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь 
с одним учеником);

     -отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощряющего, дающего каждому ощущение принадлежности к группе, предоставляющего возможность учиться у других.

     Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности [1, с. 213].

     Таким образом, в организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общими являются цель физического воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет относительно успешно проводить и неурочные занятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Укажите, какими  должны быть характеристики  циклических упражнений для совершенствования аэробных возможностей спортсмена: скорость выполнения упражнения; продолжительность упражнения; характер отдыха (пассивный, активный); интервалы отдыха (ординарный, жесткий, экстремальный); число повторений; диапазон ЧСС; 

     При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966):

     1) интенсивность упражнения;

     2) продолжительность упражнения;

     3) число повторений;

     4) продолжительность интервалов отдыха;

     5) характер отдыха [5, с. 108].

     1 Интенсивность работы должна быть выше критической, примерно на уровне 75—85% от максимальной. Она определяется с таким расчетом, чтобы к концу работы частота сердечных сокращений была достаточно высокой, — к примеру, у квалифицированных спортсменов около 180 уд/мин. Нагрузки низкой интенсивности, дающие частоту пульса  ниже 130 уд/мин, не приводят к существенному увеличению аэробных возможностей. Продолжительность отдельной нагрузки подбирается так, чтобы время работы   не  превышало примерно  1 — 1,5 мин. Только в этом случае работа проходит в условиях кислородного долга и максимум потребления О2 наблюдается в период отдыха.

           2 Интервалы отдыха должны быть такими, чтобы после дующая работа проходила на фоне благоприятных изменений после предшествующей работы. Если ориентироваться на величины систолического объема крови, то интервал должен быть равен у тренированных спортсменов примерно 45—90 сек. (X. Рейнделл). Наибольшая интеисификация дыхательных процессов, определяемая по величине потребления О2, также наблюдается на 1—2-й мин. восстановления (Н. И. Волков). Во всяком случае, интервалы отдыха  не должны быть больше 3—4 мин., так как к этому времени суживаются расширившиеся в процессе работы кровеносные капилляры мышц, из-за чего в первые минуты повторной работы кровообращение будет затруднено (В. Холльман) [4, с. 218].

     Интервалы отдыха рекомендуется заполнять   мало интенсивной работой  (бег «трусцой»,   медленное  свободное плавание и т. п.). Это имеет ряд преимуществ: облегчается переход от покоя к работе и обратно, несколько ускоряются восстановительные процессы и пр. Все это дает возможность  выполнить большой объем работы, дольше поддерживать устойчивое состояние. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

     Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие  к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

     Напряженные (неполные) интервалы, при которых  очередная нагрузка попадает на состояние  более или менее значительного  недовосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов [3, с. 204].

     Минимакс  интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.

     Так же различают ординарный, жесткий, экстремальный типы интервалов отдыха:

     При ординарном интервале между занятиями, как уже ясно из сказанного ранее, уровень работоспособности занимающихся к началу очередного занятия успевает возвратиться к тому, какой был в начале предыдущего; поэтому, а также по восстановлению биоэнергетических ресурсов и ряду других показателей можно считать, что исходное состояние занимающихся при таком интервале оказывается в начале смежных занятий практически идентичным (за исключением, разумеется, тех изменений, которые остаются, в качестве следа прошедшего занятия и после восстановления состояния относительного покоя).

     Жесткий интервал между занятиями короче, чем ординарный. При нем происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизацией его резервных возможностей, в результате (в определенных условиях) может возникать мощный стимул к последующему развертыванию суперкомпенсаторных процессов. Чаще, чем в иных видах физического воспитания, жесткие интервалы выдерживаются в спортивной тренировке, особенно когда занятия проходят ежедневно и неоднократно в день (до 18 и более занятий в недельном цикле). Опыт убеждает, что это — один из основных путей увеличения действенности системы тренировочных занятий, позволяющий добиваться выдающихся результатов. Но он оправдан лишь при строго определенных условиях, важнейшее среди которых — квалифицированное регулирование нагрузок и восстановительных процессов. В случае несбалансированного введения жестких интервалов возрастает вероятность переутомления, перенапряжения, перетренировки.

     Экстремальный интервал соразмерен по продолжительности с временем, достаточным для наступления суперкомпенсации — своеобразной фазы реагирования организма на предъявленную неординарную нагрузку и сопряженное с ней расходование его ресурсов. Сверхвосстановление, происходящее за время суперкомпенсаторного интервала, позволяет в очередном занятии справляться с более значительной, чем в предыдущем, нагрузкой и выполнять двигательные задания более качественно. Однако по сравнению с ординарным и жестким интервалами суперкомпенсаторный интервал занимает наибольшее время (до двух и более суток при достаточно высоких нагрузках), а потому, если соблюдать интервалы лишь такого типа, общее число занятий в недельном режиме будет слишком малым.

Информация о работе Педагогический эксперимент как метод исследования в теории физической культуры