Взаимоотношения Банка России и органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Исследование, проведенное в процессе подготовки материалов для контрольной работы, позволило разработать отдельные аспекты сложного комплекса проблем, связанных с кредитными отношениями, складывающимися в сфере функционирования кредитных учреждений (прежде всего банков). В работе собран материал, содержащий выводы, которые могут иметь определенное значение для практической работы коммерческих банков и иных кредитных организаций, занимающихся кредитованием юридических и физических лиц, являющихся главным источником получения прибыли.

Оглавление

Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Финансово-правовые отношения, связанные с
государственным кредитом………………………………………………………………….4
1.1. Понятие финансово-правовых отношений…………………………………….4
1.2. Государственный кредит. Кредитный договор………………………………..5
1.3. Заимствования России…………………………………………………………..8
1.3.1. Внутренний государственный долг………………………………………8
1.3.2. Внешний государственный долг………………………………………….9
Глава 2. Аудиторский финансовый контроль……………………………………………..13
2.1. Понятие аудита………………………………………………………………….13
2.2. Правовое регулирование аудиторской деятельности………………………...14
2.3. Аудиторское заключение……………………………………………………....19
Глава 3. Взаимоотношения Банка России и
органов государственной власти…………………………………………………………...22
3. 1. Понятие и организационная структура Банка России……………………….22
3.2. Цели и задачи деятельности ЦБР………………………………………………23
3.3. Функции Центрального Банка………………………………………………..25
3.4. Отчетность и аудит Банка России……………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………………...34
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     3.4. Отчетность и   аудит Банка России 

       Банк России  ежегодно  не  позднее  15  мая  представляет Государственной  Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

           Годовой отчет Банка России  включает:

          1) отчет о деятельности Банка   России,  анализ  состояния   экономики РФ, в том числе анализ  денежного обращения  и   кредита, банковской системы,  валютного положения и платежного  баланса  РФ,  а также перечень  мероприятий по  единой   государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

          2) годовой баланс, счет прибылей  и убытков, распределение прибыли;

          3) порядок  формирования  и   направления  использования  резервов  и фондов Банка России;

          4) аудиторское заключение по годовому  отчету Банка России.

     (Решение  об аудите ЦБР и определение  аудиторской  фирмы, имеющей   лицензию  на  осуществление   банковского  аудита Государственная   Дума принимает до  завершения  отчетного   года. В  соответствии  с  заключенным  с аудиторской  фирмой  договором Банк  России  обязан представлять  отчетность  и   информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки.)

     По  итогам рассмотрения годового отчета Банка России  Государственная Дума принимает решение.

       Банк России перечисляет в  федеральный бюджет 50 процентов  фактически полученной балансовой  прибыли по итогам года после  утверждения годового отчета  Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России  направляется Советом  директоров  в  резервы  и  фонды  различного назначения.

 

     Заключение 

     Итак, сделаем вывод, финансы составляют целостную систему, включающую несколько  взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов.

     Наличие различны институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

     Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

     Так, финансовую систему Российской Федерации  составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

     1.  Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

     2.  Государственные внебюджетные фонды (гл. 17 БК РФ).

     3. Фонды, консолидированные в бюджете.

     4.  Внебюджетные децентрализованные  фонды.

     5. Фонды страхования.

     6.  Кредит (государственный и банковский).

     7. Финансы хозяйствующих субъектов  (ресурсовые фонды).

     Если  рассматривать систему как понятие, то это расположение в определенном порядке событий, фактов, отраслей, институтов, органов, непосредственно занимающихся какой-либо деятельностью в их диалектической взаимозависимости и взаимообусловленности.

     Состав  финансовой системы показывает, что  в ее формировании в условиях развития рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт. Так, именно используя зарубежную практику стали создаваться различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты. Перестало быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит. Вопрос о том, как это отразилось на развитии общества и государства, будет рассмотрен в специальных главах учебника. Для того чтобы пополнить централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, используются специальные методы обязательных и добровольных платежей. Это, во-первых, налоги, сборы, пошлины; во-вторых, кредит (государственный и банковский); в-третьих, страхование; в-четвертых, эмиссия денег.

     При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства и деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, где система бюджетная: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты обеспечиваются системой налоговой: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы.

     Государственный кредит основан на добровольности платежей. Это деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств  от юридических, физических лиц и  других государств. Государственный кредит осуществляется прежде всего через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц. В условиях становления рынка происходит и становление рынка ценных бумаг, и в связи с этим увеличивается выпуск государственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных займов и других ценных бумаг, размещаемых среди коммерческих структур. Реализация государством этих ценных бумаг обеспечивает поступление в бюджет безинфляционных денег.

     Государственный кредит — это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям или у международных фондов, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. В последующие годы государство в законе о бюджете предусматривает регулярно расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.

     Банковский  кредит — это сложная многосторонняя деятельность, предполагающая как мобилизацию денежных средств, где вся банковская система использует как ресурс для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

     Методом мобилизации денежных средств служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному.

     Ни  одно государство не может избежать стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и других трагических неожиданностей, на ликвидацию которых необходимо тратить дополнительные денежные средства, резервные фонды которых должны быть образованы заранее. Эта деятельность является одной из функций государства. Она практически служит трем целям: восстановление понесенного ущерба — выплаты по страховым случаям; аккумуляция средств для проведения профилактических мероприятий и дополнительное аккумулирование финансовых ресурсов в фонды денежных средств.

     Обязательное  государственное страхование жизни  и имущества граждан служит всем трем вышеуказанным целям.

     Широко  распространенное сейчас коммерческое страхование также важно в  целом для государства, так как  оно служит покрытию расходов по страховым  случаям, что является государственной  задачей, а также для образования дополнительных денежных фондов в государстве, которые связаны с бюджетной системой через налоги, которые они выплачивают в повышенном размере и тем самым пополняют казну. Кроме того, размещая свои средства в банках, они также служат источником пополнения финансовых ресурсов банков. Поэтому государство всемерно поощряет данный вид коммерческой деятельности.

     Методом мобилизации средств служит и  эмиссия денег. Этот способ аккумуляции  средств в бюджет широко используется при переходе к рыночной экономике. Так было в период нэпа, так же происходит и сейчас. Отпуск цен потребовал увеличения денежной массы в обращении и, следовательно, повлек за собой эмиссию денег, которые в свою очередь стали дополнительным бюджетным ресурсом. Кроме того, в рыночной экономике возможна точечная, регулируемая эмиссия денег, имеющая даже инфляционную основу, которая может быть использована при дефиците бюджетных средств, когда не выплачивается заработная плата. Такая эмиссия может послужить оживлению спроса на рынке, который в свою очередь стимулирует рыночное предложение и соответственно положительно влияет на развитие производства. По Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (п. 2 ст. 4, ст. 29).

     Основные  формы использования фондов денежных средств — это финансирование и кредитование выплаты по госкредиту и страхованию.

     Финансирование  — это безвозвратный и безвозмездный  отпуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборону, управление. Финансирование осуществляется за счет как централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и децентрализованных фондов, в соответствии с различными государственными программами.

     Второй  способ использования денежных средств — банковское кредитование. Банковский кредит служит использованию денежных средств на условиях возвратности, возмездности, срочности и имеет целевое назначение. Использование фондов денежных средств осуществляется путем выплат страховых возмещений при наступлении страховых случаев, а также выделении средств для профилактических мероприятий.

     Можно считать, что в настоящее время  возник новый метод использования денежных средств — бюджетное кредитование. Так, в соответствии со ст. 62 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» Правительство РФ вправе осуществлять в 2000 г. расходы федерального бюджета на условиях возвратности на агропромышленный комплекс, а также на условиях возвратности и платности расходов на целый ряд мероприятий, предусмотренных этой статьей Закона.

     Государство использует фонды денежных средств  также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.

     Финансовая  система как совокупность государственных  органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

     Система кредитных учреждений возглавляется  Центральным банком РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов.

 

     

Список  использованных источников: 

1.Справочник "Социально-экономические проблемы России"  Ответственный редактор П.С. Филиппов, Редакторы Т.М. Бойко, А.В. Островский © ФИПЭР   Изд-во "Норма",Санкт-Петербург,1999

2. "ВОПРОС-ОТВЕТ:  Налоги и бюджет"

Л.И. Лопатников, П.С. Филиппов Изд-во "Норма", Санкт-Петербург 

© ФИПЭР, "Норма", 2001

3. «Финансы. Кредит» под редакцией профессора  РАЕН Л. А. Дробозиной   Издательство  «Юнити», Москва, 2000 г.

4. Финансовое  право: Учебник/ответственный редактор Н. И. Химичева. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва. «Юрист», 2000 г.

  1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/М. В. Романовский. 2-е издание исправленное и переработанное. Москва. «Юрайт», 2000 г.
  2. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999 г.

Информация о работе Взаимоотношения Банка России и органов государственной власти