Методика развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать методику развития физического качества хоккеистов «выносливость» и проверить её эффективность.
Задачи исследования:
1. проанализировать методы развития выносливости хоккеистов;
2. разработать методику развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет;
3. проверить эффективность разработанной методики;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 6
1.1. Характеристика выносливости, как физического качества 6
1.2. Физиологические особенности развития организма в 13-14 лет 16
1.3. Основные методы развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 39
2.1. Цель и задачи исследования 39
2.2. Методика исследования 40
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 42
3.1. Анализ результатов равномерного метода эксперимента 42
3.2. Анализ результатов игрового метода эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 47

Файлы: 1 файл

5fan_ru_МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ.docx

— 104.87 Кб (Скачать)

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью.[5,31]

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне, и исключает резкие переходы работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.[5]

         Взаимообусловленность общей и специальной выносливости диктует необходимость развития этих качеств на протяжении всего процесса круглогодичной тренировки, непрерывно повышая как одну, так и другую выносливость.

Равномерный метод – направлен на развитие общей выносливости и характеризуется выполнением непрерывной работы с относительно равномерной интенсивностью. В зависимости от этапа подготовки и уровня подготовленности спортсмена интенсивность может быть слабой, умеренной, средней, а объем нагрузки – от соревновательного до двух – трехкратного. Он помогает повысить аэробную производительность и позволяет развивать общую и специальную выносливость. Применяется в переходном, подготовительном периодах и в предварительном этапе соревновательного периода тренировки[20].

Средствами тренировки являются: ходьба, бег, плавание, передвижение на ролликах, катание на коньках разными способами.

Переменный метод – он направлен на развитие общей выносливости и заключается в выполнении непрерывной работы с переменной интенсивностью и плавным переходом от одной ее зоны к другой. В зависимости от этапа подготовки и готовности спортсмена интенсивность изменяется в диапазоне от слабой до предельной; объем нагрузки – от среднего до полуторного, двукратного. Это наиболее универсальный метод. С его помощью развивается аэробная и анаэробная производительность.[20,31]

Этот метод позволяет преимущественно развивать у хоккеиста специальную выносливость, скорость передвижения и скоростную выносливость. Применяется он в подготовительном и соревновательном периодах (после вкатывания). [10,12,33,36]

Средствами тренировки являются: бег, имитационные упражнения, велосипедный спорт, передвижение на коньках разными способами.

Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости и характерен повторным прохождением отрезков дистанции с максимальной или предельной интенсивностью. Отдых продолжается, пока частота сердечных сокращений не снизится до зоны умеренной интенсивности – пульс 120 – 140 уд/мин. Выполнение повторной нагрузки на фоне высокого функционального состояния организма от предыдущей работы, с одной стороны, предъявляет «жесткие» требования к переносимости нагрузки, с другой – повышает тренировочный эффект.[15]

Ввиду большой «жесткости» метода (особенно на втором этапе подготовительного и соревновательного периодов тренировки) применять его следует лишь после выполнения большого объема работы с различной интенсивностью. Этот метод развивает обе фракции анаэробной производительности организма лыжника – лактатную и алактатную.

Средствами тренировки являются: бег, имитационные упражнения, ходьба на лыжах.

Интервальный метод характерен соревновательной интенсивностью и соревновательным объемом. Используют его только на специальном этапе соревновательного периода. Он позволяет решать главную задачу – развить соревновательную выносливость, то есть выносливость к строго определенному роду деятельности в условиях, максимально приближенных к соревнованиям, где полностью должны проявиться функциональные возможности различных систем организма.[15]

Метод круговой тренировки. Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение упражнений. Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов, рассчитанных на комплексное воспитание различных физических качеств. К основным вариантам относятся:

  • круговая тренировка по методу длительного непрерывного упражнения (преимущественная направленность на воспитание общей выносливости);
  • круговая тренировка по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на воспитание силовой и скоростно-силовой выносливости).[17]

Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер т.е. включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания, броски и т.д. С помощью игр развивают не только выносливость, но и быстроту, координационные способности, ловкость, силу.[1]

Соревновательный метод тренировки характерен соревновательными интенсивностью и объемом нагрузки. Он помогает не только повышать состояние тренированности, но и овладевать тактическими умениями и навыками, а также совершенствовать волевые качества, приобретать соревновательный опыт.

Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки[13].

          Содержание физической подготовки состоит из разделов, направленных на развитие отдельных качеств хоккеистов: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Все виды физических качеств взаимосвязаны, составляют единый процесс спортивного совершенствования спортсмена, который осуществляется с помощью общих и специальных тренировочных средств, методов и нагрузок различной формы, применяемых в ходе занятий и соревнований.[19]

В детском и подростковом возрасте физическая подготовка должна быть направлена в первую очередь на всестороннее развитие физических качеств. При этом необходимо целенаправленно развивать природные способности к различным формам движения, совершенствовать природную координацию движений, постоянно обучать правильному и экономичному выполнению тех или иных элементов движения, имея в виду достижение максимального результата при минимальных энергозатратах.

