Анализ и прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ООО «Дикси-Челябинск»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – разработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов в процессе деятельности предприятия.
Задачи курсового проекта:
- раскрыть сущность и формы финансового результата;
- выявить факторы, влияющие на финансовые результаты в процессе финансовой деятельности предприятия;
- изучить методику анализа финансовых результатов;
- произвести анализ состава и динамики прибыли ООО «Дикси-Челябинск»;

Файлы: 1 файл

Курсовая по фин.менеджменту.docx

— 412.88 Кб (Скачать)

прибыль от продаж. Она рассчитывается как разность между выручкой, себестоимостью, коммерческими и управленческими  расходами;

прибыль до налогообложения  рассчитывается с учетом наличия  операционных и внереализационных  доходов и расходов;

чистая прибыль определяется путем вычитания отложенных налоговых  активов и текущего налога на прибыль  из суммы прибыли до налогообложения  и отложенных налоговых обязательств.

Проанализируем прибыль, получаемую от основной деятельности предприятия, т.е. прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

 

Рисунок 1.3.1 - Прибыль, получаемая от основной деятельности предприятия

Прибыль от реализации продукции  - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

 

Пр = Bp - С/с ,                                      (1.3.1)

 

где Bp - выручка от реализации;

С/с - себестоимость (затраты на производство и реализацию).

Выручка принимается в  расчет без налога на добавленную  стоимость и акцизов, которые, являясь  косвенными налогами, поступают в  бюджет. Из выручки также исключается  сумма наценок (скидок), поступающая  торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.

Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства.

Выручка от реализации продукции  определяется либо по мере:

ее оплаты (при безналичных  расчетах - на счета банка; при наличных - в кассе предприятия);

по мере отгрузки и предъявления покупателем расчетных документов.

В натуральном выражении  расчет прибыли от реализации продукции  включает остатки готовой продукции  на начало отчетного периода (Он.), нереализованные  в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода (ТП) за минусом той части продукции, которая не может быть реализована  в конце отчетного периода (Ок.). Под периодом понимается квартал или год.

 

Пр. = Он. + ТП – Ок,                  (1.3.2)

 

Важным является также  анализ «качества» прибыли. Качество прибыли  представляет собой обобщенную характеристику структуры источников формирования прибыли. При высоком «качестве» прибыли увеличивается объем произведенной продукции, снижается ее себестоимость. При низком «качестве» прибыли имеет место рост реализационных цен на продукцию в сочетании с отсутствием увеличения объема продукции в натуральных измерителях.  Главным в повышении «качества» прибыли является снижение себестоимости продукции.

Маржинальный доход

При анализе прибыли от реализации товарной продукции следует  определить такой показатель, как  маржинальный доход. Маржинальный доход  представляет собой разность между  выручкой от реализации продукции и  переменными затратами на ее производство и реализацию. Другими словами, маржинальный доход - это сумма постоянных затрат и прибыли от реализации. Исходя из этого, прибыль от реализации товарной продукции равняется маржинальному доходу за вычетом постоянных издержек. Отсюда следует, что предприятие получит прибыль только в том случае, когда постоянные затраты будут возмещены за счет выручки от реализации определенного объема произведенной продукции.

Этой выручки должно быть достаточно для возмещения переменных затрат и образования прибыли.

Анализ здесь позволяет  установить, за счет каких именно затрат (постоянных или переменных), входящих в себестоимость реализованной  продукции, изменяется прибыль. Все перечисленные в данном параграфе факторы, оказывающие влияние на величину полученной прибыли, следует отнести к числу внутренних факторов. Кроме них, существуют и внешние факторы, также определяющие величину полученной организацией прибыли.

К числу внешних факторов относятся:

социально-экономические  условия, в которых функционирует  данная организация;

степень развития внешнеэкономических  связей;

транспортные условия;

уровень цен на производственные ресурсы.

Рисунок 1.3.2 - Механизм  формирования и распределения  прибыли

 

Финансовые результаты прибыли  играют важную роль, они составляют важную основу экономического развития предприятия и являются своего рода укреплением его финансовых отношений  ко всем принимающим лицам в коммерческой деятельности. Некоторых пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только некоторые моменты финансовой отчетности.   Администрация предприятия проявляет свой интерес общему результату, ко всем факторам оказывающих влияние на ее величину. Интерес налоговых органов заключается в правильности и достоверности предоставляемого финансового результата. Инвестора собирающиеся заняться вкладыванием своих инвестиций, заинтересованы в отношении качества прибыли в ближайшие время и естественно в дальнейшей перспективе.   Для того что бы получить все необходимые и достоверные данные по финансовым результатам проводится вертикальный и горизонтальный анализ прибыли.

 Горизонтальный анализ  проводит оценку по каждому  показателю за интересуемый период  времени, а вертикальному отводится  дать оценку структуры показателей  прибыли и изменения их структуры.  Временной анализ, то есть горизонтальный сравнивает каждую из позиций отчетности с предыдущим периодом. Так же составляются одна или несколько аналитических таблиц. В аналитических таблицах балансовые показатели имеют относительные темпы роста или снижения. Для того что бы с помощью горизонтального анализа провести анализ изменения балансовых статей по отдельности и заняться дальнейшим прогнозированием необходимо взять базисные темпы роста за ряд лет. 

 Исходя из того, что  горизонтальный и вертикальный  анализ дополняют друг друга  можно построить таблицы характеризующие  структуру бухгалтерской отчетной  формы и всю динамику ее  отдельных показателей. 

 Необходимыми элементами  структурного анализа  являются  динамические ряды этих величин  при помощи, которых можно увидеть,  отследить и составить прогноз  структурных изменений в составе  активов и источников покрытия.

 Вертикальный анализ  полностью занимается определением  итоговых финансовых показателей.  Он помогает выявить каждую  позицию в отдельности и показывает  ее влияние в общем результате.

Далее исследуем факторный анализ общей, валовой (балансовой) прибыли. Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:

 

РБ = ± РР ± РПР ± РВН,        (1.3.3)

 

 где РБ - балансовая прибыль или убыток;

РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);

РПР - результат от прочей реализации;

РВН - результат (доходы и  расходы) от внереализационных операций.

 

 Финансовые результаты  деятельности предприятия характеризуются  также показателями выручки (валового  дохода) от реализации продукции,  величиной налога на добавленную  стоимость.

Выручка от реализации продукции  свидетельствует о завершении производственного  цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, а также затрат на производство реализованной продукции получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации. Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле:

 

  РР = NP- SP- PД,                   (1.3.4)

 

 где РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);

NP - выручка (валовый доход)  от реализации продукции;

SP - затраты на производство  реализованной продукции;

PД - налог на добавленную стоимость и акцизы.

 Показатели финансовых  результатов характеризуют абсолютную  эффективность хозяйствования предприятия.

 Факторный анализ прибыли  от реализации продукции (работ,  услуг)

 Прибыль от реализации  товарной продукции в общем  случае изменяется под воздействием  таких факторов, как изменение:  объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет общего изменения  прибыли (D Р) от реализации продукции:

 

D Р = Р1 - Р0,                          (1.3.5)

 

где Р1 - прибыль отчетного года;

Р0 - прибыль базисного года.

 Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию:

 

D Р1 = Np1 - Np1,0 = å p1q1 - å p0q1,                 (1.3.6)

 

Где Np1 = å p1q1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия; q - количество изделий);

Np1,0 = å  p0q1 - реализация  в отчетном году в ценах  базисного года.

Расчет влияния на прибыль  изменений в объеме продукции (D Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

 

D P2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 - 1),        (1.3.7)

 

где Р0 - прибыль базисного года;

К1 - коэффициент роста объема реализации продукции;

 

  К1 = S1,0 / S0,                (1.3.8)

 

где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

S0 - себестоимость базисного  года (периода).

 Расчет влияния на  прибыль изменений в объеме  продукции, обусловленных изменениями  в структуре продукции (D Р3):

 

D Р3 = Р0 (К2 - К1),                 (1.3.9)

 

где  К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

 

К2 = N1,0/N0,                (1.3.10)

 

где N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

N0 - реализация в базисном  периоде.

Расчет влияния на прибыль  экономии от снижения по себестоимости  продукции (D Р4):

D Р4 = S1,0 - S1,            (1.3.11)

 

Где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

S1 - фактическая себестоимость  реализованной продукции отчетного  периода.

 Расчет влияния на  прибыль изменений себестоимости  за счет структурных сдвигов  в составе продукции (D Р5):

 

D Р5 = S0К2 - S1,0,              (1.3.12)

 

 Отдельным расчетом  по данным бухгалтерского учета  определяется влияние на прибыль  изменений цен на материалы  и тарифов на услуги (D Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (D Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

D Р = Р1 - Р0 = D Р1 + D Р2 + D Р3 + D Р4 + D Р5 + D Р6 + D Р7,                              (1.3.13)

 

где D Р - общее изменение прибыли.

Далее исследуем основы коэффициентного  финансового анализа. В экономической литературе под коэффициентным финансовым анализом, как правило, понимается изучение и анализ финансовой отчетности при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов). Назначение коэффициентного анализа – описать компанию по нескольким базовым показателям, которые позволяют судить о ее финансовом состоянии.

При проведении коэффициентного  анализа следует учитывать то что, нормальные или рекомендуемые  значения были определены на основании  анализа деятельности западных компаний и небыли адаптированы к российским условиям.

Кроме того необходимо осторожно  относиться к методике сравнения  коэффициентов с отраслевыми  нормативами. Если в развитых странах  основные пропорции сложились десятилетия  назад, существует постоянный мониторинг всех изменений, то в России рыночная структура активов и пассивов предприятия находится в стадии становления, мониторинг в полном объеме не ведется. А если принять во внимание искажения отчетности, постоянные корректировки  правил ее составления, то понятно, что  выведение достаточно обоснованных новых нормативов по отраслям затруднительно.

Основные группы показателей:

Коэффициенты ликвидности.

Коэффициенты структуры  капитала (устойчивости).

Коэффициенты рентабельности.

Коэффициенты оборачиваемости (деловой активности).

Рентабельность является результирующим показателем эффективности  деятельности любой компании, в общем  виде коэффициенты рентабельности рассчитываются по формуле:

Информация о работе Анализ и прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ООО «Дикси-Челябинск»)