Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:16, курсовая работа
Цель исследования – разработать методику развития физического качества хоккеистов «выносливость» и проверить её эффективность.
Задачи исследования:
1. проанализировать методы развития выносливости хоккеистов;
2. разработать методику развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет;
3. проверить эффективность разработанной методики;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 6
1.1. Характеристика выносливости, как физического качества 6
1.2. Физиологические особенности развития организма в 13-14 лет 16
1.3. Основные методы развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 39
2.1. Цель и задачи исследования 39
2.2. Методика исследования 40
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 42
3.1. Анализ результатов равномерного метода эксперимента 42
3.2. Анализ результатов игрового метода эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 47
У нормально развитых 13 -14 летних подростков частота пульса в покое составляет в среднем 70-78 уд/мин. Во время максимальной работы она достигает 200 уд/мин. Систолическое давление у них равно в среднем 107,5- 110 мм рт. ст., а диастолическое - 58-67 мм рт. ст.
Дыхательная система. Легкие растут непрерывно до 16 лет. В возрасте 14-16 лет объем легких увеличивается в 20 раз по сравнению с объемом легких новорожденного ребенка.
У подростков легочная вентиляция почти такая же, как и у взрослых людей. Однако дыхание менее эффектно, чем у взрослых. Это связано с тем, что в детском и подростковом возрасте дыхание хотя и частое, но поверхностное. [12,21]
Высшая нервная деятельность. Анатомическое строение мозга и качественное нарастание его массы завершаются в основном к 7-12 годам. Поэтому изменения в нервной системе подростка носят преимущественно качественный характер, заключающийся в функциональном совершенствовании.
В пубертатном периоде (13-15лет) наиболее отчетливо начинают проявляться черты индивидуальных особенностей детей, типы высшей нервной деятельности. Эти черты заметно влияют на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, на уровень и устойчивость общей работоспособности, волевые качества и т. д.
Известно также, что в период полового созревания (у мальчиков с 12 до 16 лет ) наблюдается общее повышение возбудимости центральной нервной системы. В поведении подростка отмечается явное преобладание возбуждения над торможением. Имеются экспериментальные доказательства того, что ответная реакция на словесный раздражитель у подростков более замедленна, чем на зрительный или звуковой.
В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы, причем абсолютная мышечная сила растет непрерывно и равномерно на протяжении школьного возраста. Относительная мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды достаточно умеренного прироста сменяются периодами более выраженного ее изменения. Нарастание силы различных групп мышц в пересчете на 1 кг веса тела у 13-14 -летних подростков происходит более интенсивно, чем у детей 8-9 лет и юношей 18-20 лет. Величина силы в пересчете на 1 кг веса тела у подростков в 13-14 лет идентична таковой у взрослых людей 20-30 лет.
Одна из причин увеличения мышечной силы у детей - возрастание мышечной массы тела, т. е. увеличение мышечного поперечника. Мышечная масса начинает нарастать с 7 лет, но более заметный ее рост происходит в период полового созревания. Важную роль в развитии силы в этот период играют, по-видимому, дифференциации нервно-мышечного аппарата.
На развитие мышечной силы значительное влияние оказывают занятия спортом, начиная с детского возраста. В отечественной системе спортивной тренировки подрастающего поколения большое значение придается развитию мышечной силы с целью всесторонней физической подготовки. При этом создание правильной системы силовой подготовки решающий фактор роста спортивных достижений.[26]
Увеличение физиологической напряженности " на силу" в период начальной подготовки (высокий темп движений, малые интервалы между занятиями), по Ю. В. Верхошанскому, не всегда приводит к повышению эффективности развития силы. Этот метод тренировки дает результаты только в дальнейшем, по мере повышения тренированности.
Ежегодный прирост силы различных групп мышц неодинаков. Так, в возрастной период от 10 до 14 лет более выраженно увеличивается мышечная сила разгибателей нижних конечностей (85%), менее – сгибателей плечевого пояса (24%). Акцент на развитие относительной силы следует делать в возрасте 13-15 лет. Подбор силовых упражнений для подростков и юношей осуществляется с целью гармоничного развития мускулатуры и развития у них мышечной силы соответствующими для этого возраста средствами. [24]
Показатели суммарной силы мышц разгибателей во всех возрастных группах от 16 до 18 лет превосходят соответствующие характеристики сгибателей на 57,28%. Прирост мышечной силы в возрасте от 16 до 17 лет у разгибателей - 7,83 %, у сгибателей - 0,55%, к 18 годам - соответственно 6,45 и 5,87 %.
Ряд исследователей указали на благоприятное воздействие занятий силовой направленности на развитие силы и физическое развитие молодого организма в подростковом и юношеском возрасте. По мнению Я.П. Локо, наибольший темп прироста силы наблюдается в возрасте 14-15 лет, силовой выносливости -14-15 и 17 лет.
Скоростно-силовые возможности спортсмена зависят от собственно мышечной силы, быстроты и точности выполнения упражнений, гибкости, координации, ловкости, умения эффективно расслабить мышцы, от волевых усилий, причем все эти качества наиболее эффективно проявляются и совершенствуются в подростковом возрасте, до 14 лет.
По данным А. А. Гужаловского, темпы развития физических качеств делятся на периоды наиболее высоких (НВТР), высоких (ВТР), умеренно высоких темпов роста (УВТР). Хронология установления этих периодов у мальчиков школьного возраста характеризуется следующими особенностями:
7-8 лет - НВТР быстроты движений (сгибатели - разгибатели ног и туловища);
8-9 лет НВТР быстроты движений, общей выносливости, УВТР силы (разгибателей туловища);
9-10лет - НВТР гибкости и УВТР быстроты движений;
10-11лет - НВТР общей выносливости и УВТР силы, скоростно-силовых качеств (развитие ног и туловища);
11-12 лет - НВТР силовой выносливости (сгибателей туловища);
12-13лет - НВТР общей выносливости и ВТР силовой выносливости;
13-14 лет - НВТР гибкости и ВТР силы, статической выносливости (сгибателей рук);
14-15лет - НВТР равновесия, статической выносливости; ВТР скоростно-силовых качеств; общей выносливости и УВТР силы;
15-16лет - НВТР гибкости, ВТР силовой выносливости и УВТР силы и быстроты движений;
16-17лет - НВТР силы, статической выносливости и равновесия.[7,15,24]
Как видим, темпы прироста начальных способносностей и качеств не развиваются по линии равномерного подъема: она скачкообразна. По мнению исследователей А. Николича и В. Параносича, это правило распространяется и на изучение и освоение элементарной технике и является настоящей западней для тренеров. Особое значение имеет фаза застоя, приходящаяся на первые месяцы специализированной тренировки. После того как ученик относительно быстро овладел элементарными техническими знаниями, следует период выраженного застоя. И все же этот застой - лишь видимость, так как прогресс все-таки происходит, но он неизмерим, и поэтому создается впечатление, что с учеником ничего не происходит. Результаты обучения здесь отнесены переменами адаптационного характера, т. е. приспособлением к условиям и требованиям, необходимым, для «скачка» тех качеств, которые до той поры были незаметными. Опасность состоит в том, что этот период кратковременного застоя (кажущегося) тренер может оценить как предел возможностей ученика.
Необходимо четко дифференцировать периоды, отличающиеся темпами развития физических качеств растущего организма.[3]
1.3. Основные методы и средства развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет.
Выносливость необходима хоккеистам не только для участия в играх, но и для выполнения большого объема тренировочной работы.Выносливость общая это своего рода фундамент, на котором базируется развитие других физических качест.
Выносливость разделяют на
Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая - частью специальной подготовленности.
Общая выносливость развивается с помощью всех физических упражнений, включаемых в тренировку, в том числе и специальных. Наилучшее средство приобретения общей выносливости - длительный бег умеренной интенсивности (особенно кроссы). Во время такой работы в значительной степени укрепляются органы и системы, улучшается их работоспособность, особенно сердечно - сосудистой и дыхательной систем, при этом укрепляются мускулатура связок ног. [13,15,23]
Специальная выносливость определяется спецификой подготовленностью всех органов и систем спортсмена, очень высоким уровнем его физических и психических возможностей. Особое значение имеет способность спортсмена продолжать работу при усталости, проявляя сильное волевое качество.
Специальная выносливость классифицируется:
·по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
·по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
·по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др. [23].
Главной задачей при развитии выносливости у детей юношеского возраста является создание условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации. [1].
Применительно к хоккею с мячом можно сказать, что специальная выносливость - это специфическое свойство организма сохранять дееспособность при мускульной работе максимально высокой интенсивности и высокий уровень обменных процессов в мышцах в анаэробных (безкислородных) условиях, когда организм способен работать на внутренних кислородных резервах. В хоккее с мячом специальная выносливость обусловлена спецификой игры.
Продолжительность нагрузки в матче приблизительно такая же, как в беге на среднюю и длинную дистанции, что являет собой характер долговременной выносливости. Различие же - в постоянном чередовании интервалов и в самих двигательных формах. Кроме того, игра часто прерывается нарушением правил или заменами игроков, что придает нагрузке интервальный характер.
Средняя продолжительность выносливости соответствует выносливости в рамках одного тайма. Игрок достигает как бы состояния инерции. Это значит, что для игровой деятельности хоккеиста необходимо больше анаэробных маршей при умеренной кислородной недостаточности. Средняя продолжительность выносливости зависит, прежде всего, от уровня общей и специальной выносливости. Здесь весьма важно, насколько игрок способен переносить достаточно активное и постоянно повторяющееся двигательное сопротивление.
Также различают силовую выносливость, характеризующую способность длительно выполнять упражнения, связанные со значительными силовыми напряжениями.
Скоростная выносливость - способность хоккеистов поддерживать длительное время высокую скорость передвижений и действий.
Статическая выносливость определяется возможностями к длительному поддержанию мышечных усилий в статическом режиме работы.
В самом общем смысле под выносливостью принято понимать способность противостоять утомлению в какой- либо деятельности. В.М. Зациорский выделяет четыре основных типа утомления: умственное, сенсорное (анализаторов), эмоциональное, физическое. [6,11]
В хоккее локальное утомление в основном связано с центральной нервной системой, региональное и глобальное - с основным физиологическим процессами в организме.
Существует несколько путей борьбы с утомлением:
1) повышение общей и специальной выносливости;
2) совершенствование надежности технико-тактических действий;
3) развитие волевых качеств;
4) рациональное использование восстановительных мероприятий.
Физиологической основой выносливости хоккеиста следует считать процессы ее энергообеспечения, кратковременность и высокая интенсивность игровых отрезков, выполнение скоростно-силовых, скоростных технико-тактических действий с максимальной и суб- максимальной мощностью требуют высокого развития анаэробного (алактатного и гликолитического) механизма энергообеспечения. В то же время в ряде игровых эпизодов (откат, позиционная оборона и др.) деятельность хоккеиста осуществляется в невысоком темпе за счет смешанного (аэробно-анаэробного) и аэробного механизмов энергообеспечения. Кроме того аэробные процессы имеют существенное значение в установлении (как в ходе игры, так и в перерывах между периодами). [6,14,33]
Информация о работе Методика развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет