Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время влияние танцевально-игровой гимнастики на всестороннее (физическое и психическое) развитие личности ребенка на занятиях физической культуры изучены недостаточно.
Цель работы. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи работы. Адаптировать методику на основе танцевально-игровой гимнастики Са-Фи-Дансе в ДОУ № 283 «Звездочка» г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
Глава I. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .……………………...6
1.1. Обзор программ по физическому воспитанию и
развитию детей дошкольного возраста .……………………….….6
1.2. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях
физической культурой ….………………………………………….8
1.3. Нетрадиционные средства физического воспитания………...….11
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……….…….15
2.1. Организация исследований ……..…….……………………….…..15
2.2. Адаптация методики Са-Фи-Дансе для занятий
физической культурой с дошкольниками
подготовительной группы ………….……………………………...16
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….28
3.1. Развитие физических способностей дошкольников ……………..28
3.2. Развитие личностных особенностей дошкольников. ..…………...33
3.3. Влияние упражнений танцевально-игровой гимнастики
на повышение интереса дошкольников к занятиям
физической культурой ……….……….…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ……………….………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста на основе танцевально-игровой гимнастики Са-Фи-Дансе»
Мирошник Надежда Викторовна, студентка 5 курса
отделения заочного обучения
факультета физической культуры
Специальность - ***
Научный руководитель:
доктор пед. наук, доцент
Правдов Михаил Александрович
Работа защищена С отметкой «___________________» Председатель государственной экзаменационной комиссии _________________ /______________/ «_____»____________________ |
|
«Допустить к защите» Заведующий кафедрой ________________/_____________ «_____»__________________2005
|
СОДЕРЖАНИЕ
(страницы)
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .……………………...6
1.1. Обзор программ по физическому воспитанию и
развитию детей дошкольного возраста .……………………….….6
1.2. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях
физической культурой ….………………………………………….8
1.3. Нетрадиционные средства физического воспитания………...….11
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ……….…….15
2.1. Организация исследований ……..…….……………………….…..15
2.2. Адаптация методики Са-Фи-Дансе для занятий
физической культурой с дошкольниками
подготовительной группы ………….……………………………...16
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……….28
3.1. Развитие физических способностей дошкольников ……………..28
3.2. Развитие личностных особенностей дошкольников. ..…………...33
3.3. Влияние упражнений танцевально-игровой гимнастики
на повышение интереса дошкольников к занятиям
физической культурой ……….……….…………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ ……………….……………………………...…...43
Практические рекомендации …………….……………………….…….….……44
Список литературы .………….…………………………………………….….…45
Приложения .……………………….……………………………………….…….
Приложение 1 ……………….……………………………………………..47
Приложение 2 ………….…………………………………………….…….49
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время влияние танцевально-игровой гимнастики на всестороннее (физическое и психическое) развитие личности ребенка на занятиях физической культуры изучены недостаточно.
Цель работы. Содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи работы. Адаптировать методику на основе танцевально-игровой гимнастики Са-Фи-Дансе в ДОУ № 283 «Звездочка» г. Ростов-на-Дону. Способствовать развитию физических качеств и творческих способностей дошкольников. Выявить эффективность данной методики на практике.
Объект исследования. Процесс всестороннего развития личности дошкольников средствами танцевально-игровой гимнастики.
Предмет исследования. Методика Са-Фи-Дансе как основа для развития физических качеств дошкольников.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» с детьми старшего дошкольного возраста окажет положительное влияние на развитие физической подготовленности, психических способностей, состояния здоровья.
Научная новизна. Впервые исследована и адаптирована методика танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» у детей дошкольного возраста (6-7 лет) ДОУ № 283 «Звездочка» г. Ростов-на-Дону на занятиях физической культуры.
Практическая значимость. Адаптированная методика проведения занятий физической культуры рекомендуется для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование танцевально-игровой гимнастики на занятиях физической культуры способствуют развитию физических способностей и личностных особенностей у детей дошкольного возраста.
2. Включение упражнений танцевально-игровой гимнастики на занятиях физической культуры повышает интерес к занятиям физическими упражнениями у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ научной и научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Беседа, интервью.
4. Контрольные испытания.
5. Хронометрирование.
6. Экспертное оценивание.
7. Педагогический эксперимент.
8. Математико-статистические методы.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется база для дальнейшего роста его личности. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Таким образом, нужно отметить, что наиболее актуальными задачами на занятиях физической культурой в настоящее время являются не только укрепление здоровья ребенка, но и развитие, и совершенствование его психомоторных, а так же творческих и созидательных способностей. [Мухина В.С. Детская психология. – М. Апрель Пресс, Эксмо-пресс, 1999]
Как известно, двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Творческое развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики. [Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб, Речь, 2002].
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра, поэтому для обучения и развития творческих способностей в этот период целесообразно использовать на занятиях физической культурой именно этот тип ведущей деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, «детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей». Психолог Субботский Е.В. подчеркивает: «Творческую свободную деятельность ребенка мы называем игрой… Продуктом этой игры всегда является сам ребенок. Иначе говоря, игра – это работа ребенка над самим собой». Сама игра всегда доставляет ребенку радость. Это и радость творчества, и радость победы, и радость эстетическая, поэтому очень важно помочь ребенку получить от игры не только удовольствие, но и пользу. [Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М. Педагогика, 1986].
Характерная черта недавнего прошлого – стремление общества «постричь всех детей под одну гребенку». В системе воспитания и образования использовалась единая типовая программа, в которой не уделялось внимание индивидуальности ребенка. В настоящее время в системе дошкольного воспитания используется личностно-ориентированный подход, который в первую очередь направлен на всестороннее развитие индивидуальности ребенка. Сейчас существует большое количество программ по физическому воспитанию детей и педагогу предоставлено право свободного выбора форм, средств и методов работы, конечной целью которых является укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие и эмоциональное благополучие. Одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании дошкольников являются инновационные направления.
Глава I. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 ОБЗОР ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Исходя из современной концепции развития дошкольного физического воспитания, физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна учитывать направленность воспитательно-образовательного процесса на укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие и оценивать по конечным показателям здоровья, физического и двигательного развития детей. Перечислим критерии функционирования программ по физическому воспитанию:
1. Соответствие содержания программных требований возрастным особенностям дошкольников.
2. Достижение полноценного физического и психического здоровья и эмоционального благополучия дошкольников при реализации программ.
3. Создание социальной и предметной среды для разных видов деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
4. Обязательное проведение всех режимных моментов: сна, питания, прогулок, занятий – с учетом соблюдения всех необходимых психолого-педагогических и гигиенических требований, климатогеографических условий, особенностей развития и здоровья детей.
5. Разнообразие структуры, содержание, методик проведения занятий. Варьирование их длительности с учетом задач, возраста детей. Не только в процессе занятий, но и в повседневной жизни правильное чередование разных видов деятельности по их содержанию и длительности. Широкое использование разных форм активного отдыха в годовом, месячном, недельном и дневном циклах воспитательно-образовательной работы с детьми.
6. Обеспечение эффективных путей и средств совершенствования двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движениях. Наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные игры и упражнения, активный отдых детей) рекомендуется использовать нетрадиционные (например, такие, как ритмическая и художественная гимнастика, занятия на тренажерах, танцы, использование в физкультурных занятиях элементов фольклора и др.).
7. Использование наиболее эффективных форм работы с детьми, направленных на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе и дошкольном учреждении. Создание комфортной социальной среды, предусматривающей, в первую очередь, гуманизацию форм и стиля общения между воспитателем и ребенком (уважение детской личности, взаимопонимание, сотрудничество с ребенком, учет его интересов и желаний, доброжелательность). [Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М., Академия, 2002].
«Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника (1997 г.). Коллектив авторов – сотрудники Центра Дошкольное детство им. А.В. Запорожца.
Цель программы – разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей разного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.