Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время влияние танцевально-игровой гимнастики на всестороннее (физическое и психическое) развитие личности ребенка на занятиях физической культуры изучены недостаточно.
Цель работы. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи работы. Адаптировать методику на основе танцевально-игровой гимнастики Са-Фи-Дансе в ДОУ № 283 «Звездочка» г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава I. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .……………………...6
1.1. Обзор программ по физическому воспитанию и
развитию детей дошкольного возраста .……………………….….6
1.2. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях
физической культурой ….………………………………………….8
1.3. Нетрадиционные средства физического воспитания………...….11
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……….…….15
2.1. Организация исследований ……..…….……………………….…..15
2.2. Адаптация методики Са-Фи-Дансе для занятий
физической культурой с дошкольниками
подготовительной группы ………….……………………………...16
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….28
3.1. Развитие физических способностей дошкольников ……………..28
3.2. Развитие личностных особенностей дошкольников. ..…………...33
3.3. Влияние упражнений танцевально-игровой гимнастики
на повышение интереса дошкольников к занятиям
физической культурой ……….……….…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ……………….………
Задачи: развитие сенсомоторной активности и движений ребенка; охрана и укрепление здоровья детей, психофизическое развитие и закаливание организма; формирование двигательной активности, основных жизненно важных движений, развитие мелкой моторики; формирование правильной осанки, гармоничного телосложения; обогащение двигательного опыта; умеренное стимулирование развития двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости); знакомство детей с доступными способами укрепления здоровья.
Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:
- упражнения общеразвивающего воздействия;
- упражнения в основных видах движения;
- подвижные игры и упражнения;
- спортивные игры;
- ритмические (танцевальные) движения;
- упражнения в построении и перестроении;
- упражнения в перемещении со скольжением;
- упражнения с техническими средствами;
- примерный двигательный режим и др.
Программа «Истоки» направлена на совершенствование взаимоотношений ребенка со сверстниками и физическое воспитание через социализацию ребенка. Приобщение ребенка к социуму путем развития его физических качеств. Физическому воспитанию в этой программе уделено не очень много внимания и очень похоже на типовую программу.
«Радуга» (1989 г.). Авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством к.п.н. Т.Н.Дороновой.
Цель программы – обеспечение всестороннего развития ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к миру общечеловеческих ценностей.
Задачи: охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического); формирование привычки к здоровому образу жизни; содействие полноценному физическому развитию.
Разделы программы:
«Формируем привычку к ЗОЖ»;
«Суточный режим жизни»;
«Бодрствование»;
«Сон»;
«Питание»;
«Навыки здоровья»;
«Формируем культуру движения».
Физической культуре в этой программе выделен самый большой раздел «как самому важному предмету воспитания». Программные задачи, связанные с особенностями работы по физической культуре, на каждом возрастном этапе представлены отдельно для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами – введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержании. Этот принцип поддерживается даже для детей старшего дошкольного возраста.
«Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду (1999 г.). Авторский коллектив – преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена: В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович.
Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Задачи: обеспечение полноценного физического развития детей; овладение основными движениями и гигиеническими навыками; укрепление здоровья; закаливание и развитие двигательной активности детей; развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и само помощи.
Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:
- гигиенические навыки ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке;
- построения и перестроения;
- общеразвивающие упражнения;
- основные движения;
- подвижные игры;
- спортивные упражнения;
- ритмические движения;
- спортивные игры;
- минимальные результаты;
- уровневые характеристики освоения программы.
Все содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создание ему эмоционально-комфортного состояния.
В программе выделен раздел «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными» предусматривающий освоение основ гигиенической культуры и приобщение к двигательной культуре. В нем представлено содержание обеспечивающее расширение представлений о себе, особенностях физического облика, здоровья. Программа предусматривает решение задач по данному разделу в каждой возрастной группе в соответствии с возрастными особенностями детей.
Начиная с младшего возраста большое внимание отводится приобщению малышей к здоровому образу жизни через овладение основами гигиенической и двигательной культуры. Дети приобретают навыки ухода за своим телом, культуры еды. Работа по освоению гигиенической культуры и воспитанию положительного отношения к культурно-гигиеническим процессам продолжается в средней группе. В старшем возрасте программа предусматривает расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, знакомство с правилами безопасного поведения и приемами первой помощи в случае травмы.
Приобщение к двигательной культуре идет через усвоение физических упражнений, включающие построения, перестроения, основные виды движений, организацию спортивных и подвижных игр. Физические нагрузки предусмотрены в соответствии с физиологическими особенностями детей каждой возрастной группы. В старшей группе программа предполагает осуществление контроля как собственных движений, так и движений других детей, а также оценки полученных результатов. По каждому возрасту даны минимальные результаты усвоения основных видов движений. Авторы программы разработали уровни освоения программы, дающие возможность проследить динамику физического развития каждого ребенка.
«Здоровый дошкольник» (1995 г.). Автор – доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский.
Цель программы – комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребенка; наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом закономерностей возрастной психофизиологии, пед. Психологии и спортивной медицины; отсутствие необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.
Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:
1-й раздел – определение показателей состояния здоровья и физического развития;
2-й раздел – рациональная организация двигательной деятельности детей;
3-й раздел – система эффективного закаливания детей;
4-й раздел – комплекс психогигиенических и психопрофилактических методов и средств;
5-й раздел – рациональное питание детей;
6-й раздел – создание условий для оздоровительных режимов детей.
В данной программе даны критерии диагностики, тесты по характеристике двигательной подготовленности, характеристики поведенческих и личностных качеств ребенка. Большое внимание уделяется оздоровлению ребенка, в совокупности с проводимой работой по физическому воспитанию.
«Здоровье». Программа по физическому воспитанию дошкольников (1993 г). Автор – В.Г.Алямовская.
Цель программы – комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Задачи: укрепление здоровья детей; воспитание потребности в ЗОЖ; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы; приобщение детей к традициям большого спорта.
Основные разделы программы:
1-й раздел – организация двигательной деятельности;
2-й раздел – лечебно-профилактическая работа, закаливание;
3-й раздел – планирование и организация физкультурных мероприятий;
4-й раздел – диагностика физического развития;
5-й раздел – воспитание потребности в здоровом образе жизни;
6-й раздел – совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
«Старт». Программа для инструкторов по физическому воспитанию детей 3 – 7 лет (1996 – 1997 гг.). Авторы: Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, Л.К.Михайлова.
Цель программы – достижение высоких результатов путем формирования тех или иных навыков.
Задача: помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, данные им от рождения способности.
Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:
- проведение обследования двигательной деятельности детей;
- организация детских спортивных праздников и спартакиады;
- совместная работа инструктора и воспитателя;
- физкультурные занятия;
- примерные комплексы оздоровительно-
- упражнения на гимнастической стенке, веревочной лестнице, на турнике и передвижения на рукоходе;
- лазание по канату (шесту);
- создание развивающей среды для улучшения физкультурно-оздоровительной работы;
- подражательные упражнения.
Данная программа, прежде всего, требует хорошего материального обеспечения дошкольного учреждения, так как авторы уделяют большое внимание занятиям детей на гимнастических снарядах. Также не всем детям полезны занятия гимнастикой и акробатикой в том объеме, в котором предлагают авторы. Эта программа более подходит для проведения занятий в специализированных группах.
«Из детства в отрочество» (1997 г.). Автор – Т.Н. Доронова, кандидат педагогических наук.
Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создавать благоприятные условия для формирования здоровья и развития детей путем профилактики и коррекции ранних отклонений, повышения устойчивости к стрессам и обеспечения условий для качественного созревания всех функциональных систем организма с учетом факторов биологического и социального риска.
Задачи: охрана и укрепление здоровья детей (физического и психического), их физическое развитие и эмоциональное благополучие.
Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:
1. Что такое «здоровье» и как его сохранять.
2. Комплексная характеристика здоровья ребенка от 4 до 7 лет – дошкольный возраст.
3. Три линии «обороны»: режим, питание, физическое воспитание.
4. Проблемы (решаемые традиционными и нетрадиционными способами).
5. Контроль за здоровьем.
Физическое воспитание как самый важный критерий в воспитании детей дошкольного возраста в этой программе не выделен. В каждом разделе программы даны необходимые для работы критерии, но большого внимания физическому воспитанию авторы не уделили. При этом они придают серьезное значение знакомству родителей с программой и привлечение их к совместному воспитанию ребенка.
«Детская картина мира». Программа обучения и воспитания детей 6 – 7 лет (1994 г.). Авторы – сотрудники детского сада № 201 г. Кемерово.
Задачи: полноценное физическое, познавательное и личностное развитие ребенка на базе личностно-ориентированного подхода.
Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:
1. Основные двигательные навыки.
2. Спортивные развлечения.
3. Подвижные игры.
«Росинка», раздел «Расту здоровым» (1997 г.). Автор – В.Н.Зимонина (лаборатория дошкольного воспитания МИПКРО).
Цель программы – развитие и воспитание ребенка-дошкольника, крепкого здоровьем, неповторимого своей индивидуальностью, красивого в поступках, культурного и активно познающего мир.
Задачи: охрана и укрепление нервной системы ребенка, его эмоционального благополучия.
Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:
Физкультурные занятия разной направленности; занятия по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.
Цель программы – оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Задачи оздоровительного направления – обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей.