Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.
2. Определить проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых.
3. Изучить опыт работы со спортсменами АФК на примере работы П.З.Буйлова, а также особенности подготовки спортсменов-лыжников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
3

Глава 1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации ...............................................................................................

6
История адаптивного спорта ………………………………….…
7
Параолимпийский спорт …………………………………………
9
Глава 2. Спорт для лиц с поражением зрения ………………………...
11
Особенности видов спорта для инвалидов по зрению ……........
14
Футбол слепых …………….….…….……………………
14
Спортивные игры для лиц с поражением зрения ……....
16
Организация соревнований по биатлону …………….....
19
Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения ..........................................................

20
Социальные и финансовые аспекты адаптивного спорта
23
Глава 3. Опыт работы со спортсменами в адаптивном спорте …….
26
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...…………………………..
26
3.2. Опыт работы Буйлова П.З. ……………………...………….............
32
3.3. Параолимпийцы Башкортостана ………………………..………….
33



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..……………..……………
36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

И в этом смысле формирование мобильности – умения ориентироваться и передвигаться самостоятельно – первоочередная задача для людей с плохим зрением, а тем более, для незрячих, и голбол может стать важнейшим инструментом в её решении.

Подготовка спортсменов – это индивидуальность тренера, умноженная на  индивидуальность подопечного. Идеи появятся с приобретением соревновательного  опыта. В Англии проводится по нескольку турниров ежемесячно, в разных городах. На Украине есть команды взрослых во многих городах.

В России тоже есть немало команд, но сегодня обозначилась другая задача: голбол нужно развивать в школах. Если удастся зажечь ребят, убедить взрослых, регулярно проводить соревнования, опыт будет приобретаться в непосредственном  общении детей и тренеров не только на методических семинарах, но и в живом  общении. С опытом возникнут и необходимость, и понимание спортивной стороны голбола.

Поэтому Федерация спорта слепых обозначила четкую цель на ближайшую перспективу – увлечь, дать толчок широкому использованию такого общественно необходимого средства реабилитации детей с нарушениями зрения, как голбол. И особенно важно расширить его применение в школах. Федерация спорта слепых и Паралимпийский комитет России заинтересованы в развитии этого паралимпийского вида спорта и участия голболистов в Паралимпийских играх.

Торбол - это игра для людей с нарушением зрения (мужчин и женщин). В игре принимают участие две команды, в каждой по три игрока. Игра проводится в спортивном зале. Ворота находятся по обоим концам прямоугольного поля. Играют озвученным мячом (внутри находится колокольчик), который при броске должен пройти под тремя натянутыми поперек площадки шнурами.

Цель игры - забросить мяч за линию ворот соперничающей команды, в то время как соперник пытается помешать этому. Обе команды попеременно то атакуют, то защищают свои ворота.

К участию в соревнованиях допускаются спортсмены либо с полной, либо с частичной потерей зрения, согласно классификации ИБСА (В1, В2 или В3). Соревнования проводятся в двух группах: среди мужских и женских команд.

Игровое время матча составляет 10 минут чистого игрового времени. Матч состоит из двух таймов (периодов) по 5 минут каждый.

Команда получает два очка за победу, одно очко за ничью и ноль очков за поражение. Если команды имеют одинаковое количество очков, место определяется по лучшей разнице забитых и пропущенных мячей (забитые голы минус пропущенные голы) [7, c.77].

 

 

2.1.3. Организация соревнований по биатлону

 

Биатлон является зимним видом спорта, включенным в программу Паралимпийских игр и включающий в себя лыжные гонки со стрельбой.

Классы соревнований:

Мужчины: В1, В2, В3

Женщины: В1, В2, В3

Трасса должна иметь длину в 2,5 км для мужчин и для женщин и преодолеть необходимо три круга. Длина дистанции составляет 7,5 км, которую необходимо преодолеть свободной техникой. Участники соревнований стартуют как минимум с интервалом в одну минуту.

Арены старта гонки, финишные арены и стрельбище располагаются на арене стадиона. Стрельбище должно быть плоским, в один уровень и полностью безопасным с точки зрения возможных последствий, условий стадиона и окружающей территории. Направление стрельбы должно быть на север, для того чтобы световые условия были более качественными (удобными) во время соревнования. Расстояние между линией огня и линией мишеней должно быть 10 метров.

