Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста на основе танцевально-игровой гимнастики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время влияние танцевально-игровой гимнастики на всестороннее (физическое и психическое) развитие личности ребенка на занятиях физической культуры изучены недостаточно.
Цель работы. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи работы. Адаптировать методику на основе танцевально-игровой гимнастики Са-Фи-Дансе в ДОУ № 283 «Звездочка» г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава I. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .……………………...6
1.1. Обзор программ по физическому воспитанию и
развитию детей дошкольного возраста .……………………….….6
1.2. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях
физической культурой ….………………………………………….8
1.3. Нетрадиционные средства физического воспитания………...….11
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……….…….15
2.1. Организация исследований ……..…….……………………….…..15
2.2. Адаптация методики Са-Фи-Дансе для занятий
физической культурой с дошкольниками
подготовительной группы ………….……………………………...16
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….28
3.1. Развитие физических способностей дошкольников ……………..28
3.2. Развитие личностных особенностей дошкольников. ..…………...33
3.3. Влияние упражнений танцевально-игровой гимнастики
на повышение интереса дошкольников к занятиям
физической культурой ……….……….…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ……………….………

Файлы: 1 файл

Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста на основе танцевально-игровой гимнастики .DOC

— 279.00 Кб (Скачать)

Задачи воспитательного направления – обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей.

Задачи образовательного направления – обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.

Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:

-         основные виды движений;

-         общеразвивающие упражнения;

-         упражнения в построении и перестроении;

-         физкультурные занятия;

-         утренняя гимнастика;

-         физкультминутки;

-         физкультурные забавы;

-         физкультурные праздники;

-         самостоятельные физкультурные занятия.

Данная программа больше подходит для дополнительных занятий физической культурой. Автор в основном уделяет внимание занятиям на улице. Занятия проводятся с малой физической нагрузкой. Провести такие занятия смогут воспитатели во время прогулки. Обучению новых видов основных движений уделяется очень мало времени. Эта программа подходит для закрепления основных видов движений.

 

Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.(1999 г.). Автор – Н.Н. Ефименко, кандидат педагогических наук, доцент (Украина).

Система опирается на объективные законы развития человеческого организма.

Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:

1.      Как по-новому планировать физическое воспитание дошкольников.

2.      Планы-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников.

3.      Музыкальное сопровождение в дошкольной педагогике (на примере физического воспитания).

4.      Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике (на примере физического воспитания).

5.      Горизонтальный пластический балет.

6.      Физкультурный праздник.

7.      Через движение и игру – к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни.

Хотя автор и опирается на объективные законы развития человеческого организма, я считаю, что полностью его программа не приемлема для дошкольников, так как большое место в программе уделяется «лежаче-ползательному режиму», а детям дошкольного возраста необходимы сбалансированные виды движений.

 

«Здравствуй!» Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста (1997 г.). Автор – М.Л. Лазарев.

Цель программы – помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Программа состоит из четырех частей:

Часть 1. Теория валеологии:

1.      Теоретическое обоснование программы.

2.      Концепция открытой школы здоровья.

3.             Этапы реализации программы формирования здоровья детей в детском саду:

картина мира;

мишень мотивации;

цветок здоровья;

сад здоровья;

кодекс здоровья.

4.      Метод музыкальной психорегуляции дыхания (метод дыхательной экспрессии).

Часть 2. Практическая часть.

1.      Введение.

2.      Диагностика. Медико-педагогическое обследование.

3.      Оздоровительные задания.

Часть 3. Музыкальная валеология.

Часть 4. Моя книга здоровья.

 

«Север» (1999 г.). Программа физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Автор – В.М.Андреишина и др.

Задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие основных физических качеств; обучение наиболее важным и жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам; приобретение необходимых теоретических знаний в области физической культуры и спорта.

Содержание физического воспитания и предлагаемого развития:

-         простейшие акробатические упражнения;

-         подвижная игра;

-         ежедневные физкультурные занятия;

-         спортивные праздники, развлечения;

-         дни здоровья, дни спорта;

-         походы;

-         кроссы;

-         различные формы утренних и вечерних гимнастик;

-         активное приобщение к занятиям физической культурой.

Программа «Север» больше подходит для жителей северных районов страны, так как только там погодные условия позволяют реализовать данную программу.

 

 

 

1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСТВА И ОБУЧЕНИЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

 

В основу возрастной периодизации, разработанной Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н. и Элькониным Д.Б., положено представление о том, что любому возрасту, как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует и определенный тип деятельности – ведущая деятельность. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов. Согласно данной схеме выделяется следующая последовательность формирования типов ведущих видов деятельности:

-         непосредственно эмоциональное общение (от рождения до года);

-         предметно-манипулятивная деятельность (1 года до 3 лет);

-         игровая деятельность (от 3 до 6-7 лет);

-         учебно-познавательная деятельность (от 6-7 до 10-11 лет);

-         профессионально-личностное общение (от10-11 до 14-15 лет);

-              морально-личностное общение (от14-15 до 16-17 лет). [Немов Р.С. Психология. Книга 2. – М. Просвещение, Владос, 1994]

В процессе психического развития личности те или иные типы репродуктивной деятельности по мере их освоения свертываются и становятся, во-первых, ядром различных видов продуктивной деятельности того же типа и, во-вторых, психологическими механизмами формирования генетически более поздних типов деятельности. Например, игровая деятельность у детей дошкольного возраста превращается в многообразные виды продуктивной деятельности – в учебную, трудовую, художественную и т.д. При этом отдельные виды воспроизводящей деятельности можно сформировать лишь в определенной последовательности. Полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь на основе игровой и учебной, а учебную деятельность – только на основе игровой, поскольку учение направлено, в частности, на овладение такими абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка воображения и символической функции, как раз и формирующихся в игре. Таким образом, используя в процессе обучения детей дошкольного возраста именно игровую деятельность, которая способствует развитию воображения, можно направить становление личности ребенка как творческой и гармонично развитой. Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения. Организуя деятельность детей, педагог (преподаватель) дает им советы и указания по поводу сюжетов, правил и проведению игр, знакомит детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых персонажей, предъявляет определенные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивает их, помогает разрешить возникающие в ходе деятельности затруднения и конфликты, то есть при активном взаимодействии с педагогом (преподавателем) дети обучаются творчески мыслить. Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления, в том числе творческую интуицию. Основной формой развития сверхсознания на ранних стадиях онтогенеза служит игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в постижении ребенком окружающего мира. [Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., Просвещение, 1987;]

Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные функции взрослого человека и, сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, ребенок начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. Он открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе. Эти переживания накапливаются, порождая эффекты обобщения, у ребенка появляется даже своеобразная «логика чувств», неизбежно отражающаяся в логике поведения. Особую роль в формировании средств выражения, внешнего проявления эмоциональной сферы играет непосредственное межличностное общение, в том числе и с педагогом (преподавателем).

Таким образом, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. Это, прежде всего, воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие. На этой основе у человека формируются ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений. В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного возраста формируется стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, которое является основной предпосылкой к деятельности учебной. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном возрасте, в младшем школьном начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом. [ Мухина В.С. Детская психология. – М. Апрель Пресс, Эксмо-пресс, 1999]

 

 

 

1.3. НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

 

Одним из видов проведения занятий по физической культуре в детском саду является занятия в игровой форме, которые имеют свои особенности: они основаны на сюжете игры или путешествиях. В содержание занятий включаются упражнения имитационного и образного характера, ритмическая гимнастика, элементы спортивных игр, основные виды движений, эстафеты, творческие подвижные игры, задания по интересам. Общеразвивающие упражнения заменяются комплексами ритмической гимнастики, которые способствуют приобретению двигательной культуры и выразительности, точности и координации движений и обеспечивают эмоционально-положительное состояние детей. Обучение, совершенствование и закрепление основных движений проводятся в форме творческих или самостоятельных, комплексных или игровых заданий, а также заданий по интересам. В основной части занятия целесообразнее планировать 4 вида основных движений, которые выполняются поточным способом, что, увеличивает моторную плотность занятия. Игры, эстафеты, комплексные задания и задания по интересам закрепляют приобретенные навыки в основных движениях. Творческие задания являются своеобразным средством познания окружающего мира. В содержание игровых занятий включается познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. В одном случае составляются задания на имитацию движений животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей, в другом – движения выполняются с целью проявления физических качеств в сочетании с мыслительными операциями (например, принести столько морковок, сколько нарисовано на картинке у зайца в лапах). В третьем – проявление умственных способностей ребенка, например, игра «Зайцы в огороде». Текст определяет содержание игры: «Вышли зайцы на лужок, видят зайцы огород, там капуста, все вперед! Но, дружок, знакомый пес стережет тот огород. Как капусту утащить, чтобы шкуру сохранить?» Игра имеет несколько вариантов творческих заданий:

1.      Зайцы должны утащить капусту, не вставая на задние лапы.

2.      Каждый заяц, неся капусту, заметает следы.

3.      Указать способ передвижения: на одной лапе, трех лапах и другие.

4.      Придумать варианты переноса капусты в парах.

Реально-условная ситуация таких заданий помогает ребенку воспроизвести знакомый ему жизненный образ и проявить творчество в решении двигательной задачи. Творческие задания предлагаются детям и при проведении эстафет, и в игровых заданиях заключительной части занятия, которые требуют группового творческого решения: «Дети, пришло время прощаться со зверями, но прежде, чем мы уйдем, проведем соревнование. Кто первым выполнит задание? Раз, два, три. В колонне беги!». Воспитатель называет предмет (лесенка, солнышко, кочки), а каждая колонна из пяти человек придумывает и воспроизводит обозначенный предмет. Творческие задания можно предлагать детям, используя карточки. Для каждого игрового занятия разрабатываются серии творческих заданий, которые систематизируются и используются педагогом в работе с детьми. Комплексные задания на физкультурных занятиях используются не только для физического и психического развития детей, но и обогащают их знания об окружающем мире, явлениях природы, быта, а также помогают воспитателю готовить детей к школе. Все задания основаны на игровых приемах. Проводимое в игровой форме занятие имеет высокий воспитательно-образовательный эффект: дети овладевают большим объемом умений и навыков, у них лучше развиваются физические качества, а взаимосвязь физического и психического развития способствует творческой активности детей. Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения педагогических задач, и, конечно же, это важный шаг к повседневному, непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического развития.

Именно творческим подвижным играм старших дошкольников отводится ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве. Эти игры интересны тем, что их придумывают сами дети. Это способствует их творческому развитию, повышает интерес к движениям, развивает логическое мышление и речь. Обычно, прежде чем начать учить детей придумывать собственные подвижные игры, проводится подготовительная работа:

1.      Ознакомление с художественной литературой, просмотр фильмов с целью накопления знаний о предполагаемых персонажах.

2.      Беседы по содержанию уже известных подвижных игр и составление на их основе коллективного рассказа.

Информация о работе Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста на основе танцевально-игровой гимнастики