Методика развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методику развития физического качества хоккеистов «выносливость» и проверить её эффективность.
Задачи исследования:
1. проанализировать методы развития выносливости хоккеистов;
2. разработать методику развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет;
3. проверить эффективность разработанной методики;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 6
1.1. Характеристика выносливости, как физического качества 6
1.2. Физиологические особенности развития организма в 13-14 лет 16
1.3. Основные методы развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 39
2.1. Цель и задачи исследования 39
2.2. Методика исследования 40
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 42
3.1. Анализ результатов равномерного метода эксперимента 42
3.2. Анализ результатов игрового метода эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 47

Файлы: 1 файл

5fan_ru_МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ.docx

— 104.87 Кб (Скачать)

      Министерство образования  науки Российской Федерации

 

 ФГБОУ  ВПО “Магнитогорский государственный универститет”

 

    Факультет физической культуры и спортивного мастерства

 

 

  •                                                ЧЕРНОВИК

  •  

     

                                         Выпускная дипломная работа

     

    по теме: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ

     

     

     

     

     

     

                                                          Выпускная дипломная работа

                                                                        студента 41 группы ФФКиСМ:    

                              Рогачева Н.О.

     

                                                      

     

                                         

     

     

     

     

                                                

                                      

     

     

                                          Магнитогорск  2014

     

    Оглавление

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

     

     

     

    Непрерывный рост спортивных достижений, все возрастающие тренировочные и соревновательные нагрузки, повышая требования к спортсмену, предъявляют соответственно строгие требования к качеству спортивных занятий, эффективности их воздействия. В современном спорте резко возросла роль тренера, его профессионального педагогического мастерства и личностных качеств. Сегодня, как никогда, повышается ответственность тренера за воспитание подрастающего поколения, его здоровье, физическую дееспособность.

    Усилиями отечественных ученых и практиков в стране разработаны основы спортивной подготовки: ее периодизация, цели и задачи этапов, средства и методы спортивной тренировки, методы отбора и контроля. Наряду с этим важнейшее значение имеет создание единой системы многолетней подготовки, базирующейся на объективных закономерностях становления спортивного мастерства. [7]

    В отечественном хоккее физическая подготовка - основная база, на которой успешно формировалось высокое спортивное мастерство хоккеистов. Тому подтверждение - успехи команд Советского Союза, России во многих международных соревнованиях на уровне как юношеских, юниорских, так и взрослых команд.

     Времена одной интуиции все больше уходят в прошлое. Современный тренер - это все чаще новатор, педагог со знаниями психологии, физиологии и других разделов человеческих знаний. Физическая подготовка в воспитании хоккеистов, которой придается первостепенное значение, на всем протяжении долгого пути от новичка до высот спортивного мастерства есть то главное, что выгодно отличает Российскую школу хоккея от зарубежных. [1,23]

    Одной из тенденций в развитии хоккея является дальнейшее повышение интенсивности игры. Современный хоккеист должен играть в высоком темпе не только на протяжении одного матча, но и в ходе всего чемпионата или турнира. Он должен безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки. восстанавливать свою работоспособность в течении небольшого интервала отдыха в ходе занятий и игр. Т.е. эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в хоккее определяется уровнем развития выносливости. Выносливость хоккеиста - это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без утомления и противостоять ей, когда она может возникнуть. [1,4]

    Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.[32]

    Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения – сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.[15,32]

    Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость..[8]

    Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития и игровой деятельности хоккеиста, актуальность данной темы вне всяких сомнений.

    С учетом указанных проблем нами был сделан выбор темы « Методика развития общей и специальной выносливости хоккеистов13-14 лет »

     

     

    Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в хоккее.

    Предмет исследования – развитие общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет в подготовительный период.

    Цель исследования – разработать методику развития физического качества хоккеистов «выносливость» и проверить её эфективность.

    Задачи исследования:

    1. проанализировать методы развития выносливости хоккеистов;
    2. разработать методику развития общей и специальной выносливости  хоккеистов 13-14 лет;
    3. проверить эффективность разработанной методики;

             Основные методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, тестирование, эксперимент.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ

     

     

     

  • 1.1. Характеристика выносливости, как физического качества

  •  

     

     

    В настоящее время можно дать несколько определений понятия «выносливость», в которых разными словами показывают об одном и том же. Так одни под выносливостью понимают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности, другие понятие «выносливость» определяют через единство проявления психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющих длительно противостоять утомлению при механической работе. Сравнительный анализ этих двух определений понятия «выносливость» показывает их единый смысловой оттенок содержательной части понятия. В первом случае указывается на «комплекс свойств организма человека определяющих способность противостоять утомлению…» Во втором случае – «функции (психофизиологические и биоэнергетические) позволяющие противостоять утомлению…» Как видно, и в том, и другом случае, разными терминологическими средствами описали одно и то же. [6,16,35]

    Существует и еще одно общепризнанное определение понятия «выносливость», с педагогической точки зрения, наиболее точно отражающее это качество. Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности [2].

    Утомлением называется вызванное работой временное снижение работоспособности. Оно (утомление) выражается в повышении трудности или в невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью1. В зависимости от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связанное с нагрузкой преимущественно на органы чувств), эмоциональное, физическое. Во многих случаях утомление характеризуется комплексным ее проявлением. Так, например, в видах деятельности (спортивные и подвижные игры), где работа связана с большими физическими и эмоциональными нагрузками оно проявляется как психофизическое утомление. Существуют виды деятельности, где присутствует нагрузка физического и сенсорного характера (различные виды стрельбы и др.). Однако работа может характеризоваться и однонаправленным противостоянием утомлению. Например, умственному утомлению в шахматах, шашках и т.п. В спорте и физическом воспитании, в процессе двигательной деятельности в большей мере имеет место физическое утомление.[17]

    Степень развития выносливости измеряют по-разному. Функциональные возможности организма человека, которые лимитируют продолжительность выполнения работы, определяют с помощью специализированных методик. Таких, как физиологических, биохимических, морфологических, биомеханических. В педагогике мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.[9] Например, в циклических видах физических упражнений (плавание, бег, ходьба и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действий.[17,22]

               В спортивной физиологии выносливость обычно связывают с выполнением таких спортивных упражнений, которые требуют участия большой мышечной массы (около половины и более всей мышечной массы тела) и продолжаются непрерывно в течение 2-3 мин. и более благодаря постоянному потреблению организмом кислорода обеспечивающего энергопродукцию в работающих мышцах преимущественно или полностью аэробным путем. Иначе говоря, в спортивной физиологии выносливость определяют, как способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера[5].

    Выносливость обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма. Она обуславливается многими факторами, но, прежде всего – деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы и работоспособность всех других органов систем, в том числе энергетической.

    ЦНС приспосабливает свои функции к требованиям различной выносливости. При прочих равных условиях выносливость в наибольшей мере проявит спортсмен, имеющий лучшую подготовленность соответствующих органов и функций ЦНС.

    В конечном счете, даже при самом высоком уровне всех факторов, определяющих выносливость, утомление возникает, прежде всего, в ЦНС.[14]

    При выполнении упражнений преимущественно аэробного характера скорость потребления кислорода тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки (скорость перемещения). Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями:

    1) высокой  максимальной скоростью потребления  кислорода, т.е. большой аэробной  мощностью, и

    2) способностью  длительно поддерживать высокую  скорость потребления кислорода (большой аэробной «емкостью»)[14].

    Аэробные возможности человека определяются, прежде всего, максимальной для него скоростью потребления кислорода. Чем выше МПК, тем больше абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки. Кроме того, чем выше МПК, тем относительно легче и, потому, длительнее выполнение аэробной работы. Таким образом, чем выше МПК у спортсмена, тем более высокую скорость он может поддерживать на дистанции, тем, следовательно, выше (при прочих равных условиях) его спортивный результат в упражнениях, требующих проявления выносливости. Чем выше МПК, тем больше аэробная работоспособность (выносливость), т. е. тем больший объем работы аэробного характера способен выполнить человек.[24]

    Абсолютные показатели МПК (л О2/мин) находятся в прямой связи с размерами (весом) тела. Поэтому наиболее высокие абсолютные показатели МПК имеют гребцы, пловцы, велосипедисты, конькобежцы. В этих видах спорта наибольшее значение для физиологической оценки данного качества имеют абсолютные показатели МПК.

    Относительные показатели МПК (мл О2/кг · мин) у высококвалифицированных спортсменов находятся в обратной зависимости от веса тела. При беге и ходьбе выполняется значительная работа по вертикальному перемещению массы тела и, следовательно, при прочих равных условиях (одинаковой скорости передвижения), чем больше вес спортсмена, тем больше совершаемая им работа (потребление О2). Поэтому бегуны на длинные дистанции, как правило, имеют относительно небольшой вес тела (прежде всего за счет минимального количества жировой ткани и относительно небольшого веса костного скелета). Наибольшие относительные показатели МПК обнаруживаются у бегунов на длинные дистанции и лыжников, наименьшие у гребцов. В таких видах спорта, как легкоатлетический бег, спортивная ходьба, лыжные гонки, максимальные аэробные возможности спортсмена правильнее оценивать по относительному МПК. Уровень МПК зависит от максимальных возможностей двух функциональных систем:

    1) кислородтранспортной системы, абсорбирующей  кислород из окружающего воздуха  и транспортирующей его к работающим  мышцам и другим активным органам  и тканям;

    2) системы утилизации кислорода, т.е. мышечной системы, экстрагирующей  и утилизирующей доставляемый  кровью кислород, кислородтранспортная система включает систему внешнего дыхания, систему крови и сердечнососудистую систему. Функциональные свойства каждой из этих систем, в конечном счете, определяют кислородтранспортные возможности организма спортсмена. [10,32,36]

    Информация о работе Методика развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет