Анализ и прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ООО «Дикси-Челябинск»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – разработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов в процессе деятельности предприятия.
Задачи курсового проекта:
- раскрыть сущность и формы финансового результата;
- выявить факторы, влияющие на финансовые результаты в процессе финансовой деятельности предприятия;
- изучить методику анализа финансовых результатов;
- произвести анализ состава и динамики прибыли ООО «Дикси-Челябинск»;

Файлы: 1 файл

Курсовая по фин.менеджменту.docx

— 412.88 Кб (Скачать)

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом  экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы  собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в  каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов  в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой  доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью  предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.

Важной задачей каждого  хозяйствующего субъекта является получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.

Ведущее значение прибыли  в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей  роли прибыли показывает, что в  отдельных хозяйствующих субъектах  преобладает стремление извлечь  высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб  производственному и социальному  развитию коллектива.

Более того выявлены факты  получения «незаработанной» прибыли, то есть образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию [24, С.77].

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью  увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы  в обращении, не обеспеченной товарными  ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляция, следовательно, эмиссия денег. Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Несмотря на то, что прибыль  играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической  теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы. Рассмотрим два подхода к определению сущности прибыли. Согласно марксистской трактовке прибыли, прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости. Это превращение заключается в том, что прибавочная стоимость, являющаяся продуктом переменного капитала, выступает как порождение всего авансированного капитала (постоянного и переменного), ибо для владельца средств производства важно не только, как используется рабочая сила, но и насколько эффективно используются и средства производства. Поэтому ее величину определяют как разницу между стоимостью товара и издержками его производства (если товары реализуются по стоимости). Однако следует иметь в виду, что прибыль товаропроизводитель получает лишь после реализации товара. Реализованная прибавочная стоимость в этом случае принимает денежную форму и выступает в качестве прибыли [40, с.191].

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость  прошлого овеществленного труда  и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную  стоимость и распадается на две  части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в  производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В  этом смысле для предпринимателя  она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть  вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется  только в результате продажи продукции, что означает общественное признание  ее полезности. На уровне предприятия  в условиях товарно-денежных отношений  чистый доход принимает форму  прибыли.

Прибыль, являясь реализованной  прибавочной стоимостью, может отклоняться  от последней под воздействием спроса и предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемый различными товаропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуют переливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных норм прибыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблются рыночные цены.

По своей экономической  сущности прибыль, как и прибавочная  стоимость, является результатом неоплаченного  труда рабочего и выражает сущность эксплуатации.

Современная экономическая  наука рассматривает прибыль  как доход от использования факторов производства: труда, земли, капитала. Отрицая прибыль как результат  эксплуатации, т.е. присвоения неоплаченного  наемного труда, она исходит из того, что сущность прибыли и предпринимательского дохода вытекает из функций предпринимателя, которые включают:

- проявление инициативы  по соединению ресурсов для  производства какого-либо товара  и услуги,

- принятие основных неординарных  решений по управлению фирмой,

- внедрение инноваций  путем производства нового вида  продукта или совершенствования  и радикального изменения производственного  процесса,

- несение ответственности  за экономический риск, связанный  со всеми вышеуказанными факторами. 

Отсюда вытекают следующие  определения прибыли:

а) прибыль - это плата  за услуги предпринимательской деятельности;

б) прибыль - это плата  за новаторство, за талант в управлении фирмой;

в) прибыль - это плата  за риск, за неопределенность результатов  предпринимательской деятельности;

г) прибыль - это доход, возникающий  при монопольном положении производителя (продавца) на рынке.

Многое экономисты, прежде всего Йозеф Шумпетер, считали, что прибыль представляет доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий.

История крупнейших состояний  прошлого демонстрирует значительный элемент удачи при образовании  многих из них. Открытие месторождений  нефти, патенты, маркетинговые и  спекулятивные успехи являются примерами  случайности в системе прибылей и убытков. При рассмотрении прибылей всегда нужно иметь в виду неопределенность и риск.

Экономическая наука исходит  из того, что предприниматель должен обязательно получать нормальную прибыль, ибо в противном случае он не будет  вкладывать деньги в конкретную область  производства. Поэтому нормальная прибыль  включается в общие издержки производства. Общий доход фирмы, превышающий  общие издержки (включая и нормальную прибыль) составляет экономическую (чистую прибыль).

Рассматривая эти два  подхода к определению сущности прибыли, следует заметить, что оба  они имеют право на жизнь. Недостатком  теории К. Маркса о сущности прибыли  является то, что она напрямую увязывается  с частной собственностью и степенью эксплуатации рабочих. Однако, как показала практика, вопрос стоит не в наличии  частной собственности и факта  отчуждения неоплаченного труда.   Создаваемый продукт может отчуждаться не только собственником, но и государством. И здесь важно не только количество отчуждаемого продукта, но и то, в чьих интересах он используется, т.е. в соотношении собственности и управления.

Недостаток второй точки  зрения на сущность прибыли состоит  в том, что, определяя, за что предприниматель  получает прибыль, она не дает ответа на вопрос, где источник этой прибыли. Как известно, на рынке обмениваются эквиваленты. Значит, извлечь выгоду на рынке нельзя. Здесь происходит лишь перераспределение этой выгоды между его участниками. И здесь, видимо, ближе к истине К. Маркс, доказывающий, что прибыль есть результат производства.

На основании вышеизложенного понятие прибыли может быть сформулировано таким образом: «Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности» [15, с.235].

 

1.2 Характеристика факторов, влияющих на финансовый результат

 

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли  зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых  на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым  затратам. Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Важнейшими факторами, определяющими  прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет  ниже нормы прибыли на вложенный  капитал; наличие задолженности, таким  образом, допустимо, даже во многих случаях  она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага).

Внедрение инноваций как  источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более  высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления  товаров. Продолжительность притока  прибыли от внедрения инноваций  определяется следующими факторами: важностью  изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.

Размеры чистой прибыли и  возможности ее роста находятся  в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

объем реализации,

структура товарооборота,

величина других доходов  и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы),

уровень налогообложения  прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль  можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: политическая стабильность, состояние  экономики, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, в том числе  рынка потребительских товаров, темпы инфляции, ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся: объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие), производительность труда работников, скорость оборачиваемости  товаров, наличие собственных оборотных  средств, эффективность использования  основных фондов.

Из чистой прибыли предприятие  выплачивает дивиденды и различные  социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для  капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

Многогранный характер прибыли  означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой  подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской  деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов - доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.

Взаимовлияющие факторы  включают внешние, определяемые финансово-кредитной  политикой государства, в том  числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая  себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

Факторы распределения состоят  из платежей обязательного характера  в бюджет и внебюджетные фонды, в  банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая  благотворительные фонды, направления  прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.

Факторы использования относятся  только к той прибыли, которая  остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие  направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и  финансовые вложения, покрытие убытков  и прочих затрат.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных источника  получения прибыли.

Первый - это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий.

Информация о работе Анализ и прогнозирование финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ООО «Дикси-Челябинск»)