Официальный представитель должен помочь спортсменам заряжать ружья. Каждый промах влечет за собой штраф в одну минуту, которая прибавляется к общему времени гонки. Дорожки для стрельбы могут быть выбраны спортсменами в свободном порядке.

Сопровождающим разрешено держать за руку спортсменов в зоне для стрельбы – помеченной красными линиями – и приводить спортсмена на его позицию для стрельбы. Сопровождающие могут сказать спортсменам силу и направление ветра.

Во время состязаний по стрельбе сопровождающие должны оставаться в 4 метрах позади передней части зоны для стрельбы. Сопровождающие держат палки спортсменов во время того, как последние производят стрельбу.  Спортсмены должны быть осведомлены о результатах стрельбы после каждой попытки – засчитывается очко или спортсмен получает штрафное время – через их наушники или посредством кода, определенным между заряжающим и капитанами команд. Эта информация не должна передаваться голосом.

Используется любой тип пневматического оружия (сжатый воздух или окись углерода), которые соответствуют спецификациям. Калибр ружья – 4,5мм

Все оборудование должно соответствовать правилам ИБСА, за исключением максимального веса ружья и системы прицеливания.

Ружья оснащены специальным акустическим устройством. Это устройство содержит электронное оборудование, которое превращает свет в звук. По высокой или низкой высоте тона, связанного с интенсивностью света на мишени спортсмен может производить прицеливание. Данная акустическая система собирает отражение света от мишени. Подобным образом стрелок в своих наушниках может «слышать» тот момент, когда он может попасть в мишень.

Ружье может быть оснащено оптической системой, которая превращает свет в звук. Звук передается посредством наушников, и спортсмен может слышать тот момент, когда необходимо стрелять. Никаких других приспособлений на ружье не допускается [9, c.298].

 

2.1.4. Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения

 

Резкое ухудшение зрения – очень тяжелое заболевание, в значительной мере ограничивает возможности человека, отражается на его психоэмоциональном состоянии, физическом развитии, социальной адаптации. В результате тяжелой патологии зрительного анализатора в определенной мере разрушается естественность функционирования организма, которая сопровождается комплексом психической неполноценности, часто выражающейся тревожностью детей, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью от других детей, или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью.

Главная проблема физического воспитания и спорта при глубоком нарушении зрения у детей заключается в выявлении общих и индивидуальных закономерностей управления процессами адаптации важных систем организма в целом. Эта проблема имеет сложную многоуровневую и многофакторную структуру и включает несколько главных аспектов: медицинские, социальные, психолого-педагогические, спортивные.

Физическая реабилитация школьников инвалидов по зрению остается актуальной проблемой современной России.

Особенности состояния здоровья, специфика методов обучения инвалидов детства по зрению объединяет эту категорию учащихся в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Обращает внимание прогрессирование количества детей с этой патологией; их количество в специализированных школах-интернатах возросло за 10 лет более чем в 8 раз.

В одних и тех же классах школ-интернатов обучаются дети с разной патологией зрительного анализатора. Все учащиеся подразделяются на 2 группы для занятия физическими упражнениями: слепые и слабовидящие. Специфика их функциональных потерь вызывает необходимость разграничивать и методику их физического воспитания в этих группах.

Основная отличительная особенность этих методик заключается в возможности использования у слабовидящих физических упражнений с целью коррекции и восстановления нарушенных зрительных функций. В то время когда методика физического воспитания слепых, в основном, направлена на преодоление вторичных отклонений в развитии или вторичных дефектов возникающих в результате слепоты.

Мышечная деятельность во время выполнения физических упражнений стимулирует физические процессы, формируют новое функциональное состояние организма, который приспосабливается к дефекту, способствует компенсации нарушенных функций и адаптации вегетативных систем к физической нагрузке, улучшает деятельность сохраненных функций, в частности сенсорных систем.

Физическое воспитание и спорт слепых и слабовидящих детей – одно из самых важных средств всестороннего их развития, подготовки и приобщения их к трудовой деятельности. Педагогический процесс физического воспитания для этого контингента инвалидов имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием отклонений в физическом и психическом развитии. Одной из основных задач этого процесса в школах является коррекция физического развития [4, c.59].

Специальная литература содержит информацию об отставании в физическом развитии этой категории детей и о выявлении целого ряда аномалий двигательных функций. Возможность использования физических упражнений с целью коррекции нарушенных функций слабовидящих детей определяется ролью мышечного контроля, в сумме с очень незначительным зрительным, во всей жизнедеятельности ребенка. Ослабление мышечной системы при пониженной двигательной активности, неуверенность и излишняя осторожность при выполнении повседневных жизненно важных и необходимых движений сказываются на работе кардио-респираторной и других систем организма, что приводит к задержке физического и функционального развития детей. Учащиеся испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, нередко у них нарушена координация движений.

Физкультурные занятия со слепыми и слабовидящими детьми и спорт должны, прежде всего, способствовать:

  • овладению навыками ориентировки в пространстве;
  • укреплению здоровья;
  • повышению уровня физического состояния;
  • коррекции физического развития;
  • ликвидации скованности в движениях;
  • тренировки координационной точности в движениях;
  • воспитанию чувства ритма и равновесия.

Потенциальные возможности (резервы) растущего и развивающегося организма ребенка даже с такой тяжелой патологией, как заболевания зрительного анализатора, достаточно высоки, для того, чтобы при грамотном использовании форм, средств и методов физического воспитания и спорта способствовать успешной физической реабилитации слепых и слабовидящих школьников [4, c.44].

 

      1. Социальные и финансовые аспекты адаптивного

спорта

 

Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: « Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности».

Пожалуй, только в слаборазвитых странах продолжают дискутировать вопрос о том, кто и как должен финансировать развитие спорта – государство, местные органы власти или сами занимающиеся. В подавляющем большинстве стран давно уже произошло разграничение сфер приложения средств из различных источников финансирования спорта, а тем более из федерального и местного бюджетов.

Как правило, средства, выделяемые правительством страны, расходуются на содержание государственных спортивных органов, большой спорт, проведение спортивных мероприятий и строительство спортсооружений национального масштаба, подготовку кадров, проведение научно-исследова-тельской и информационной деятельности.

Средства местных органов власти идут, главным образом, на развитие  «спорта для всех», содержание спортивных клубов, строительство и эксплуатацию спортсооружений муниципального характера.

Эта же схема работает, в основном, и в отношении спорта инвалидов. Национальные федерации, параолимпийские комитеты, занимающиеся «большим спортом инвалидов» содержатся, главным образом, за счет государственной и спонсорской поддержки.

Местные органы власти финансируют физкультурно-оздоровительную работу. Так, в Италии в провинции Тоскана, где на обеспечение спортивной системы выделяется 1,3 млрд. лир, развитие физической активности и спорта среди инвалидов занимает одно из шести приоритетных направлений в деятельности Регионального совета.

Муниципалитеты Финляндии смогли привлечь к работе с инвалидами в начале 90-х гг. большое количество спортивных инструкторов. Кроме того, ими стали предъявляться более жесткие требования к строительству спортсооружений в целях обеспечения более широкого доступа инвалидов на спортивные объекты.

Во Франции за 1995 г., из более чем 1 млн. умственно отсталых лиц 23000 занимаются спортом и физической активностью в 550 спортивных клубах, находящихся в ведении муниципалитетов.

Что касается социально-правовых аспектов, организационных структур развития спорта инвалидов и физкультурно-оздоровительных программ для них, то в разных странах они различны: многое зависит от социально-экономического уровня развития каждой конкретной страны.

Например, в США физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди инвалидов опирается на законодательные акты, уравнивающие права инвалидов с другими категориями населения. Именно поэтому в США:

  • спортсооружения и транспорт приспособлены для инвалидов;
  • программы разрабатываются в учебных и научных центрах и опираются на прочную теоретическую базу;
  • физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди инвалидов начинается с детского возраста;
  • в стране налажена четкая система деятельности оздоровительных и спортивных организаций инвалидов, многие из которых успешно работают уже не один десяток лет;
  • издаются специализированные журналы; выпускаются специальные вспомогательные средства для инвалидов, занимающихся физкультурой и спортом.  

Информация о работе Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения