Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является выявление проблем финансового планирования и выработка рекомендаций по их устранению. Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
Общие принципы финансового планирования ,
вопросы выбора структуры процесса бюджетирования,
финансовые технологии составления бюджета,
вопросы контроля выполнения бюджета,
проблемы составления финансовых планов,

Оглавление

Введение 4
1.Финансовое планирование на предприятии 6
1.1. Общие принципы финансового планирования 6
1.2. Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей 16
1.3. Бюджет предприятия и процесс его разработки 19
2. Технология составления бюджета предприятия на примере ОАО Авиакомпания «Сибирь» 32
2.1. Краткая характеристика предприятия 32
2.2. Краткосрочное финансовое планирование 34
2.3 Порядок формирования плановых показателей бюджета в Авиакомпании и её подразделениях 47
2.4. Контроль выполнения бюджета предприятия 55
3. Основные проблемы финансового планирования и предложения по их совершенствованию 61
Заключение 73
Список литературы 77
Приложения 79

Файлы: 1 файл

Диплом Финансовое планирование на предприятии.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

    отражение предоплаты по расходам будущих периодов;

    выделение инвестиций на капитальные затраты;

    планирование  получения кредитов для закрытия кассовых разрывов;

    Бюджет  движения денежных средств отличается от Бюджета доходов и расходов на сумму сальдо доходов других периодов и сальдо изменений активов со сдвигом по оплате и поступлениям согласно условиям заключенных договоров, а также, на сумму долгов, которые планируется оплатить.

    Бюджет  доходов и расходов и Бюджет движения денежных средств планируются  и утверждаются на год и на  каждый месяц.

    Технологическое описание процесса бюджетирования и  структура бюджета

    Процесс бюджетирования в Авиакомпании «Сибирь» включает в себя следующие этапы:

  • планирование бюджетов;
  • утверждение бюджетов;
  • учет и контроль результатов;
  • анализ отклонений от плановых показателей с выявлением причин отклонений.

    Структура бюджета доходов и расходов и  бюджета движения денежных средств  приведена в Приложении №1 и Приложении №2.

    Бюджет  доходов и расходов, как и бюджет движения денежных средств, состоит  из основных блоков:

  • бюджет доходов от авиаперевозок и прямых затрат;
  • бюджет доходов и расходов по прочим видам деятельности, таким как реализация авиабилетов  на рейсы других а/к, техническое обслуживание ВС других а/к и др.
  • бюджет накладных расходов;
  • бюджет инвестиций и капитальных затрат.

    Кроме этого, бюджет движения денежных средств  включает в себя, кроме выше перечисленных  типов бюджетов, и бюджет получения  и погашения кредитов.

        Порядок формирования плановых показателей  бюджетов авиакомпании и ее подразделений  при составлении годовых бюджетов.

    При подготовке годовых бюджетов на следующий  год Коммерческий директорат предоставляет  заявки на внесение в расписание рейсов в срок до 15 октября текущего года. Расписание и ежемесячный оборот ВС с учетом планируемого отхода на ТО и КР составляется Директоратом по организации перевозок (ДОП) совместно с Комплексом Технической Эксплуатации (КТЭ) и Управлением Ресурсами (УР) до 10 ноября текущего года.

      ДОП до 10 ноября текущего года  предоставляет в Директорат Планирования  и Контроля (ДПиК) расписание. ДПиК  на основании представленного  расписания рассчитывает планово-экономическую  характеристику рейсов по видам  работ, группам и типам ВС, доходы от авиаперевозок по рейсам и прямые эксплутационные расходы по контрагентам.

      Ответственные за составление  бюджета в каждом отделе Авиакомпании  «Сибирь»  до 15 ноября текущего  года (срок подачи заявок может  быть скорректирован Приказом  ГД) подают в Отдел Финансового Анализа и Бюджетирования ФЭД (далее – ОФАиБ) заявки, подписанные директором комплекса, по форме, утвержденной Приказом ГД №83 от 05 апреля 2001 года, с помесячной разбивкой.

    ДОП до 15 ноября предоставляет в УР, КТЭ  и ДПиК ежемесячное количество требуемых ВС каждого типа для выполнения планируемой программы полетов. КТЭ вместе с ДОП, УР и ДПиК на основании анализа ресурсного состояния парка ВС и потребности в ВС для выполнения планируемой программы полетов определяет  порядок, сроки и целесообразность восстановления каждого ВС, а также выносит предложения по оптимизации расписания. Затем, согласно проведенного анализа парка ВС Финансово-экономический директорат (ФЭД) вместе с УР и ДОП составляет графики финансирования затрат, связанных с капитальным ремонтом и приобретением дорогостоящего оборудования (Приложение №3 – Таблица №1 и №2). Подготовленный бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и документы по финансированию парка ВС рассматриваются Бюджетным Комитетом и после согласования предоставляются на утверждение Исполнительной Дирекции. В состав Бюджетного комитета входят: председатель комитета – 1 ЗГД по КР  и Ф Филева Н.В., члены комитета – 1 ЗГД по производству Виндермут А.А. и все директора директоратов.

    При необходимости, по результатам совещания Исполнительной Дирекции, ДОП совместно с КТЭ корректирует расписание и оборот ВС.  При этом данные приложения уточняются каждый месяц при изменении расписания и политики авиакомпании в области финансирования затрат. Затраты по статье Текущий ремонт СМП подсчитываются согласно утвержденным нормативам на каждый тип самолета, умноженным на планируемый налет по типам (с возможной корректировкой по состоянию).

    Порядок формирования плановых показателей  бюджетов авиакомпании и ее подразделений при составлении ежемесячных бюджетов

    При составлении ежемесячных бюджетов ДОП, на основании поступающих от Коммерческого директората заявок, до 10 числа  текущего месяца составляет расписание, совместно с КТЭ и  УР оборот ВС с учетом ТО и КР на следующий месяц и согласовывает его в установленном порядке.

    ДОП предоставляет до 10 числа текущего месяца в ДПиК расписание. ДПиК на основании  представленного расписания рассчитывает планово-экономическую характеристику рейсов по видам работ, группам и типам ВС, доходы от авиаперевозок по рейсам и прямые эксплутационные расходы по контрагентам.

    Данные  по планируемым доходам и расходом основной деятельности, сформированные в ПО «Экономика рейса» попадают в  ПО «FIN» до 18 числа текущего месяца.

    Для бюджета движения денежных средств доходы и расходы от авиаперевозок, спланированные в разбивке по рейсам, в ПО «FIN» рассчитываются по организациям в соответствии с разработанной методикой, условиями договоров и статистическими данными по рейсам в ПО «ASIA» за аналогичный период.

    Экономисты  СУОиП  ФЭД анализируют выданную из ПО «FIN» информацию о планируемых поступлениях от агентов и планируемых платежах контрагентам и корректируют ее в соответствии с текущей ситуацией. Откорректированные данные вносятся в ПО «FIN» и формируют статьи Доходы от авиаперевозок, АвиаГСМ, Наземное обслуживание, Аэронавигация, Бортпитание, Проживание ЛПС и Суточные ЛПС в бюджете движения денежных средств.

    Затраты по статье Текущий ремонт СМП подсчитываются согласно утвержденным нормативам на каждый тип самолета, умноженным на планируемый налет по типам (с возможной корректировкой по состоянию).

    Расходы по статье Сдельная заработная плата  ЛПС подает ОТиЗ в Отдел Финансового  Анализа и Бюджетирования ФЭД (далее  – ОФАиБ)  до 19 числа текущего месяца.

    Ответственные за составление бюджета в каждом отделе Авиакомпании «Сибирь» до 18 числа  текущего месяца подают в Отдел Финансового  Анализа и Бюджетирования ФЭД (далее  – ОФАиБ) заявки, подписанные директором комплекса, по форме, утвержденной Приказом ГД №83 от 05 апреля 2001 года.

    До 15 числа текущего месяца КТЭ вместе с ДОП, УР и ДПиК на основании анализа  ресурсного состояния парка ВС и  потребности в ВС для выполнения планируемой программы полетов  составляет график отхода самолетов  на ТО в АТБ Авиакомпании «Сибирь» на планируемый период (Приложение №3 – Таблица №3) и направляет его в Отдел финансового анализа и бюджетирования (ОФАиБ).

    УР  совместно с КТЭ до 18 числа  текущего месяца предоставляет в  ФЭД график расходов, связанных с  приобретением запасных частей и расходных материалов для выполнения ТО (Приложение №3 – Таблица №4), график расходов, связанных с технической документацией и сопровождением ВС (Приложение №3 – Таблица №5) и график расходов, связанных с продлением агрегатов на ВС (Приложение №3 – Таблица №6). Данные графики утверждаются Первым ЗГД по производству. При подготовке графика должно быть учтено наличие запасных частей и расходных материалов на складах Авиакомпании «Сибирь»  в АП Толмачево и АП Внуково, возможность продления ресурса, возможность выполнения ремонта собственными силами или на заводе  или перестановки с нелетающего ВС.  

    До 18 числа текущего месяца ОФАиБ  вместе с УР, КТЭ, ДОП и ДПиК составляет план финансирования затрат, связанных  с отходом самолетов на ТО, технической документацией и продлением агрегатов на ВС, и уточняет годовые графики финансирования затрат, связанных с капитальным ремонтом планеров и двигателей и приобретением дорогостоящего оборудования для парка самолетов.

    Финансирование  затрат, связанных с отходом самолетов на ТО, технической документацией и продлением агрегатов на ВС, проходит по статье бюджета Текущий ремонт СМП. Приобретение запасных частей и агрегатов планирует УР, а затраты, связанные с технической документацией, сопровождением и продлением агрегатов на ВС, планирует КТЭ. Затраты по статье Текущий ремонт СМП подсчитываются согласно утвержденным нормативам на каждый тип самолета, умноженным на планируемый налет по типам. При этом нормативы по статье Текущий ремонт СМП пересматриваются каждый квартал.

    Финансирование  затрат, связанных с капитальным  ремонтом СМП, проходит по статье бюджета  Капитальный ремонт СМП.

    Финансирование  затрат, связанных с приобретением  дорогостоящего оборудования для СМП, проходит по статье бюджета Приобретение СМП.

    Согласно разработанных данных и поданных заявок ОФАиБ до 20 числа текущего месяца представляет в Бюджетный комитет бюджет по доходам и расходам и бюджет движения денежных средств на планируемый период.

          При наличии дефицита денежных средств по бюджету движения денежных средств Бюджетный комитет, уменьшая накладные расходы,  руководствуется разработанными и утвержденными нормативами. До 22 числа текущего месяца  Бюджетный комитет пересматривает  и согласовывает графики финансирования затрат, связанных с отходом на ТО, технической документацией, продлением агрегатов, капитальным ремонтом и приобретением дорогостоящего оборудования и, на основании этого, выносит предложения по изменению расписания движения ВС, если такое будет необходимо.

    Согласно  измененных графиков финансирования ДОП совместно с КТЭ и УР до 25 числа текущего месяца пересматривает график отхода самолетов на ТО в АТБ и расписание на планируемый месяц по упрощенной процедуре согласования.

    К 25 числу текущего месяца бюджет доходов  и расходов, бюджет движения денежных средств и документы по финансированию расходов, связанных с поддержанием летной годности и восстановлением ресурса, предоставляются на утверждение Исполнительной Дирекции.

    После 25 числа текущего месяца ДОП, ФЭД, УР и ДПиК пересматривают годовые графики финансирования затрат, связанных с капитальным ремонтом и приобретением дорогостоящего оборудования согласно утвержденного расписания на планируемый месяц и текущей ситуации, а также расписание и оборот ВС на дальнейший период.

    Порядок проведения корректировки планов работы и бюджетов подразделений и авиакомпании в целом

    Руководители  директоратов и служб авиакомпании при предоставлении в ФЭД документов на оплату своих расходов должны проставить на документах номер статьи бюджета  и название соответствующего отдела.

    Если  до 1 числа текущего месяца бюджет доходов  и расходов и бюджет движения денежных средств не будут утверждены по каким  либо причинам, то ФЭД производит оплату счетов, перечисления и выдачу денежных средств на основе бюджетов предыдущего месяца и по согласованию с генеральным директором.

    Если  в течение месяца возникает необходимость  оплаты непредусмотренных бюджетом расходов ( или за недостаточностью суммы, заложенной в бюджет), то оплата производится только с письменного  разрешения генерального директора, 1 ЗГД по КР и Ф, либо директора по ФиЭ, с указанием статьи, подлежащей сокращению на эту сумму. Форма корректировки расходов отдела приведена в Приложении №4.

    Ответственность за нарушения настоящего порядка  несут руководители директоратов и служб ( в части их касающейся).

    Порядок контроля исполнения бюджетов авиакомпании и ее подразделений

    ОФАиБ до 10 числа месяца следующего за отчетным предоставляет директору по ФиЭ  исполнение бюджета движения денежных средств за отчетный период с анализом  причин отклонений.

    До 25 числа месяца следующего за отчетным  ОФАиБ предоставляет директору  по ФиЭ исполнение бюджета доходов  и расходов, в котором доходы и  расходы основной деятельности берутся  из ПО «ASIA».

    Исполнение  бюджета доходов и расходов производится  ОФАиБ совместно с ДПиК ежедекадно на основе оперативных данных по основной деятельности и предоставляется директорам директоратов в следующие сроки: за месяц – до 6 числа следующего месяца; за 1 декаду отчетного месяца – до 16 числа отчетного месяца; за 2 декаду отчетного месяца – до 26 числа отчетного месяца.

    До 25 числа текущего месяца ОФАиБ совместно  с ДПиК делает анализ производственно - хозяйственной деятельности авиакомпании за текущий месяц на основе оперативных  данных и за период, начинающийся с начала года, на основе уточненных данных нарастающим итогом.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии