Методика проведения занятий по начальному обучению плаванию

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:05, реферат

Краткое описание

Плавание является одним из наиболее массовых видов спорта, поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физических упражнений связанный с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной среды. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей и подростков. Следует всегда помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Файлы: 1 файл

Методика проведения занятий по начальному обучению плаванию.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Плавание  является одним из наиболее массовых видов спорта, поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физических упражнений связанный  с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной среды. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей и подростков. Следует всегда помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

     Невозможно  переоценить оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ.

     Формирование  правильного навыка плавания возможно лишь в случае применения научно обоснованной и апробированной методики обучения.

     Плавание  состоит из четырех разделов, которые  получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.

     Спортивное  плавание содержит соревнования различного характера по видам и дистанциям, определенные специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде заплывов на разные расстояния.

     В соревнованиях применяются спортивные (правильные) способы плавания, которые  имеют большое преимущество в  скорости.

     Игровое плавание заключает в себе разнообразные подвижные игры и развлечения на воде. Такое плавание используется, главным образом во время обучения и тренировки юных пловцов, поскольку игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитывают чувства товарищества и т. д.

     Прикладное  плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.

     Фигурное (художественное) плавание представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть  как сольным, так и групповым.

     Плаваньем занимаются люди различных возрастных групп. Но большинство, изучающее различные  способы плавания – это дети.

     Формирование  правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в  процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой.

     За  последние годы с помощью объективных  методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.

     Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств российской системы физического воспитания.

     Задачами данного реферата является:

     1. Рассмотрение  методики обучения  плаванию;

     2. Показ положительного воздействия  плавания на организм человека.

 

  1. Основные  средства обучения
 

     К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.

  Общеразвивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и, таким образом, подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений.

     Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на снарядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др.

     Подготовительные  упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и совершенствования в отдельных элементах техники. Существует три группы подготовительных упражнений: а) для освоения с водой; б) для изучения облегченных способов плавания и в) для изучения техники спортивных способов плавания.

     Подготовительные  упражнения для освоения с водой  помогают преодолеть чувство страха перед водой, научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять простейшие движения.

     Подготовительные  упражнения для изучения спортивных способов плавания включают упражнения на суше, имитационные упражнения и упражнения в воде.

     К подготовительным упражнениям на суше относятся специальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости: упражнения на растягивание и подвижность в суставах (особенно в голеностопных и плечевых), упражнения с резиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах, упражнения на гимнастической стенке, упражнения с гантелями и набивными мячами.

     Имитационные  упражнения используются для ознакомления занимающихся с формой движений. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде.

     Специальные упражнения применяются для совершенствования в технике спортивных способов плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся.

     Одним из важных средств, используемых при  обучении детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные (типа «Кто первый», «Кто дальше», «Кто быстрее» и т. д.). 

  1. Основные  задачи
 

     При обучении плаванию решаются следующие  основные задачи:

     — укрепление здоровья, закаливание организма  человека, привитие стойких гигиенических  навыков;

     — изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

     — всестороннее физическое развитие и  совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

     — ознакомление с правилами безопасности на воде. 

  1. Содержание  обучения
 

     Содержание  программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед  курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий.

     Все перечисленные факторы тесно связаны между собой.

     От  возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Установлено, что быстрее всех учатся плавать  дети от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.).

     Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в  неделю, продолжительности каждого  занятия.

     Условия для занятий — естественный или  искусственный водоем, глубина и  температура воды, климатические  и погодные условия — также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий.

     Таким образом, содержание программы —  учебный материал и методические указания — должно соответствовать  задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

     Обучение  детей плаванию проводится в форме  групповых занятий. Такие занятия  более эффективны, им присущ элемент  соревнования. He умеющим плавать пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость.

     Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Если группа большая, инструктор делит ее на 3 подгруппы (в зависимости от плавательной подготовленности), используя помощь актива. При проведении занятий инструктор ориентируется на основную часть группы — со средней подготовленностью, а его помощники дают индивидуальные указания и объяснения слабой и сильной подгруппам.

     При комплектовании учебных групп необходимо учитывать возрастные особенности  занимающихся.

     Занимающихся  комплектуют по возрастному принципу:

    • младший школьный возраст (7—10 лет);
    • средний школьный возраст (11 —14 лет).

     При формировании учебных групп из детей одного, возраста обязательно учитывается уровень их плавательной подготовленности. В этом случае новички подразделяются следующим образом:

     1. Не умеющие держаться на поверхности  воды;

     2. Плохо плавающие (до 10 — 12м);

     3. Хорошо плавающие «по-своему»;

     4. Владеющие техникой спортивных способов плавания.

     Задачи, стоящие перед курсом обучения, и  продолжительность занятий определяют выбор способа плавания. Время, необходимое  для освоения того или иного способа  плавания, неодинаково.

     Выбор способа плавания для начального обучения зависит также от возраста занимающихся. Детей, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что, во-первых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивное плавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряют интерес к обучению «не престижным» способам плавания.

     В связи с этим и  в программах по плаванию для общеобразовательных  школ, и в программах для летних оздоровительных лагерей предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми. 

  1. Этапы обучения
 

     Весь  процесс обучения плаванию условно  делится на четыре этапа.

     1. Показ техники изучаемого способа  плавания лучшими пловцами; использование  средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.)

     Таким образом, у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом.

      2. Предварительное ознакомление  с техникой изучаемого способа  плавания (положение тела, дыхание,  характер гребковых движений).

Информация о работе Методика проведения занятий по начальному обучению плаванию