Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.
2. Определить проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых.
3. Изучить опыт работы со спортсменами АФК на примере работы П.З.Буйлова, а также особенности подготовки спортсменов-лыжников.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
3
Глава 1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации ...............................................................................................
6
История адаптивного спорта ………………………………….…
7
Параолимпийский спорт …………………………………………
9
Глава 2. Спорт для лиц с поражением зрения ………………………...
11
Особенности видов спорта для инвалидов по зрению ……........
14
Футбол слепых …………….….…….……………………
14
Спортивные игры для лиц с поражением зрения ……....
16
Организация соревнований по биатлону …………….....
19
Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения ..........................................................
20
Социальные и финансовые аспекты адаптивного спорта
23
Глава 3. Опыт работы со спортсменами в адаптивном спорте …….
26
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...…………………………..
26
3.2. Опыт работы Буйлова П.З. ……………………...………….............
32
3.3. Параолимпийцы Башкортостана ………………………..………….
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..……………..……………
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Физкультурно-оздоровительные и спортивные организации инвалидов США финансируются как за счет государства, так и за счет частных инициатив и спонсоров.
Осознавая, что физкультурно-оздоровительная и спортивная активность влияет на восстановление трудоспособности инвалидов, большую поддержку Немецкому спортивному союзу инвалидов и всему движению в целом оказывают федеральные организации. Подготовка кадров, в отличие от вышеупомянутых стран, в Германии, в основном, осуществляется не учебными заведениями, а самой Спортивной федерацией инвалидов [3, c.15].
Создание равных условий инвалидам в
вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом
– основное достижение развитых стран.
«До последнего времени в России эта
группа населения относилась к числу фактически
выключенных из нормальной жизни общества.
Их проблемы не было принято обсуждать
публично. Практика градостроительства
не предусматривала в общественных местах
специальных приспособлений, облегчающих
для инвалидов передвижение. Многие сферы
общественной жизнедеятельности были
закрыты для инвалидов», – писали в 1996
г. авторы книги «Основы физической культуры
и здорового образа жизни» П.А. Виноградов,
А.П. Душанин и В.И. Жолдак.
Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.
90-е годы внесли серьезные
изменения в отношение
И только в 2000 году удалось добиться того, что впервые средства на спорт инвалидов были предусмотрены отдельной строкой в федеральном бюджете. С этого момента средства на развитие спорта инвалидов предусматриваются в федеральном бюджете ежегодно [15, c.18].
ГЛАВА 3. ОПЫТ РАБОТЫ СО СПОРТСМЕНАМИ В АДАПТИВНОМ СПОРТЕ
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника
В процессе подготовки спортсмена-лыжника из числа инвалидов по зрению мелочей нет, и тренерское участие требуется задолго до того, как спортсмен наденет лыжи.
Как правило, к месту соревнования или прогулки слепые лыжники вынуждены добираться в общественном транспорте. Это небезопасно как для них, так и для окружающих. Затруднительно или просто невозможно слепому самостоятельно пользоваться услугами лыжных баз и прокатом лыжного инвентаря. Нужен зрячий сопровождающий, лидер.
Незрячему лыжнику и его лидеру требуются хорошая физическая подготовка и опыт совместного катания, чтобы чувствовать себя уверенно на многолюдных трассах или холмистой местности.
При общении незрячего лыжника с его зрячим помощником не исключены осложнения психологического характера, так называемые «трения». Иногда появление слепого лыжника на лыжне или его присутствие в коллективе незнакомых зрячих спортсменов может вызвать неадекватную и обидную реакцию с их стороны. Все эти специфические трудности можно и нужно научиться преодолевать.
Зрячий инструктор должен пройти специальную подготовку, чтобы стать лидером незрячего лыжника. Добровольного, искреннего желания быть таковым мало, спортсмен-лидер должен быть сам увлечен лыжами, а также обладать способностью пробудить, развить и поддержать интерес незрячего человека к этому виду спорта.
Каждый лыжник прекрасно знает, какими последствиями грозит любое, даже незначительное, препятствие на лыжне, если им пренебречь или же попросту «зевнуть»: поломанные лыжи, травмы, вплоть до тяжелейших. Жесткая, льдистая или разъезженная с выбоинами лыжня, извивающаяся среди кустарника и деревьев, крутые спуски с «закрытыми» поворотами, встречные туристы на лыжах и без них – таких сюрпризов немало на пути. Немного нужно воображения, чтобы представить, какому риску подвергается при этом незрячий лыжник, и то психологическое напряжение, которое испытывает сопровождающий его человек.
Даже самому опытному лыжнику, решившему посвятить себя работе с незрячим спортсменом, необходимо время, чтобы понять, как, исходя из физических и психологических возможностей своего подопечного, наиболее эффективно использовать свои навыки и умения. Первичная подготовка будущего лидера начинается с занятий в паре с опытным действующим лидером. Такие занятия обычно организуются в условиях учебно-тренировочного сбора незрячих лыжников. Здесь есть возможность подготовиться теоретически, понаблюдать за тренировками, затем перейти к практическим урокам.
Сначала лидер-новичок опускает на глаза шапочку, как бы выключая зрение, и выполняет команды опытного лидера. Самое интересное начинается спустя час-полтора такого катания «вслепую». Лидер-новичок испытывает необычные, неведомые ранее ощущения: неустойчивость, потерю равновесия на поворотах. При ускорении и попытках держать скорость малейшие извилины лыжни тотчас дают о себе знать. Руки и ноги тяжелеют от напряжения.
Затем новичок и опытный лидер меняются ролями. Новичок становится ведущим, и это оказывается тоже не так просто. Нужно успевать все: держать в поле зрения лыжню, убегающую вперед, постоянно контролировать ведомого, оглядываясь назад, внятно информировать его о ситуации на лыжне. Важно также держать правильную дистанцию, т. е. не убегать далеко и не позволять идти впритык к себе, иначе можно упасть и поломать лыжи. Главная задача – с некоторым опережением сообщать незрячему о поджидающих его неприятностях, чтобы не гасла скорость. Так продолжается несколько дней. Новичок приобретает уверенность, лидируя своего наставника в роли незрячего. После этого занятия переносятся на сложные участки трассы.
И вот настала пора новоиспеченному лидеру совершить прогулку с незрячим. Это своеобразный экзамен.
Неторопливо передвигаясь по лыжне, новичок держит под наблюдением своего подопечного. Одновременно он может рассказывать ему обо всем интересном, что встречается на маршруте.
Незрячему лыжнику легче держать оптимальную дистанцию до лидера, ориентируясь по слуху на звуковой сигнал от маяка, закрепленного на спине лидера. Такой способ сигнализации избавляет лидера от необходимости часто оборачиваться назад и напрягать голосовые связки.
Ведя незрячего по лыжне, лидеру приходится часто подавать команды «направо» или «налево». Во время соревнований важно назвать угол поворота быстро, но не всегда это получается. Можно использовать циферблат с часовой и минутной стрелками и договориться таким образом: движение вперед в прямом направлении всегда вдоль часовой стрелки, застывшей на 12 часах. При повороте направо на 30 градусов – это угол между минутной стрелкой, указывающей пять минут, и часовой, застывшей на цифре 12. Соответственно должна звучать команда «плюс пять». Если же требуется повернуть налево на тридцать градусов, то команда звучит «минус пять» и т. д. (Могут быть и другие способы сигнализации о поворотах, здесь следует учитывать индивидуальные особенности восприятия и быстроту реакции незрячего на команду лидера.)
Ошибки того и другого категорически исключаются, так как последствия могут быть неприятными и даже трагическими. При движении по лыжне тандем должен действовать исключительно слаженно. Особенно это важно на соревнованиях.
Двигаясь следом за лидером и слыша команду «присесть», незрячий немедленно ее выполняет, но выпрямиться он должен только после команды «встать», то есть, когда препятствие пройдено. Лидер всегда должен контролировать исполнение команды подопечным, так как тот может не расслышать сигнал из-за шума ветра или скрежета лыж по насту.
Если во время прогулки незрячего с лидером на лыжне появляется встречный лыжник, нужно, чтобы с ним не столкнуться, уступить дорогу. Встречному ведь неизвестно, что один из двух лыжников незрячий. Пускаться в объяснение нет смысла. Разумнее дать команду «шаг вправо». Если же встречный освободил лыжню раньше, его следует поблагодарить.
Очень удобно лидеру и подопечному передвигаться по параллельным лыжням. Лидер движется чуть впереди, и для наблюдения за незрячим ему достаточно слегка повернуть голову в его сторону. В этом случае незрячий лучше слышит даже негромкий голос лидера. Наиболее безопасно для незрячего лыжника преодолевать спуск с горы, находясь рядом с лидером и держась за его лыжную палку. Таким приемом обеспечивается синхронное движение вниз по склону обоих лыжников.
Заманчиво одолеть сложную лыжную трассу, но лучше не рисковать. В местах массового катания могут быть тоже опасные участки. Самый подходящий вариант для катания незрячего лыжника в паре с лидером – это слабопересеченная местность, по возможности малолюдная.
При теоретической подготовке спортсмена рассказ сопровождается демонстрацией изображений лыжника в обычном и рельефном исполнении: фигуры из пластилина, аппликации в виде различных зафиксированных движений лыжника, показывающего технику бега классическим стилем, шарнирные фигуры из картона или твердой полихлорвиниловой пленки. Шарнирную фигуру используют для демонстрации последовательно движения лыжника, после чего спортсмену предлагается с помощью инструктора скопировать показанные движения.
