Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:34, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление проблем финансового планирования и выработка рекомендаций по их устранению. Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
Общие принципы финансового планирования ,
вопросы выбора структуры процесса бюджетирования,
финансовые технологии составления бюджета,
вопросы контроля выполнения бюджета,
проблемы составления финансовых планов,
Введение 4
1.Финансовое планирование на предприятии 6
1.1. Общие принципы финансового планирования 6
1.2. Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей 16
1.3. Бюджет предприятия и процесс его разработки 19
2. Технология составления бюджета предприятия на примере ОАО Авиакомпания «Сибирь» 32
2.1. Краткая характеристика предприятия 32
2.2. Краткосрочное финансовое планирование 34
2.3 Порядок формирования плановых показателей бюджета в Авиакомпании и её подразделениях 47
2.4. Контроль выполнения бюджета предприятия 55
3. Основные проблемы финансового планирования и предложения по их совершенствованию 61
Заключение 73
Список литературы 77
Приложения 79
Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.
Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.
На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс.
Прогнозный
баланс – это форма финансовой
отчетности, которая содержит информацию
о будущем состоянии
Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период – действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала.
Практическую часть составления финансового плана предприятия рассмотрим на примере Открытого Акционерного Общества Авиакомпания «Сибирь».
Открытое
акционерное общество Авиакомпания
«Сибирь» было образовано в мае 1992 года
на базе Толмачёвского объединенного
авиаотряда в городе Обь, являющимся
городом-спутником
Авиакомпания «Сибирь» базируется в аэропорту «Толмачёво», являющимся крупным транспортным узлом, лежащим на пути из Европы в Азию, и шестым аэропортом по объемам перевозок в России. Около половины рейсов, выполняемых из «Толмачево», являются рейсами авиакомпании «Сибирь».
Основной вид деятельности авиакомпании составляют регулярные пассажирские и грузовые авиаперевозки. «Сибирь» выполняет регулярные полеты более чем в 20 городов России, страны СНГ – Азербайджан, Армению и Узбекистан, на международных линиях - в Германию, Израиль, Китай, Арабские Эмираты и Южную Корею. Чартерная программа включает рейсы в Турцию, Болгарию, Испанию, Италию, Таиланд и на Кипр.
У компании существует 5 филиалов в Москве, Кемерово, Барнауле, Томске и Иркутске, а так же представительств в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Увеличивая объемы работ, авиакомпания «Сибирь» продолжает активно осуществлять программу по развитию и расширению сети филиалов и представительств, как в России, так и за рубежом. Существенное увеличение числа представительств «Сибири» непосредственно связано со значительным ростом объемов производства и расширением маршрутной сети авиакомпании.
Туристское агентство авиакомпании «Сибирь» основано в августе 1994 года и является структурным подразделением коммерческого комплекса авиакомпании. В настоящее время турагентство предлагает отдых в России, а также более чем в десяти странах мира. Среди различных программ, предлагаемых турагентством, можно выделить деловые и праздничные поездки, бизнес-туры, а также познавательный туризм в любое время года.
Турагентство отказалось от работы через посредников (многоуроневого распределения) и организовало единую процедуру оформления поездки (путевка, перелет, в необходимых случаях визовая поддержка).
По итогам проводимой «Сибирской ярмаркой» юбилейной 10-й международной выставки «ТурСиб-2001» туристское агентство авиакомпании «Сибирь» в номинации «Лучшая организация выездного туризма» награждено Малой Золотой медалью.
Авиакомпания «Сибирь» имеет собственную сеть продаж. Агентством воздушных сообщений постоянно открываются новые кассы, имеющие удобное функциональное месторасположение: в аэропорту, в центре города, на наиболее значимых улицах. Кассы имеют доступ к автоматизированным системам бронирования Сирена и Gabriel. Оплата может производиться как наличными деньгами, так и безналичным способом. В ближайшее время планируется установить терминал по обслуживанию пластиковых карт международных платежных систем Master Card и Visa.
Авиакомпания «Сибирь» имеет обширную агентскую и субагентскую сеть по продаже авиаперевозок практически по всей территории России (свыше 400 агентов), в странах ближнего и дальнего зарубежья (около 80 агентов), с которыми заключены прямые договора и которые работают через Транспортную клиринговую палату.
В зависимости от степени заинтересованности в сотрудничестве с конкретным агентом, обслуживаемого региона, объема продаж и добросовестности работы устанавливается комиссионное вознаграждение (5-11%), которое стимулирует агента на расширение субагентской сети, расширение зоны обслуживания и качества обслуживания клиентов.
Силами службы информационных технологий выполнено подключение агентов к единой системе продаж авиакомпании и к автоматизированной системе бронирования Gabriel, что значительно упрощает работу агентов и повышает уровень обслуживания пассажиров.
Работу авиакомпании «Сибирь» за 2001 и 2002 год характеризуют производственные показатели, приведенные в таблице 2.1.
Производственные показатели Авиакомпании «Сибирь» за 2001 и 2002 г.
Таблица 2.1
Показатели | Ед.изм. | 2001 г. | 2002 г. | Откл.
+/- |
Изменение к 2001 г. (%) | |
Количество рейсов | шт. | 11000 | 19853 | +8853 | + 80,5 % | |
Налет часов по а/п всего | час. | 43710 | 71461 | +27751 | + 63,5 % | |
В том числе: ИЛ-86 | час. | 6369 | 12572 | +6203 | + 97,4 % | |
ТУ-154Б | час. | 17184 | 17885 | +701 | + 4,1 % | |
ТУ-154М | час. | 18736 | 37578 | +18842 | В 2,01 р. | |
|
час. | 0 | 0 | |||
|
час. | 1421 | 3426 | +2005 | В 2,4 р. | |
Налет часов в аренде – всего (ТУ154М) | час. | 2291 | 370 | - 1921 | -83,8 % | |
Перевезено пассажиров - всего | тыс.чел. | 1405,4 | 2604,4 | +1199 | + 85,3 % | |
В том числе: ВВЛ | тыс.чел. | 824,0 | 1522,8 | +698,8 | + 84,8 % | |
|
тыс.чел. | 557,8 | 969,7 | +411,9 | + 73,8 % | |
|
тыс.чел | 23,6 | 111,9 | +88,3 | В 4,7 р. | |
Перевезено почты, груза | тонн. | 11220 | 17946 | +6726 | 59,9 % | |
Процент занятости кресел | % | 73,2 | 73,1 | - 0,1 | ||
Процент коммерческой загрузки | % | 70,4 | 69,9 | - 0,5 | ||
Пассажирооборот | млн.пкм | 4352,0 | 7479,4 | +3127,4 | 71,9 % | |
Эксплуатационные т/км. | млн.ткм | 428,5 | 728,9 | +300,4 | 70,1 % |
Значительный рост производственных показателей авиакомпании «Сибирь» в 2002 году достигнут благодаря согласованной работе всех комплексов авиакомпании, а также в результате поглощения московской авиакомпании «Внуковские авиалинии». В связи с этим «Сибирь» получила лицензии на новые направления, воздушные суда и пассажиров.
Методические положения краткосрочного финансового планирования
Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение финансирования деятельности компании и эффективное использование временно свободных денежных средств.
Для обеспечения непрерывного развития предприятию требуется капитал, то есть деньги, вложенные в здания, машины и оборудование, в покупку и хранение запасов, счета дебиторов и другие активы. Как правило, все эти активы не приобретаются сразу, а создаются постепенно в течение некоторого периода времени. Назовем общие расходы компании, необходимые для финансирования дополнительных активов, потребностью компании в капитале.
В большинстве компаний накопившаяся потребность в капитале растет не равномерно, а скорее волнообразно. Потребность в капитале имеет отчетливо выраженную положительную зависимость от роста объемов операций компании. Однако возможны и определенные сезонные колебания. Наконец, будут возникать и непредсказуемые заранее ежемесячные или еженедельные колебания, которые отображены на рис.2.
Рис.2. Динамика потребности в финансировании
Накопившаяся потребность в капитале может быть удовлетворена за счет краткосрочных и долгосрочных источников финансирования. Когда долгосрочное финансирование не покрывает всех потребностей в капитале, компании необходимо прибегать к краткосрочному финансированию для мобилизации недостающих средств. Когда долгосрочные финансовые ресурсы, полученные компанией, выше, чем ее накопившаяся потребность в капитале, тогда у компании возникает избыток денежных средств, который она может использовать для краткосрочного инвестирования. Таким образом, сумма долгосрочного финансирования, полученного компанией, при данной накопившейся потребности в капитале определяет, является ли компания в краткосрочном периоде заемщиком или кредитором, т.е. кредитуется или инвестирует (см. рис.2).
Технология краткосрочного
В краткосрочном финансовом планировании выделяют следующие этапы:
Ниже приводится пример краткосрочного финансового планирования ОАО Авиакомпании «Сибирь».
Анализ финансового состояния компании предполагает анализ баланса компании (таблица 2.2), отчета о прибылях и убытках (таблица 2.3), отчета об источниках денежных средств и отчета об их использовании.
Анализ баланса компании начинается с оценки изменения основных статей либо по сравнению с предыдущим периодом, либо за ряд предыдущих периодов. Отчет о прибылях и убытках покажет выручку компании за период, основные затратные статьи, размер прибыли.
В учетной политике в 2002г. Авиакомпания «Сибирь» следовала следующим правилам: