Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.
2. Определить проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых.
3. Изучить опыт работы со спортсменами АФК на примере работы П.З.Буйлова, а также особенности подготовки спортсменов-лыжников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
3

Глава 1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации ...............................................................................................

6
История адаптивного спорта ………………………………….…
7
Параолимпийский спорт …………………………………………
9
Глава 2. Спорт для лиц с поражением зрения ………………………...
11
Особенности видов спорта для инвалидов по зрению ……........
14
Футбол слепых …………….….…….……………………
14
Спортивные игры для лиц с поражением зрения ……....
16
Организация соревнований по биатлону …………….....
19
Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения ..........................................................

20
Социальные и финансовые аспекты адаптивного спорта
23
Глава 3. Опыт работы со спортсменами в адаптивном спорте …….
26
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...…………………………..
26
3.2. Опыт работы Буйлова П.З. ……………………...………….............
32
3.3. Параолимпийцы Башкортостана ………………………..………….
33



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..……………..……………
36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»

Факультет физической культуры и спортивного мастерства

Кафедра теоретических основ физической культуры

 

 

 

Курсовая работа

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ

С ПОРАЖЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

по специальности «физическая культура»

 

 

                                            Выполнил: студент 5 курса, 51 группы   

                                                         факультета физической культуры и

                                                         спортивного мастерства

                                                         Гатауллин Альберт Данисович

 

                                                         Научный руководитель: кандидат мед.

                                                         наук, доцент

                                                         Котляр Наталья Николаевна

 

                                           

Дата сдачи:________

Оценка:___________

Подпись руководителя:

__________________

 

Магнитогорск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

3

   

Глава 1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации ...............................................................................................

 

6

    1. История адаптивного спорта ………………………………….…

7

    1. Параолимпийский спорт …………………………………………

9

Глава 2.  Спорт для лиц с поражением зрения ………………………...

11

    1. Особенности видов спорта для инвалидов по зрению ……........

14

      1. Футбол слепых …………….….…….……………………

14

      1. Спортивные игры для лиц с поражением зрения ……....

16

      1. Организация соревнований по биатлону …………….....

19

      1. Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения ..........................................................

 

20

      1. Социальные и финансовые аспекты адаптивного спорта

23

Глава 3.  Опыт работы со спортсменами в адаптивном спорте …….

26

3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...…………………………..

26

     3.2. Опыт работы Буйлова П.З. ……………………...………….............

32

     3.3. Параолимпийцы Башкортостана ………………………..………….

33

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..……………..……………

36

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….................

39


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам.

По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.

Почему развитые страны уделяют сегодня большое внимание развитию программ физической активности и спорта среди инвалидов?

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

Всего в мире, по данным ВОЗ, насчитывается около 200 млн слепых и слабовидящих людей. Каждую секунду в мире слепнет ребенок, каждые 5 секунд – взрослый, причем женщины слепнут чаще мужчин. По данным ВОЗ, если не будут приняты срочные меры, к 2020 году число слепых в мире удвоится. По данным ВОЗ, в России каждый второй житель имеет проблемы со зрением, в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих.

В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов по зрению занятия физической культурой и спортом с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды по зрению, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также другие нарушения здоровья. Физическая культура и спорт в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма. Именно поэтому развитие в России адаптивной физической культуры и спорта – настоятельное требование времени.

Объектом исследования работы является адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения, т.е. физическая культура для людей с ограниченными возможностями вследствие нарушения здоровья.

Предметом исследования являются особенности адаптивного спорта для лиц с поражением зрения. 

В работе выдвигается гипотеза о том, что адаптивный спорт для лиц с поражением зрения – это универсальная форма самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения.

Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.

В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.

2. Определить проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых.

3. Изучить опыт работы со спортсменами  АФК на примере работы П.З.Буйлова, а также особенности подготовки  спортсменов-лыжников.

Для решения поставленных задач используется метод изучения и анализа специальной литературы, периодики, научно-популярной литературы, общение со специалистами. 

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материалов и опыта подготовки спортсменов-инвалидов по зрению.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и фактов, приведенных в работе, как теоретический материал при изучении адаптивной физической культуры.

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и

социальной адаптации

Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая имеет свою специфику в приложении к инвалидам по зрению, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Она представляет собой единство реальной практической и психической деятельности. В процессе этой деятельности, человек с ограниченными возможностями вступает в связи и отношения с общественной и природной средой.

Для инвалидов по зрению занятия физической культурой и спортом являются фактором улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности. Помимо этого, они несут удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации. Физкультурно-оздоровительные программы приводят к расширению возможностей двигательных действий инвалидов, позволяют им, повышая свои физические кондиции, включаться в общественный труд.

Занятия физической культурой и спортом также имеют большое социально-психологическое значение. Прежде всего, заметное положительное влияние эти занятия оказывают на родителей инвалидов. Родители, у которых дети занимаются ФК и спортом, получают возможность гордиться своими детьми и более активно принимать участие в процессе их социальной адаптации. Специалисты, работающие с инвалидами, становятся добрее и милосерднее [ 2, c.16].

Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт являются важнейшими и наиболее эффективными средствами реабилитации инвалидов, интеграции их в современное общество. Они создают мощные стимулы для возвращения инвалидов в активную, насыщенную жизнь, расширяют круг общения, способствуют появлению новых друзей и новых интересов, позволяют максимально раскрыть физические и духовные возможности инвалидов. Активизация работы с инвалидами по зрению способствует гуманизации всего общества, что имеет большое социальное значение.

 

    1. История адаптивного спорта

 

Появление видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана. Во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Ейлсбери он учредил Центр лечения спинальных травм. Преодолевая извечные стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, Людвиг Гуттман утверждал: «Важно не то, что потеряно; важно то, что осталось». В соответствии с этой концепцией он ввел спортивные упражнения в процесс реабилитации военнослужащих с травмами спинного мозга.

Группа инвалидов, которая впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение, состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих. Произошло это 28 июля 1948 года в госпитале Сток-Мандевиль, где были проведены первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на колясках. Дата начала соревнований символически совпадала по времени с открытием Олимпийских игр в Лондоне.

В 1956 году Людвиг Гуттман вырабатывает хартию спортсменов, формирует основы, на которых далее развивается спорт с участием людей с физическими недостатками.

Целью Сток-Мандевильских игр Гутман считал объединение парализованных мужчин и женщин со всех частей света в международном параолимпийском движении, чтобы именно спорт вдохнул надежду, подбодрил тысячи парализованных.

Символично, что во время проведения Олимпийских игр в Мельбурне (Австралия) Сток-Мандевильские игры были награждены Кубком Фернли. Почетный приз вручается организации, которая достигла значительных успехов в популяризации олимпийского движения.

Благодаря усилиям Гуттмана, который на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создает предпосылки для их успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни, невзирая на физические проблемы, в 1960 году в Риме, через несколько недель после завершения XVII Олимпийских игр были проведены международные соревнования инвалидов. В них участвовали 400 спортсменов из 23 стран. Физически здоровых атлетов на спортивных олимпийских аренах заменили люди мужественного характера, которые открывали счет необходимым и захватывающим играм.

В 1964 году в Токио состязания проходили по семи видам спорта, и именно тогда впервые был официально поднят флаг, сыгран гимн и была обнародована официальная эмблема Параолимпийских игр. Затем состоялись подобные соревнования в Тель-Авиве, а в 1972 году в Торонто было для того времени рекордное количество параолимпийцев – более тысячи из 44 стран. С каждыми следующими играми увеличивалось число участников, расширялась география стран, росло количество видов спорта. Игры с того времени проводятся регулярно – каждые 4 года, фактически срок их проведения совпадает с прохождением Олимпийских игр.

Советские параолимпийцы впервые получили признание в 1988 году. Тогда официально было признано, что у нас есть инвалиды и они занимаются физкультурой и спортом. Наша первая делегация спортсменов-инвалидов, состоящая только из лиц с поражением зрения, отправилась на Параолимпиаду в Сеул. С тех пор она проводится на тех же аренах, на которых состязаются здоровые олимпийцы. Именно с этого времени Игры получили статус «Параолимпийских».

Графическим символом мирового Параолимпийского движения стали красная, синяя и зеленая полусферы, которые символизируют ум, тело, непокорный дух.

До 2000 года Параолимпийские игры проводились 6 раз в тех же самых городах и трижды в тех же самых странах, что и Олимпийские игры. В 1982 году появился орган, который содействовал распространению Параолимпийских игр, - Международный координационный комитет Всемирной организации спорта инвалидов. Через десять лет, в 1992 году, его правопреемником стал Международный Параолимпийский Комитет (МПК) [ 11, c.29].

 

    1. Параолимпийский спорт

 

По данным Российского центра Параолимпийского спорта, состязания параолимпийцев проходят во многих видах спорта. Состязания по стрельбе из лука проводятся в течение более чем 50 лет. Сегодня в них принимают участие даже инвалиды-колясочники. Введены женские и мужские спортивные категории.

Легкоатлетическая программа Параолимпийских игр включает в себя широчайший спектр видов состязаний. В состязаниях принимают участие колясочники, протезисты и слепые, причем последние действуют в связке с наводящим. Как правило, в легкоатлетическую программу входят трасса, бросок, прыжки, пятиборье и марафон. Скорость и волнение – это основные черты велосипедного спорта.

Информация о работе Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения