Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.
2. Определить проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых.
3. Изучить опыт работы со спортсменами АФК на примере работы П.З.Буйлова, а также особенности подготовки спортсменов-лыжников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
3

Глава 1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации ...............................................................................................

6
История адаптивного спорта ………………………………….…
7
Параолимпийский спорт …………………………………………
9
Глава 2. Спорт для лиц с поражением зрения ………………………...
11
Особенности видов спорта для инвалидов по зрению ……........
14
Футбол слепых …………….….…….……………………
14
Спортивные игры для лиц с поражением зрения ……....
16
Организация соревнований по биатлону …………….....
19
Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения ..........................................................

20
Социальные и финансовые аспекты адаптивного спорта
23
Глава 3. Опыт работы со спортсменами в адаптивном спорте …….
26
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...…………………………..
26
3.2. Опыт работы Буйлова П.З. ……………………...………….............
32
3.3. Параолимпийцы Башкортостана ………………………..………….
33



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………..……………..……………
36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Родился в 1951 году, закончил Ленинградский институт физической культуры и спорта им. П.Ф. Лесгафта. Работал в системе физического воспитания Башкирии, с 1975 года занимается тренерской работой с незрячими спортсменами в системе Всероссийского общества слепых, был старшим тренером сборной СССР спортсменов с нарушением зрения.

П.З. Буйлов является одним из основателей российского спорта инвалидов, талантливым педагогом, замечательным организатором. Воспитанники П.З.Буйлова успешно принимали участие в пяти Паралимпийских играх, 38(!) раз поднимаясь на пьедестал почета, принеся в копилку российской сборной 20 золотых, 10 серебряных и 8 бронзовых медалей. Всего он подготовил 5 заслуженных мастеров спорта, 7 мастеров спорта международного класса и 12 мастеров спорта. Среди воспитанников П.З. Буйлова – 13-кратная чемпионка Паралимпийских игр, 18-кратная чемпионка мира Римма Баталова, 4- кратный чемпион Паралимпийских игр, 6-кратный чемпион мира Сергей Севостьянов, 2- кратный чемпион Паралимпийских игр, 3-кратный чемпион мира Ильдар Помыкалов, 2-кратная чемпионка Паралимпийских игр, 2-кратная чемпионка мира Елена Паутова. На последних летних Паралимпийскиъх играх в Афинах ученики П.З.Буйлова завоевали 7 медалей различных достоинств.

Особое внимание в своей работе П.З Буйлов уделяет воспитанию молодежи. При его самом активном участии в Школе Высшего спортивного мастерства Республики Башкортостан был создан уникальный, единственный в России Центр олимпийской подготовки инвалидов по зрению. Это способствовало развитию спорта высших достижений среди инвалидов по зрению не только в легкой атлетике, но и в дзюдо, плавании и лыжных гонках. П.З. Буйлов, выдающийся тренер современности, тренер, создавший современную российскую легкую атлетику для инвалидов по зрению, уже вошел в историю российского спорта как символ высочайшего  профессионализма.    

П.З. Буйлов является Заслуженным тренером РФ, Заслуженным работником физической культуры и спорта Республики Башкортостан, награжден орденами «Дружбы народов», «Почета» и «За заслуги перед Республикой Башкортостан», дипломом «Фэйр Плэй» Олимпийского комитета России за вклад в формирование у молодежи принципов высокой нравственности в спорте и жизни [10, c.17].     

 

    1. Параолимпийцы Башкортостана

 

«Отцом» башкирских параолимпийцев называют и ныне успешно действующего тренера Петра Захаровича Буйлова. Первый набор в секцию спортсменов-инвалидов по зрению он сделал в 1974 году. На первых же зональных соревнованиях его воспитанники выступили успешно, и Буйлов уже не мог не заниматься с ними: нашедшие возможность самовыражаться через спорт незрячие легкоатлеты впитывали все, как губка, и от старта к старту показывали высокие результаты. И вот уже чемпионом СССР в беге на 400 и 800 метров становится Анатолий Помыкалов, он же и Фарзат Тимербулатов завоевывают серебряные медали на Параолимпийских играх в Сеуле. А вслед за ними уже шла новая, самая сильная «волна» будущих чемпионов. 
 В первую очередь, это Римма Баталова из небольшой деревни Сакты Шаранского района. Она рано потеряла родителей. Ослепла, когда училась в первом классе – нерадивая медсестра внесла инфекцию, делая ей обычную прививку от дифтерии. Ее переводят в Уфимскую школу-интернат № 28 для слепых и слабозрячих детей.

Ее, показывавшую в беге результаты не хуже зрячих, уже приметил П.З.Буйлов и предложил серьезно заняться этим видом спорта. Первый старт Римма проиграла. И разревелась. Петр Захарович отнюдь не утешал ее: «Надо было выигрывать, чтобы не плакать!» – веско скажет он ей.

И Баталова больше не плакала, потому что всегда выходила в лидеры. Причем, ей покорялись самые разные дистанции: 100, 200, 400, 800, 1500, 3000, 5000 метров. Первое чемпионское звание Параолимпийских игр у нее появилось после Сеула. Потом были Барселона, Атланта, Сидней, Афины. Всего у нее сейчас 13 золотых параолимпийских медалей. Это абсолютный рекорд. Она награждена орденами «За личное мужество», «Орден Почета» и «За заслуги перед Республикой Башкортостан», другими наградами.

Одновременно с Р.Баталовой у П.З.Буйлова начал заниматься Сергей Севостьянов. Сергей в пятнадцатилетнем возрасте из-за мальчишеского любопытства баловался с бертолетовой солью и от взрыва потерял зрение и три пальца. Однако, опять же благодаря спорту, он достиг многого в жизни, поездил по миру, получил немало государственных и спортивных наград. С.Севостьянов – участник, чемпион и призер четырех Параолимпиад. Сергей бегает на спринтерскую дистанцию, а также выступает в пятиборье, которое включает в себя бег на 100 и 1500 метров, прыжки в длину и тройной и метание копья.

На Параолимпийских играх вслед за Р.Баталовой и С.Севостьяновым блеснул еще один ученик Буйлова – Ильдар Помыкалов. Он раньше занимался лыжами, но не совсем удачно. Перейдя в легкую атлетику, выигрывал чемпионаты мира, Европы, России в беге на 5000 и 10000 метров и в марафоне. Первую параолимпийскую – бронзовую – медаль получил в Атланте за дистанцию 5000 метров. Уже в Сиднее Ильдар становится чемпионом и, как и старшие товарищи, заслуженным мастером спорта.

С 1990 года лучшие спортсмены-инвалиды Башкортостана прикреплены к Центральному олимпийскому спортивному клубу РБ (Школа высшего спортивного мастерства), и с ними ведется серьезная, кропотливая работа по подготовке к Параолимпийским играм. И это не только легкоатлеты, но и представители других видов спорта.

Например, дзюдоисты-инвалиды по зрению Вениамин Мичурин и Михаил Яковлев участвовали в трех Параолимпийских играх, Константин Капитонов – в двух, Владимир Волков и Владимир Бычков – в одной. Наши борцы завоевали на Параолимпиадах по две серебряных и бронзовых медали. А их тренер В.А.Пегов удостоен званий «Заслуженный тренер России» и «Заслуженный работник физической культуры Республики Башкортостан». 
Среди тех, кто в последние годы становился чемпионом и призером Параолимпийских игр, можно назвать также пловца уфимца Андрея Строкина, лыжников Ирека Маннанова и Эльвиру Ибрагимову из Белебея, легкоатлетку Елену Жданову (Уфа). Хорошие места на российских и международных соревнованиях занимает единственный представитель тяжелой атлетики – пауэрлифтинга среди инвалидов Валерий Патрикеев из г. Салавата.

Существуют также Республиканский спортивно-реабилитационный центр инвалидов по зрению «Луч», председатель Г.П.Дементьев и Республиканский спортклуб имени А.А.Казакова (П.З. Буйлов), в которых объединены и активно занимаются спортом инвалиды по зрению.

В Башкортостане, в основном в Уфе, среди инвалидов проводились такие крупные соревнования, как чемпионаты России по легкой атлетике, плаванию и другие. Но самым крупным стал чемпионат Европы по дзюдо среди инвалидов, в котором приняли участие команды 10 стран. Соревнования проходили во Дворце спорта. В командном чемпионате среди мужчин уверенно выиграла российская команда, в основном состоявшая из башкирских спортсменов. Наши Вениамин Мичурин, Михаил Яковлев и Олег Кретул завоевали золотые медали. Серебряной медали удостоился Константин Капитонов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выдвинутая в работе гипотеза о том, что адаптивный спорт для лиц с поражением зрения – это универсальная форма самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения, нашла свое подтверждение в материалах работы.

Действительно, в наше время основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. 

Поставленная цель работы – изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения – достигнута. Главная особенность подготовки спортсмена-инвалида по зрению: у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спортсмена.

В рамках поставленной цели решены следующие задачи:

1. Показано, что адаптивный спорт  есть средство реабилитации и социальной адаптации. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт являются наиболее эффективными средствами реабилитации инвалидов, интеграции их в современное общество. Они создают мощные стимулы для возвращения инвалидов в активную, насыщенную жизнь, расширяют круг общения, способствуют появлению новых друзей и новых интересов, позволяют максимально раскрыть физические и духовные возможности инвалидов.

2. Определены проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых. Главная проблема физического воспитания и спорта при нарушении зрения заключается в выявлении общих и индивидуальных закономерностей управления процессами адаптации важных систем организма в целом. Эта проблема имеет сложную многоуровневую и многофакторную структуру и включает несколько главных аспектов: медицинские, социальные, психолого-педагогические, спортивные. Физическая реабилитация инвалидов по зрению остается актуальной проблемой современной России. Другая нерешенная проблема – подготовка специалистов и совершенствование научно-методи-ческого обеспечения физкультурно-спортивной работы среди инвалидов. Особенностью подготовки спортсмена-инвалида по зрению является то, что у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спорт-смена. Но и цена этих результатов намного выше. С 2000 года средства на развитие спорта инвалидов предусматриваются в федеральном бюджете ежегодно, поэтому при условии достаточности финансирования развитие адаптивного спорта в России имеет хорошие перспективы.

3. Изучен опыт работы тренера  П.З.Буйлова со спортсменами, а  также особенности подготовки  спортсменов-лыжников. П.З. Буйлов является одним из основателей российского спорта инвалидов, талантливым педагогом, замечательным организатором. Особое внимание в своей работе П.З Буйлов уделяет воспитанию молодежи. При его самом активном участии в Школе Высшего спортивного мастерства Республики Башкортостан был создан уникальный, единственный в России Центр олимпийской подготовки инвалидов по зрению. Это способствовало развитию спорта высших достижений среди инвалидов по зрению

            Основной особенностью подготовки  незрячих спортсменов-лыжников является высокие требования к лидеру и крайняя необходимость психологической совместимости зрячего человека и незрячего. Незрячий спортсмен, привыкший к своему лидеру и доверяющий ему, почти полностью избавляется от нервно-психического напряжения и за счет этого может значительно повысить свой спортивный результат.

Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их значительного развития. Спорт же дает возможность полнее раскрыть эти способности и испытать огромное чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоление трудностей. Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации.

Для инвалидов по зрению занятия физической культурой и спортом являются фактором улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности. Помимо этого, они несут удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации.

Человек с ограниченными возможностями, в том числе с поражением зрения, может все, нужно только ему помочь. Инвалиды должны быть включены в общую жизнь де-факто.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 274 с.
  2. М.М. Башкирова. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы // Теория и практика физической  культуры. – 1998. –  № 10. – с.16-18. 
  3. Евсеев С.П. Проблемы развития адаптивного спорта // Теория и практика физической  культуры. – 1998. –  № 12. – с.15-16. 
  4. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учеб.пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 96 с.
  5. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2000. – 239 с. – (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья)
  6. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учеб. пособие /Под ред. С.Ф.Курдыбайло.- М.: Советский спорт, 2002. – 184 с.
  7. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2002. – 368 с.
  8. Нечаева Н.В., Сыромолотов Ю.С. Физкультура и спорт для инвалидов // Теория и практика физической  культуры. – 1988. –  № 11. – с. 17-21. 
  9. Нормативные и руководящие документы по реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта / Автор-составитель Л. П. Абрамова. – М.: Советский спорт, 2005. – 376 с.
  10. Паралимпийский вестник. – 2005. - №6 .
  11. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учебник для высших и средних профессиональных учебных заведений. В 2 т., Т.1 / Под ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002. – 448 с.
  12. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. – М.: Советский спорт, 2004. – 108 с.
  13. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учеб пособие / Под ред. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2004. – 296 с.
  14. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры /Под общей ред.проф. С.Н.Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
  15. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативно-правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации /Автор-составитель А.В. Царик – М.: Советский спорт, 2003. – 576 с.
  16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов вузов – 2-е изд., доп. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

 

 

 


Информация о работе Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения