Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время влияние танцевально-игровой гимнастики на всестороннее (физическое и психическое) развитие личности ребенка на занятиях физической культуры изучены недостаточно.
Цель работы. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи работы. Адаптировать методику на основе танцевально-игровой гимнастики Са-Фи-Дансе в ДОУ № 283 «Звездочка» г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава I. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .……………………...6
1.1. Обзор программ по физическому воспитанию и
развитию детей дошкольного возраста .……………………….….6
1.2. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях
физической культурой ….………………………………………….8
1.3. Нетрадиционные средства физического воспитания………...….11
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……….…….15
2.1. Организация исследований ……..…….……………………….…..15
2.2. Адаптация методики Са-Фи-Дансе для занятий
физической культурой с дошкольниками
подготовительной группы ………….……………………………...16
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….28
3.1. Развитие физических способностей дошкольников ……………..28
3.2. Развитие личностных особенностей дошкольников. ..…………...33
3.3. Влияние упражнений танцевально-игровой гимнастики
на повышение интереса дошкольников к занятиям
физической культурой ……….……….…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ……………….………
3. Анализ структуры двух-трех знакомых детям подвижных игр, чтобы они могли по аналогии создавать собственные игры.[ Шмонина В. Творческие подвижные игры. – Дошкольное воспитание. 1991, № 8.]
Одним из нетрадиционных видов выполнения физических упражнений является детский фитбол – занятия с использованием больших гимнастических мячей. В детской практике фитболы (мячи) используются за рубежом уже около 50-ти лет, в нашей стране немногим более 5-ти. Занятия проводятся в разнообразных формах: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки и так далее. Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же заставляет ребенка творчески мыслить, развивает воображение, вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Самой распространенной формой детского фитбола являются фитбол-сказки. Для разнообразия и заинтересованности детей в разучивании общеразвивающих упражнений, все эти упражнения объединены в литературные сказки, так как одни и те же упражнения, повторяющиеся из урока в урок, быстро надоедают ребенку. Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее выученными, ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов, тем самым, представляя собой один из вариантов мнемотехники (эйдотехники), позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс.[ Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб, Речь, 2002;]
Кроме того, в системе дошкольного воспитания используется теория решения изобретательских задач – ТРИЗ. Эта теория основана на законах диалектики. И ее основным постулатом является утверждение, что творческие способности ребенка велики, поэтому, чем раньше начать изучение диалектики, тем легче и проще. Диалектика- наука познания окружающего мира, который находится в постоянном саморазвитии. Развитие ребенка тоже происходит по законам диалектики, и это касается не только его физических и анатомических свойств, но и психических, в частности мышления. Французским психологом Рибо была выявлена зависимость развития творческого воображения человека от его возраста, эту зависимость он выразил с помощью метафор:
ранний возраст – «резвый бег жеребенка»;
школьный возраст – «галоп»;
средний школьный – «шаг»;
аттестат о среднем образовании – «стреноженный конь»;
диплом о высшем образовании – «уставшая кляча».
В физическом воспитании дошкольников используют некоторые приемы ТРИЗа: моделирование, личная аналогия (эмпатия) и графическая аналогия. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. В моделировании для развития творческого воображения используются схематические изображения фигуры человека – «маленькие человечки» (например для создания детьми общеразвивающих упражнений). В основе эмпатии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Главный смысл эмпатии – войти в роль кого-либо или чего-либо (например, во время игры дети вживаются в различные образы, пытаются воспроизвести мысли, чувства, ощущения и движения представляемых героев). Графическая аналогия – это умение обозначать символом реальный образ или несколько образов, выделив общие признаки. Графические аналогии приводят детей к приему «свертывание» - умение выделить в образе самое главное. Они развивают абстрактно-логическое мышление, богатое воображение, способность к преобразованию. Например, используя графическую аналогию, с помощью символических знаков можно изобразить последовательность каких-либо действий, физкультурное оборудование.
Таким образом, используя на занятиях физической культурой все вышеперечисленные разновидности нетрадиционных средств физического воспитания в тесном переплетение с намеченной программой, педагог (преподаватель) развивает у детей не только ловкость, силу, быстроту, выносливость, но и способствует развитию их психических функций. Кроме того, во время таких занятий дети получают новые знания об окружающем мире, знакомятся с азами биологии, истории, математики, географии, русской речи и литературы и при этом не меняется их ведущий тип деятельности – игра, то есть дети получают удовольствие от занятий физической культурой. Можно сказать, что само словосочетание «занятия физической культурой» в данном случае приобретает качественно иной смысл: преподаватель физкультуры выступает не только в роли простого тренера, но и стремится к духовному развитию своих учеников.[ Радость познания. ТРИЗ в детском саду. / Сост. А.А. Абродкина. – Кемерово 1993.]
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Экспериментальное исследование проводилось в Октябрьском районе г. Ростов-на-Дону, в ДОУ № 283 «Звездочка». Детский сад посещают 140 детей (7 групп) в возрасте от 2-х до 7-ми лет. С детьми работают специалисты: психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, врач, медицинская сестра, хореограф. Материальное обеспечение детского сада на высоком уровне. Занятия по физической культуре проводятся в музыкально-физкультурном зале или на специально оборудованной спортивной площадке на улице.
В экспериментальном исследовании принимали участие дети дошкольного возраста, 6-7 лет, II подготовительной группы. В сентябре 2004 года в первой половине дня (с 9:00 до 12:00) проводилась диагностика развития физических качеств детей, осуществлялись антропометрические измерения, а так же производилась оценка координационных способностей детей.
Список детей II подготовительной группы, принимавших участие в эксперименте (экспериментальная группа).
Ф.и. ребенка. | Год рождения. | Группа здоровья. | Физическая группа. |
1. Агабекян М. 2. Афонин В. 3. Арзыматова Э. 4. Душенко Д. 5. Гончаров Г. 6. Гульченко В. 7. Закутняя А. 8. Лаврушкина Л. 9. Мамедов Н. 10. Медведь К. 11. Михайленко Н. 12. Сиразетдинова Э. 13. Сапожников И. 14. Толканов А. 15. Толчина Д. 16. Титаренко В. 17. Тимофеева Л. 18. Ткаченко С. 19. Храмов Е. 20. Шевцова к. 21. Сагайда Л. 22. Сухоненко М. 23. Недоступова В. | 1998 1998 1998 1998 1999 1998 1999 1998 1998 1998 1998 1998 1998 1998 1998 1997 1998 1998 1998 1998 1997 1998 1998 | II II III II II II II II II III I II II II II II II III II II I II II | Подготовительная Подготовительная Специальная Подготовительная Подготовительная Основная Подготовительная Подготовительная Подготовительная Подготовительная Основная Основная Подготовительная Подготовительная Подготовительная Основная Подготовительная Подготовительная Подготовительная Основная Основная
|
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ II ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ГРУППЫ.
Ф.и. ребенка | Рост (см). | Вес (кг). |
1. Агабекян М. 2. Афонин В. 3. Арзыматова Э. 4. Душенко Д. 5. Гончаров Г. 6. Гульченко В. 7. Закутняя А. 8. Лаврушкина Л. 9. Мамедов Н. 10. Медведь К. 11. Михайленко Н. 12. Сиразетдинова Э. 13. Сапожников И. 14. Толканов А. 15. Толчина Д. 16. Титаренко В. 17. Тимофеева Л. 18. Ткаченко С. 19. Храмов Е. 20. Шевцова к. 21. Сагайда Л. 22. Сухоненко М. 23. Недоступова В. | 118 125 112,5 114 116 127 117,5 129 125 120, 117 123 128 120 120 126 126 128 132 118 116 114,5 116 | 20 24 18 21,7 20 27,7 26 28,5 24,5 22,5 16,5 24 28 25 20 24 24 25 32 16 22,5 18,5 19 |
Список детей I подготовительной группы, с которыми проводились занятия физкультурой по традиционной системе (контрольная группа).
Ф.и. ребенка. | Год рождения. | Группа здоровья. | Физическая группа. |
1. Аристархов И. 2. Ахркалакян М. 3. Басов В. 4. Бобкова В. 5. Баранов С. 6. Бродовиков А. 7. Булахин Р. 8. Василенко Ю. 9. Иванова К. 10. Гусаров Д. 11. Дунаевская К. 12. Ефаров В. 13. Кашу К. 14. Миронов А. 15. Меликян В. 16. Осипенко Ж. 17. Орлов Ж. 18. Петренко А. 19. Рябова М. 20. Шишулин М. 21. Щербакова С. 22. Шиганова А. 23. Усачева В. 24. Доценко С. | 1999 1999 1999 1998 1998 1998 1999 1998 1998 1998 1998 1998 1998 1998 1998 1998 1999 1999 1998 1999 1999 1998 1999 1999 | II II II III II II II II III II II II II II II II II II II II II III
| Основная Основная Основная Подготовительная Основная Подготовительная Подготовительная Подготовительная Подготовительная Подготовительная Основная Подготовительная Подготовительная Основная Подготовительная Основная Подготовительная Подготовительная Подготовительная
Подготовительная Специальная
|