Методика проведения занятий по начальному обучению плаванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:05, реферат

Краткое описание

Плавание является одним из наиболее массовых видов спорта, поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физических упражнений связанный с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной среды. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей и подростков. Следует всегда помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Файлы: 1 файл

Методика проведения занятий по начальному обучению плаванию.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     Проводится  на суше и в воде. Занимающиеся выполняют  общеразвивающие и специальные  физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.

     3. Изучение отдельных элементов  техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений. При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих, в конечном счете, выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца).

     Каждый  элемент техники плавания изучается  в следующем порядке:

     — ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без  совершёнствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

     — изучение движений в воде с, неподвижной  опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег  водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

     — изучение движений в воде с подвижной  опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);

     — изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в  скольжении и плавании.

     Последовательное  согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией.

     Несмотря  на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

     4. Закрепление и совершенствование  техники плавания.

     На  этом этапе ведущее значение имеет  плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1  

  1. Методы  обучения плаванию
 

     При обучении плаванию применяются три  основных группы методов (словесные, наглядные, практические).

     Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., дает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов.

     Помимо  решения учебных задач педагог  устанавливает взаимоотношения  с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска  речи усиливает значение слов, - помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.

     Учитывая  специфику плавания, все необходимые  объяснения, обсуждения и др. инструктор проводит на суше — до или после  занятий в воде.

     Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и т.д.»

     Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.

     Все задания на уроке выполняются  под команду; она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные и исполнительные. С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д.;  при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох и длинным «выдох»; при освоении выдоха в воду.

     Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные  ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты  и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае; если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

     Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно  отличаются от техники плавания в  совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться нужных движений' при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны; быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет; избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.

     К наглядным методам относятся  показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

     Наряду  с образным объяснением наглядное  восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно  выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям.

     Как в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2—3 раза напрягать мышцы руки по 3—5 с. Однако выполнением техники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде — те занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

     Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

     1) инструктор должен видеть каждого  занимающегося, чтобы исправить его ошибки;

     2) занимающиеся должны видеть показ  упражнения в плоскости, отражающей  его форму, характер и амплитуду.

     Зеркальный  показ применяется только при  изучении простых общеразвивающих  упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

     Практические  методы. При обучении плаванию все  упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся  в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом.

     Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом, применяется на завершающе: этапе освоения техники плавания. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений

     Соревновательный  и игровой методы широко применяются  в начальном обучении плаванию. Оба  метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.

     Метод непосредственной помощи применяется  в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение. 

  1. Урок  плавания
 

     Основной  формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части: подготовительную; основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная — в воде.

     Подготовительная  часть урока (продолжительностью 5—10 мин) включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока, выполнение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми, упражнениями.

     В прохладную погоду время проведения подготовительной части возрастает. В нее включаются разогревающие и подводящие упражнения. В жаркую погоду время проведения подготовительной части сокращается.

     Основная  часть урока (30—45 мин) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду.

     Заключительная  часть урока (5—10 мин) строится, таким  образом, чтобы постепенно снизить  физическую нагрузку и повысить эмоциональность  занятия. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, а также подведение итогов занятия. После выхода из воды детей должны тщательно вытереться полотенцем. Инструктор обязан так организовать занятия в воде, чтобы занимающиеся почти все время находились в движении. Чем больше времени они будут находиться в воде, и чем большее расстояние проплывут в течение занятия, тем успешнее они освоят технику: плавания. При этом следует постоянно уделять внимание освоению правильной техники плавания, так как учить легче, чем переучивать. Особо внимательно нужно относиться к слабо подготовленным детям и в случае необходимости выполнять с ними дополнительные упражнения.

     Во  время первых занятий с не умеющими плавать, инструктор должен находиться в воде в целях помощи и страховки. Для поддержания порядка и дисциплины рекомендуется выполнять упражнений в воде одновременно всей группой. Для этого упражнения регламентируются количеством повторений, или длиной дистанции, или временем выполнения. Затем нужно собрать занимающихся, дать им указание на выполнение следующего упражнения и приступить к его освоению.

     Во  избежание травм и несчастных случаев на воде необходимо:

     —допускать  к занятиям по плаванию только с  разрешения врача;

     — тщательно следить за состоянием места для проведения занятий;

     — категорически запрещать заплывать за границу зоны купания;

     — на уроках плавания соблюдать строжайшую дисциплину (вхождение в воду и выход из воды производить только по команде инструктора);

     — до и после занятий проводить  перекличку. Только инструктор может  допустить к занятиям опоздавшего, а также разрешить выйти из воды до общего сигнала;

     — во время проверки подготовленности занимающихся допускать в воду одновременно не более двух человек;

     — занятия с не умеющими плавать  проводить на мелком месте. Все упражнения, а также первые попытки плавать должны выполняться в сторону берега или мелкого места;

Информация о работе Методика проведения занятий по начальному обучению плаванию