Усвоенные движения закрепляются через многократные повторения до выработки устойчивого навыка. При этом оправданы вспомогательные упражнения (прыжки в длину с места и многоскоки). Отрабатываются правильные движения рук сначала без нагрузки, а затем с резиновыми амортизаторами. Эта серия упражнений является подготовительной для имитации лыжных ходов классического стиля бега.
Имитация лыжного бега разучивается при проведении занятий на открытом воздухе в подготовительном сезоне до наступления устойчивого снежного покрова.
Место проведения занятий должно быть оборудовано ориентирующими устройствами, облегчающими безошибочное движение незрячих лыжников в нужном направлении и обеспечивающими их безопасность. Это могут быть: бывший в употреблении компрессорный шланг, вытянутый в длину, уложенный на землю строго по осевой линии импровизированной лыжни и закрепленный от бокового смещения; желобки в виде лыжной колеи и др. Безусловным требованием при проведении занятий по имитации движения по дорожке трека должно быть соблюдение интервала между следующими друг за другом незрячими не менее 7-10 м. За этим должен следить инструктор и, по необходимости, исправлять нарушения во избежание травматизма.
Занятия на первом снегу проводятся на том же треке. Несколько дней незрячий катается без палок, тренируя устойчивость и равновесие при так называемом 2-х шажном попеременном ходе. Здесь самое сложное – добиться умения как можно дольше скользить на одной лыже, не снижая скорости.
В процессе регулярных занятий, постепенно увеличивая объем нагрузок (в разумных пределах, при обязательном медицинском контроле), можно добиться неплохих результатов.
Таким образом, успех тандема зрячего лидера и незрячего спортсмена зависит в немалой степени от их взаимопонимания во время гонки. Отсутствие визуального контакта лидера с незрячим лыжником компенсируется краткими, отчетливыми командами лидера, лаконичными подтверждениями незрячего, что команда им понята и принята (ответами «да», «нет» и т. д.), и обоюдным «слуховым» вниманием. От усталости, из-за учащенного дыхания, тяжелых погодных условий возможны искажения и ошибки в восприятии команд незрячим при недостаточно внятном и четком произношении их лидером. Это может привести к печальным последствиям.
Нетрудно представить, какие высокие требования предъявляются к лидеру, если знать, что на равнинных участках спортсмены развивают скорость до 25 км/час (7 м/сек.) Запас скорости у лидера, по сравнению с подопечным, должен быть таким, чтобы уверенно держать минимальную дистанцию между собой и незрячим, а именно: не убегать от него и не допускать наезда на себя. Это, пожалуй, самое главное в мастерстве лидирования.
Незрячий, привыкший к своему лидеру и доверяющий ему, почти полностью избавляется от нервно-психического напряжения и за счет этого может значительно повысить свой спортивный результат. Психологическая совместимость зрячего человека и незрячего крайне необходима.
Нужно всегда быть рядом со своим подопечным, не выпускать их из поля зрения, то есть быть готовым в любой момент оградить его от неприятностей различного характера. Волнения и психологический дискомфорт обычны для незрячих спортсменов перед стартом, после финиша, а также при поездках в городском транспорте с инвентарем в руках и даже в зале ожидания вокзала, аэропорта. Важно не допускать такого состояния спортсмена.
Все заботы об исправности лыж, креплений, лыжных ботинок, лыжных палок, о грамотной смазке и вплоть до проверки состояния одежды возлагаются на тренера. При этом ему следует позаботиться и о своей экипировке, чтобы все было надежно.
Нужно прокатиться по трассе, изучить ее досконально накануне соревнований тренеру необходимо сначала одному, а затем вместе с незрячим. Такая технология придаст незрячему и его лидеру больше уверенности в победе. Любой лыжник мечтает о хорошо подготовленной лыжне, а незрячий особенно. Извилистая, с колдобинами лыжня вынуждает незрячего и его лидера заботиться больше о том, чтобы удержать равновесие и не упасть, устоять на лыжне, нежели о скорости. В такой ситуации остается только одно – сконцентрироваться.
Сегодня занятие спортом стало дорогостоящим удовольствием, а для инвалидов без солидной финансовой поддержки это исключается вообще. Остается физкультура, в основном индивидуальная с применением обычных снарядов: амортизаторов, гантелей, тренажеров. Но и «подкачиваться» следует грамотно, чтобы не надорваться. Медицинский контроль обязателен [13, c.117].
3.2. Опыт работы Буйлова П.З.
Буйлов Петр Захарович – старший тренер Федерации спорта слепых по легкой атлетике; старший тренер параолимпийской сборной команды России по легкой атлетике; член Президиума Федерации спорта слепых; член Комитета по легкой атлетике Международной ассоциации спорта слепых (IBSA); Председатель тренерского совета Республики Башкортостан
Информация о работе Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения