Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:16, курсовая работа
Цель исследования – разработать методику развития физического качества хоккеистов «выносливость» и проверить её эффективность.
Задачи исследования:
1. проанализировать методы развития выносливости хоккеистов;
2. разработать методику развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет;
3. проверить эффективность разработанной методики;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 6
1.1. Характеристика выносливости, как физического качества 6
1.2. Физиологические особенности развития организма в 13-14 лет 16
1.3. Основные методы развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 39
2.1. Цель и задачи исследования 39
2.2. Методика исследования 40
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ 42
3.1. Анализ результатов равномерного метода эксперимента 42
3.2. Анализ результатов игрового метода эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 47
В настоящее время выносливость хоккеиста связывают с тремя источниками образования энергии:
- аэробным - за счет окисления жиров и углеводов;
- анаэробно-гликолитическим, связанным с расщеплением углеводов в мышцах и образованием молочной кислоты;
- анаэробно-алактатным, связанным с расщеплением креатинфосфата (КРФ)
Тренировочная нагрузка, как мера воздействия на организм спортсмена определяется следующими характеристиками: интенсивностью (мощностью) выполнения упражнения, продолжительностью, количеством повторений, интервалами и характером отдыха.[6,11]
Интенсивность (мощность) выполняемого упражнения - наиболее важная характеристика нагрузки, влияющая на характер соотношения аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения.
Принято выделять четыре зоны мощности: максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную.
При выполнении упражнений в зоне максимальной мощности энергообеспечение происходит за счет анаэробно-алактатного механизма, где ресинтез АТФ осуществляется путем креатинфосфатных реакций в бескислородных условиях.
При выполнении упражнений в зоне субмаксимальной мощности энергообеспечение осуществляется за счет анаэробно-гликолитического механизма, в бескиспород ных условиях.
При выполнении упражнений в зоне умеренной мощности организм обеспечивается энергией за счет дыхательного механизма, в котором ресинтез АТФ осуществляется с помощью кислорода, при этом потребление О2 превышает кислородный запрос.
При выполнении упражнений в зоне большой мощности энергообеспечение происходит за счет аэробных и анаэробных механизмов.[6,11,23]
Продолжительность упражнения непосредственно связана со скоростью его выполнения: чем выше скорость и меньше время, тем в большей мере упражнение выполняется за счет анаэробных механизмов энергообеспечение (продолжительность в анаэробно-алактатном режиме 3-8 с, в анаэробно-гликолитическом - от 20 с до 3 мин, в аэробном - от 3 мин и больше).
Продолжительность интервалов отдыха существенно влияет на величину нагрузки и ее преимущественную направленность. В упражнениях с умеренной мощностью (субкритическая скорость) при интервалах отдыха, достаточных для восстановления, каждая последующая попытка начинается примерно на таком же фоне, что и предыдущая.
Уменьшение интервалов отдыха в упражнение максимальной мощностью делает нагрузку более анаэробной, так как с повторением упражнения увеличивается кислородный долг.
Количество повторений упражнений во многом определяет величину нагрузки и ее преимущественную направленность. [35,37]
Для решения задач повышения аэробной работоспособности хоккеиста необходимо увеличить уровень максимального потребления кислорода (МПК) (т. е. количество кислорода, которое организм способен усвоить за 1 мин) и быстроту его достижения, а также развить способность поддерживать МПК длительное время.
Уровень МПК является основным критерием аэробной производительности и определяет аэробную работоспособность спортсмена.
Абсолютное МПК в процессе естественного развития повышается до 18-20 лет, а относительное, т. е. рассчитанное на 1 кг веса тела - до 16 лет. Наибольший прирост МПК у юных хоккеистов наблюдается с 13 до 16 лет. Если же до окончания периода полового созревания не провести соответствующей тренировки по развитию аэробных возможностей, то в дальнейшем уже практически невозможно будет в должной мере повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. И как следствие от хоккеиста нельзя будет ожидать высоких и стабильных спортивных результатов в зрелом возрасте. [3,4]
При определении средств и методов развития аэробных способностей хоккеиста целесообразно выделить задания с преимущественным воздействием на емкость и мощность аэробных энергопроцессов.
Последовательность в развитии аэробных энергопроцессов.
Последовательность в развитии аэробной производительности такова: сначала нужно повысить емкость аэробных процессов, а затем их мощность.
В качестве тренировочных заданий по повышению емкостей аэробных процессов практикуют равномерный и переменный бег по гладкой и пересеченной местности, плавание, греблю, езду на велосипеде, лыжи и др.
Продолжительность этих упражнений постепенно увеличивается (в зависимости от возраста и подготовленности хоккеистов) с 10 до 90 мин. Упражнения выполняют с умеренной мощностью. Частота сердечных сокращений - до 150-160 уд/мин.[27]
Вместе с тем используется и переменный метод тренировок (сочетание бега с разной скоростью и ходьбы), особенно в подготовке детей 10-12 лет. На занятиях с ми 8-10 лет в основном применяются подвижные игры.
Более специфичны и, следовательно, наиболее эффективны тренировочные задания с воздействием преимущественно на мощность аэробных процессов энергообеспечения.
Развитию аэробных возможностей способствует анаэробная повторная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений с небольшими интервалами отдыха. [16]
Для совершенствования мощности аэробных процессов энергообеспечения эффективны тренировочные задания в следующем режиме работы: интенсивность - 75-85% от максимума, ЧСС - на уровне 180 уд/мин, продолжительность упражнений -1-1,5 мин. Продолжительность интервалов отдыха должна быть 60-120 с, число повторений - 8- 10, ЧСС в конце паузы отдыха - не более 120-130 уд/мин.
Большой эффект в повышении аэробной производительности дают использование различных видов фартлека (игры скоростей) продолжительностью 20-60 мин и аэробная силовая тренировка в виде круговой формы ее организации.
Анаэробная производительность также увеличивается с возрастом. Наиболее высокие ее показатели обычно достигаются к 20-25 годам. У детей способность работать в условиях недостатка кислорода за счет анаэробных источников энергии меньше.[11,18]
Повышению анаэробных способностей хоккеистов способствует воздействие на анаэробно-гликолитический и анаэробно-алактатный механизмы энергообеспечения с помощью специфических тренировочных заданий.
В тренировочных заданиях гликолитической направленности целесообразно выделить два вида: задание с направленностью на увеличение емкости гликолиза и задание на повышение его мощности.
В первом случае различного вида неспецифические и специфические упражнения выполняют в следующем режиме: продолжительность одного повторения -1-2 мин, количество повторений в серии - 3-4, интервалы отдыха после повторений - 60-90 с. Количество серий - 3-4.
Интервалы между сериями 10-12 минут. После окончания задания физиологические показатели будут cледующими: ЧСС - 200-210 уд/мин (максимальная), потребление кислорода - близкое к предельному.[18]
Тренировочные задания на повышение гликолитической мощности выполняют обычно в таком режиме: время работы -30-40 с (в одном повторении), в серии - 3 повторения, продолжительность интервалов отдыха после повторений -60-90 с. Время отдыха между сериями 10-12 мин. Для тренировочных заданий алактатной направленности характерно выполнение не продолжительных упражнений (в пределах 8-10 с) с максимальной интенсивностью. Упражнение выполняется серийно. Всего 2-3 серии, проводить больше 3 серий нецелесообразно.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут[15].
В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера. Например, продолжительный бег, передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность до 60—90 минут; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц. [4,12,33]
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и около предельной интенсивностью.
Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовительные упражнения, которые максимально приближенны к соревновательным упражнениям по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, а также специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства. Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:
1. Упражнения,
преимущественно
2. Упражнения,
позволяющие параллельно
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30—60с., интенсивность 85—90% от максимально доступной.
4. Упражнения,
позволяющие параллельно
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами: интенсивность упражнения; продолжительность упражнения; число повторений; продолжительность интервалов отдыха; характер отдыха.[19]
Интенсивность упражнения в циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.[37]
При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической интенсивности.
Интенсивность упражнения выше критической называют надкритической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, оно сопровождается накоплением кислородного долга.[19,25]
Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20—25с. до 4-5 мин. особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.
Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо резко снижается интенсивность их.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение, как для определения величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.[10]
Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд/мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей сердечной мышцы. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным.[17]
При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.
1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функции.
Информация о работе Методика развития общей и специальной выносливости хоккеистов 13-14 лет