Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста на основе танцевально-игровой гимнастики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время влияние танцевально-игровой гимнастики на всестороннее (физическое и психическое) развитие личности ребенка на занятиях физической культуры изучены недостаточно.
Цель работы. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи работы. Адаптировать методику на основе танцевально-игровой гимнастики Са-Фи-Дансе в ДОУ № 283 «Звездочка» г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава I. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .……………………...6
1.1. Обзор программ по физическому воспитанию и
развитию детей дошкольного возраста .……………………….….6
1.2. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях
физической культурой ….………………………………………….8
1.3. Нетрадиционные средства физического воспитания………...….11
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……….…….15
2.1. Организация исследований ……..…….……………………….…..15
2.2. Адаптация методики Са-Фи-Дансе для занятий
физической культурой с дошкольниками
подготовительной группы ………….……………………………...16
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….28
3.1. Развитие физических способностей дошкольников ……………..28
3.2. Развитие личностных особенностей дошкольников. ..…………...33
3.3. Влияние упражнений танцевально-игровой гимнастики
на повышение интереса дошкольников к занятиям
физической культурой ……….……….…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ……………….………

Файлы: 1 файл

Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста на основе танцевально-игровой гимнастики .DOC

— 279.00 Кб (Скачать)

 

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ

I ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ (КОНТРОЛЬНОЛЬНОЙ) ГРУППЫ.

Ф.И. ребенка

Рост (см).

Вес (кг).

1.      Аристархов И.

2.      Ахркалакян М.

3.      Басов В.

4.      Бобкова В.

5.      Баранов С.

6.      Бродовиков А.

7.      Булахин Р.

8.      Василенко Ю.

9.      Иванова К.

10. Гусаров Д.

11. Дунаевская К.

12. Ефаров В.

13. Кашу К.

14. Миронов А.

15. Меликян В.

16. Осипенко Ж.

17. Орлов Ж.

18. Петренко А.

19. Рябова М.

20. Шишулин М.

21. Щербакова С.

22. Шиганова А.

23. Усачева В.

24. Доценко С.

119

112

117,5

117

120

118

116

125

124

116,5

121

125

119

124

117,5

125

113

120

119

106

120

115

119

114

22,5

18

29,5

20

21

22,5

20

24

22

29,5

20,5

22,5

18,5

24,5

25,5

26

20

25

20

18,2

21

19

21

20,7

 

Оценка развития координационных способностей ребенка.

6 лет.

Оценка статического равновесия детей.

В течение 10 сек ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90. После 30 сек отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.

Оценка точности и координации движений.

Ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см с расстояния 1.5 м.

7 лет.

Оценка статического равновесия детей.

Ребенку предлагается, сохранить равновесие в течение 10 сек, сидя на корточках, на носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками.

 

 

Оценка статического равновесия детей.

Ребенок должен преодолеть расстояние в 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.

Диагностика развития физических качеств.

Быстрота. Бег на 30 м.

Длина беговой дорожки должна быть на 5 – 7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5 – 7 м ставится хорошо видимый с линии старта ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха предложить еще две попытки. Заносится лучшая из трех.

Сила. Метание набивного мяча массой 1 кг.

Оно проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2 – 3 броска, фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину с места.

Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Выполняется три раза, фиксируется лучший результат.

Прыжок в высоту с разбега.

После предварительной разминки ребенку предлагаются 2 – 3 попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того как данная высота будет преодолена, планку поднимают на 5 см. Фиксируется лучший результат.

Ловкость. Бег на дистанцию 10 м.

Ловкость определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5+5) и по прямой. Дается две попытки с перерывом для отдыха между ними. Задание лучше выполнить в условиях соревнования.

 

«Полоса препятствий».

В это задание входит: бег по гимнастической скамейке (5 м); прокатывание мяча между предметами (6 шт.), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга; подлезание под дугу (высота 40 см). каждому дается три попытки. Фиксируется лучший результат.

Выносливость. Непрерывный бег в равномерном темпе.

На дистанцию 100м – для детей 4 лет,

200м - для детей 5 лет,

300м - для детей 6 лет,

1000 - для детей 7 лет.

Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

Гибкость. Наклон вперед.

Стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20 – 25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из 20 продиагоностированных детей экспериментальной группы на начало учебного года:

      4 имееют высокий уровень развития физических качеств

      8 имееют средний уровень развития физических качеств

      8 имееют низкий уровень развития физических качеств (см. рис. 1).


 

Рис. 1. Уровень развития физических качеств детей экспериментальной группы (сентябрь 2004 г.)

 

Из 22 продиагоностированных детей контрольной группы на начало учебного года:

      2 имееют высокий уровень развития физических качеств

      11 имееют средний уровень развития физических качеств

     
9 имееют низкий уровень развития физических качеств (см. рис 2)

 

 

Рис. 2. Уровень развития физических качеств детей контрольной группы (сентябрь 2004 г.)

Исследование было основано на программе танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе», которая направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе « Са-Фи-Дансе» представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. (См. приложение № 1).

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.

Основной целью программы «Са-Фи-Дансе» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе «Са-Фи-Дансе» создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

В то же время немаловажным является вооружение специалистов дошкольных учреждений нестандартной оздоровительно-развивающей программой по физическому воспитанию ребенка и подготовке его к обучению в общеобразовательной школе.

Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей 3 - 7 лет:

1.      Укрепление здоровья:

                         способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

                         формировать правильную осанку;

                         содействовать профилактике плоскостопия;

                         содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2.      Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

                           развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоросто-силовые и координационные способности;

                           содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движение с музыкой;

                           формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

                           развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3.      Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

                         развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

                         формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

                         воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

                         взаимопомощи и трудолюбия.

Характеристика разделов программы «Са-Фи-Дансе».

Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. Сюда входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные игры и задания.

Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Сюда входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. К ним относятся: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

В разделе «Танцевально-ритмическая гимнастика» представлена образно-танцевальными композициями, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на занимающихся, решает конкретные задачи, поставленные педагогом.

Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используются элементы гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в сюжетной игровой форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку «вволю покричать, погримасничать», свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают воображение.

Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Информация о работе Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста на основе танцевально-игровой гимнастики