Органы государственной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:45, реферат

Краткое описание

Чтобы понять, почему эта отрасль считается ведущей среди отраслей права, необходимо обратиться прежде всего к ее предмету, т.е. к тем общественным отношениям, которые регулируются нормами конституционного права. Конституционное право обобщает то наиболее важное и общее для всех отраслей права, что необходимо закрепить как основу экономического, социального и государственного строя в демократическом обществе.

Оглавление

1 Основы конституционного права……………………………………………2 стр.
1.1 Понятие конституционного права……………………………………….2 стр.
1.2 Нормы конституционного права и их источники………………………2 стр.
2 Органы государственной власти в Российской Федерации………………..5 стр.
2.1 Конституционные принципы организации и осуществления государственой власти в Российской Федерации…………………………………………5 стр.
2.2 Президент………………………………………………………………..5 стр.
2.3 Федеральное Собрание РФ………………………………………………8 стр.
2.4 Правительство РФ……………………………………………….………12 стр.
3 Основы муниципального права…………………………………………….14 стр.
3.1 Местное самоуправление……………………………………………….15 стр.
3.2 Полномочия местного самоуправления..………………………………17 стр
Литература…………………………………………………………………….19стр.

Файлы: 1 файл

осн права.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

План:

1 Основы конституционного права……………………………………………2 стр.

   1.1 Понятие конституционного права……………………………………….2 стр.

   1.2 Нормы конституционного права и их источники………………………2 стр.

2 Органы государственной власти в Российской Федерации………………..5 стр.

   2.1 Конституционные принципы организации и осуществления государственой власти в Российской Федерации…………………………………………5 стр.

   2.2 Президент………………………………………………………………..5 стр.

   2.3 Федеральное Собрание РФ………………………………………………8 стр.

   2.4 Правительство РФ……………………………………………….………12 стр.

3 Основы муниципального права…………………………………………….14 стр.

   3.1 Местное самоуправление……………………………………………….15 стр.

   3.2 Полномочия местного самоуправления..………………………………17 стр

Литература…………………………………………………………………….19стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основы конституционного права.

 

1.1 Понятие конституционного права.

Ведущей отраслью российского права является конституционное, или, как чаще называли его в нашей  стране раньше, государственное право.

Чтобы понять, почему эта отрасль считается ведущей  среди отраслей права, необходимо обратиться прежде всего к ее предмету, т.е. к тем общественным отношениям, которые регулируются нормами конституционного права. Конституционное право обобщает то наиболее важное и общее для всех отраслей права, что необходимо закрепить как основу экономического, социального и государственного строя в демократическом обществе. Это наиболее важные отношения между человеком, обществом и государством, выраженные в народовластии и суверенитете России, в основных неотъемлемых правах, свободах человека и гражданина и основах экономического и социального строя, а также в отношениях, определяющих государственно-территориальное устройство России, организацию и осуществление государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право России есть совокупность правовых норм, закрепляющих основы ее конституционного  строя, правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему и полномочия органов государственной власти, а также местное самоуправление.

 

1.2 Нормы конституционного права и их источники.

     Конституционно-правовым нормам свойственны признаки, присущие всем правовым нормам, но они имеют и свои особенности. К их числу относят, например, учредительный характер предписаний, содержащихся в конституционно-правовых нормах: они определяют федеративное устройство России, систему государственных органов, их правовой статус (полномочия), систему правовых актов, их соподчиненность, порядок принятия, что имеет значение для всех отраслей права (ст. 15, 90, 105, 106, 107, 108, 115 Конституции РФ).

Конституционно-правовые нормы регулируют отношения, отличающиеся часто особыми субъектами. Ими являются, например, народы, населяющие Россию, в том числе коренные малочисленные народы (ст. 3, 68 и 69 Конституции РФ); российское государство в целом, а также республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа как субъекты Федерации; органы государственной власти и органы местного самоуправления. Наряду с этим субъектами конституционного права являются граждане, коммерческие и общественные организации.

Источниками конституционного права являются: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы (например, о Конституционном Суде Российской Федерации, о референдуме Российской Федерации, об арбитражных судах в Российской Федерации), федеральные законы (например, об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, о выборах Президента Российской Федерации и другие законы о выборах; об общественных объединениях и т.д.). Федеральный конституционный закон отличается от федерального закона, во-первых, тем, что принимается по отдельным вопросам, прямо предусмотренным Конституцией, и, во-вторых, тем, что принимается в особом порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ.

Источниками конституционного права являются также акты субъектов  Российской Федерации: конституции республик, уставы краев, областей, законы и т.д.

Главным источником конституционного права является Конституция  Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу (верховенство) на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Это очень важно для понимания места конституционного права в системе отраслей права. Кроме того, конституционные нормы являются юридической базой для развития всех отраслей права: административного, гражданского, семейного и т.д.

Источниками конституционного права нередко служат также указы  Президента России, например, утвержденные указами Президента Российской Федерации Положение о государственных наградах РФ; Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Источниками конституционного права являются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов. Наиболее важным из них является Федеративный договор от 31 марта 1992 г., заключенный между Российской Федерацией и всеми ее субъектами.

Договоры о  разграничении предметов ведения  и полномочий между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации, например, с Татарстаном, Кабардино-Балкарией, Башкортостаном, Аланией (Северной Осетией), Бурятией, Калининградской, Свердловской областями и рядом других субъектов РФ.

К источникам конституционного права относятся также постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых дается толкование Конституции России, устанавливается соответствие Конституции законов и других нормативных актов или договоров, а также разрешаются споры о компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация государственной власти в Российской Федерации.

2.1 Конституционные принципы организации и осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Для организации  государственной власти в России исходными являются положения главы 1 раздела I Конституции "Основы конституционного строя". В частности, ими закрепляется демократический, федеративный правовой характер государства и его республиканская форма правления;

положение о  том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из этих ветвей власти самостоятельны. Принцип разделения властей распространяется на организацию и осуществление государственной власти Федерации в целом и ее субъектов.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (его палаты — Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ). Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть, Правительство — исполнительную, суды — судебную.

Рассмотрим  все эти федеральные органы государственной власти и их функции и полномочия.

 

2.2 Президент — глава государства

Он не входит ни в одну из этих ветвей власти, а  обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Поэтому регламентация организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации начинается в Конституции с гл. 4 о Президенте.

Согласно  Конституции РФ Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. На Президента Конституцией (ст. 80) возлагается принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, государственной целостности.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

При Президенте аккредитуются дипломатические  представители иностранных государств. Президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания назначаются и отзываются дипломатические представители Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Президент осуществляет руководство внешней политикой России, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации.

Будучи главой государства, Президент наделен полномочиями в отношении и исполнительной, и законодательной власти. Так, он назначает выборы Государственной Думы, распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, вносит в нее законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы. Конституция предусматривает обращение Президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении б стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Широкими полномочиями Конституция наделила Президента в отношении Правительства Российской Федерации: с согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства. Именно Президент принимает решение об отставке Правительства.

Рядом полномочий Президент наделен по формированию судебных органов. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов. Президент представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ, а также вносит предложение об освобождении его от должности.

По Конституции  Президент Российской Федерации  является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории России или в отдельных ее местностях им вводится военное положение (с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания). Как глава государства и Верховный Главнокомандующий Президент утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России.

Президент решает многие другие вопросы, касающиеся личности, традиционно относящиеся в демократических государствах к компетенции главы государства. Это прежде всего вопросы гражданства Российской Федерации (прием в гражданство, восстановление в гражданстве, разрешение на выход из гражданства Российской Федерации, разрешение гражданину Российской федерации иметь одновременно гражданство другого государства и др.). Президент также решает вопросы предоставления политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Актами  Президента являются указы и распоряжения. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России и по своей юридической силе превосходят все другие подзаконные акты.

Президент Российской Федерации — выборное лицо.

Он избирается на 4 года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может 'занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок избрания Президента определен Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. Приступает к исполнению полномочий Президент с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Конституция (ст. 92) называет случаи возможного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента. Это — отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья Осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности. Обязанности Президента в этих случаях временно исполняет Председатель Правительства вплоть до новых выборов, которые должны состояться не позднее трех месяцев с момента 'досрочного прекращения полномочий. При этом он не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

 

2.3 Федеральное Собрание РФ

Федеральное Собрание — это парламент Российской Федерации, ее представительный и законодательный орган. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

По аналогии с зарубежной практикой Совет  Федерации часто называют верхней палатой, а Государственную Думу — нижней', поскольку многие федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, подлежат рассмотрению и одобрению Советом Федерации.

Формирование  палат Федерального Собрания. В Государственной Думе, состоящей из 450 депутатов, представлены все граждане Российской Федерации. Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Ее депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Кроме того, депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 96, 97 Конституции).

Конституция не определяет, как, по какой избирательной системе избираются в Государственную Думу депутаты. Выборы депутатов Государственной Думы 2-го созыва в 1995 г. проходили на основе Федерального закона от 21 июня 1995 г.1. Половина — 225 депутатов избирались в одномандатных избирательных округах (т.е. в каждом округе избранным считается один депутат) на основе мажоритарной системы, а другие 225 депутатов — на основе пропорциональной системы2 по единому федеральному избирательному округу по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями и избирательными блоками.

Информация о работе Органы государственной власти в Российской Федерации