С повышением уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости у юных хоккеистов создаются предпосылки эффективному овладению новыми, более совершенными, навыками и умениями.[9,26,30]

Для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса очень важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, подростков и юношей. Это во многом обусловлено особенностями развития скелета, суставно-связочного аппа -рата, мышечной и нервной систем, а также общим биологическим созреванием организма, о чем подробно говорилось в главе предыдущей.[10]

Различают общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовку. ОФП направлена на общее развитие организма хоккеиста: развитие органов и систем организма, повышение их функциональных возможностей, улучшение координационных способностей, повышение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Цель специальной физической подготовки (СФП) - высокое развитие всех органов и систем, всех функциональных возможностей организма спортсмена.

Для ОФП в большей мере используется упражнения, оказывающие общее воздействие, а для СФП упражнения строго направленные. С возрастом и ростом мастерства количество задач всестороннего физического развития и упражнений ОФП уменьшается и они становятся более специализированными. Это общая принципиальная линия. [10,12,33,36]

 

 

В качестве гипотезы «выдвигается» предположение о том, что игровой метод, используемый в развитии физического качества – общая выносливость, дает больший рост результата, или как минимум не меньший, чем равномерный (дистанционный) метод выполнения упражнения.

 

 

 

 

  •  

  •  

  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ.

  •  

     

     

  • 2.1. Цель и задачи исследования

  •  

     

     

    Цель исследования: разработать методику развития физического качества хоккеистов «выносливость» и проверить её эфективность.

    Для достижения поставленной цели исследования решались следующие задачи:

    - анализ литературных источников  по теме исследования;

    - обоснование выбранного метода  развития выносливости хоккеистов.

  •         Методы исследования:

  •  

    - Анализ литературных источников  по теме исследования;

    - Беседы со специалистами хоккея;

    - Педагогический эксперимент;

    - Хронометрирование.

     

     

     

     

    2.2. Методика исследования

     

    Педагогический эксперимент проводился на юношах 13-14 лет,обучающихся в ДЮСШ «Олимпия» г. Кирово – Чепецка.

    Нами была разработанна методика повышения выносливости хоккеистов. Для проверки эффективности выбранной методики воспитания выносливости хоккеистов были сформированы две группы по 10 человек контрольная и экспериментальная. Контрольная группа занималась по методу непрерывного равномерного упражнения. Экспериментальная группа использовала игровой метод.

    Эксперимент проводился в подготовительный период с 16.07.13 г. по 13.08.13 г. в базовом развивающем  мезоцикле.

    Было проведено 8 занятий, в течении 35 дней. Занятия проводились в дни,  когда были запланированы  занятия на развитие общей выносливости, а именно, в среду и субботу.

    Предлагалось экспериментальной группе играть в футбол на ограниченной площадке 60 на 30 метров. Продолжительность этого упражнения такая же, какая была предложена контрольной группе для кроссового бега.Условия игры предлагались  следующие:  команды по пять человек ,в воротах играет последний игрок,то есть ближний к воротам. Гол засчитывался тогда, когда вся команда перебежала середину  поля. Игра проводилась «под интерес»-проигравшая команда несла победителей до раздевалки и тому подобное. Пульс фиксировался два раза в течении игрового времени, далее высчитывался средний пульс. Брались показатели в середине работы и после окончания.Начальный пульс был менее ста ударов в минуту . В группе, которая развивала общую выносливость равномерным методом, пульс брался, также в середине и после окончания бега.

     У контрольной группы, помимо пульса замерялось еще расстояние, которое они преодолели за это время. Окончание бега производилось, по сигналу тренера (свистку ). Круг измерялся заранее и составлял 3300 метров. Погрешность при определении дистанции составила +/- 5 метров, так как после свистка ребята должны были остановиться, но они по инерции проходили несколько метров.  Пульс фиксировался для того, чтобы не выйти за пределы средней интенсивности. Если пульс был больше 155 - 160 ударов в минуту, то игрокам предлагалось сбавить темп. Такая ситуация наблюдалась, у бегающих по кругам кросс. У игроков, которые играли в футбол, таких прецедентов не было. До и после эксперимента проводилось тестирование, на дистанции 3000 метров. Данные по проведению эксперимента приводятся ниже. При формировании групп, учитывались следующие условия: - в экспериментальную группу включались игроки более техничные, которые при игре в футбол проявляют активность.  Также учитывалось время бега на тестовой дистанции  3000 метров во втягивающем мезоцикле . В экспериментальной группе участвовали игроки ,у которых результат  бега на 3000 метров был  лучше, чем у игроков, которые были выбраны в контрольную группу. В контрольную группу, соответственно были включены игроки ,которые не проявляли активности при игре в футбол, а также в тесте на 3000 метров показали результаты ниже, чем игроки экспериментальной группы.       

             Хронометрирование. Проводилось до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с помощью электронного секундамера.

    В экспериментальной группе хронометрирование проводилось персонально, в контрольной  группе  хронометрирование комбинированное; в течении эксперимента хронометрирование общее, в контрольном тестировании – персональное.

     

     

  • Информация о работе Методика развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет