Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:45, реферат
Чтобы понять, почему эта отрасль считается ведущей среди отраслей права, необходимо обратиться прежде всего к ее предмету, т.е. к тем общественным отношениям, которые регулируются нормами конституционного права. Конституционное право обобщает то наиболее важное и общее для всех отраслей права, что необходимо закрепить как основу экономического, социального и государственного строя в демократическом обществе.
1 Основы конституционного права……………………………………………2 стр.
1.1 Понятие конституционного права……………………………………….2 стр.
1.2 Нормы конституционного права и их источники………………………2 стр.
2 Органы государственной власти в Российской Федерации………………..5 стр.
2.1 Конституционные принципы организации и осуществления государственой власти в Российской Федерации…………………………………………5 стр.
2.2 Президент………………………………………………………………..5 стр.
2.3 Федеральное Собрание РФ………………………………………………8 стр.
2.4 Правительство РФ……………………………………………….………12 стр.
3 Основы муниципального права…………………………………………….14 стр.
3.1 Местное самоуправление……………………………………………….15 стр.
3.2 Полномочия местного самоуправления..………………………………17 стр
Литература…………………………………………………………………….19стр.
Иначе формируется Совет Федерации. В соответствии с Конституцией (ст. 95) в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Согласно Федеральному закону "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. этими представителями каждого субъекта Федерации в Совете Федерации являются глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органа государственной власти по должности.
Порядок деятельности палат Федерального Собрания. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Но палаты могут собираться и совместно — для заслушивания посланий Президента и Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат председатели палат и их заместители. Они избираются палатами из своего состава.
Основное назначение Федерального Собрания — принятие федеральных законов. Процедура принятия законов подробно регламентирована в Конституции (ст. 105, 106) и в регламентах — актах палат о порядке их работы. Каждая из палат согласно Конституции (ч. 4 ст. 101) принимает свой регламент.
Федеральные законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если он в течение определенного срока (14 дней) не был рассмотрен Советом Федерации'.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент вправе наложить на закон вето (от лат. veto — запрещено), но это вето не абсолютное, а отлагательное (суспензивное) вето, означающее возможность повторного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе. По Конституции (ст. 107), если Президент отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию.
Особый порядок принятия предусматривается Конституцией (ст. 108) для федеральных конституционных законов. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом и обнародованию и не подлежит отклонению Президентом.
В принятии федеральных законов, как правило, участвуют обе палаты Федерального Собрания. Однако если Государственная Дума рассматривает и принимает все федеральные законы, то Совет Федерации может и не рассматривать некоторые из них. Наряду с этим ст. 106 Конституции РФ устанавливает круг принятых Государственной Думой законов, которые подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Это законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира.
Особо тщательному и длительному рассмотрению в палатах и в комитетах палат подвергается обычно проект бюджета, разрабатываемый и представляемый Государственной Думе Правительством РФ.
Конституцией (ст. 102 и 103) предусмотрены вопросы, относящиеся к исключительному ведению каждой из палат. Например, только к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами российской территории, назначение выборов Президента России и отрешение его от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. Указанные назначения и освобождения от должности производятся по представлению Президента РФ.
Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ), выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности.
Таким образом, решение многих вопросов находится в ведении нескольких органов. Полномочие одной палаты иногда дополняется полномочием другой палаты. Например, выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности Государственная Дума, а само отрешение от должности — в компетенции Совета Федерации. Государственная Дума назначает и освобождает от должности .Председателя Счетной палаты1, а заместитель Председателя назначается и освобождается от должности Советом Федерации. Половина аудиторов назначается и освобождается от должности Государственной Думой, другая половина — Советом Федерации.
Говоря о Счетной палате, нельзя не сказать в целом о контрольной функции Федерального Собрания. Она ограничивается контролем за исполнением федерального бюджета. Кроме того, Государственная Дума может решать вопрос о доверии Правительству, а это значит, что она вправе осуществлять если не прямой, то косвенный контроль за его деятельностью.
2.4 Правительство РФ — орган, исполнительной власти России.
Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.
В отличие от Федерального Собрания, основное назначение которого — законотворчество, Правительство на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента занимается управленческой деятельностью, организует исполнение законов.
Согласно Конституции (ст. 114) Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении бюджета. (Это реализация контрольной функции Федерального Собрания, о которой говорилось выше.) Правительство осуществляет управление федеральной собственностью. Правительство РФ проводит в Российской Федерации единую экономическую политику — финансовую, кредитную, денежную, а также единую государственную политику в социальной сфере: в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экономики; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В ведении Правительства России меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.
Актами Правительства
РФ являются постановления и распоряжения,
которые обязательны к
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, которых назначает Президент РФ.
Перед вновь
избранным Президентом
В заключение отметим следующее. Знакомясь с полномочиями Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, можно заметить, что и Президент, и каждая из ветвей власти обладают определенной самостоятельностью, однако в то же время компетенция каждого органа "уравновешивается" компетенцией другого. Такая схема взаимоотношений государственных органов, основанная на исключении господства одного органа над другим, называется системой сдержек и противовесов, характерной для стран с демократическим режимом.
Понятие муниципального права сравнительно новое для отечественного государство ведения. Слово «муниципалитет» происходит от латинского «municipium», так в эпоху римской республики назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящие время муниципалитет – это избираемое городское или сельское самоуправление.
Понятие «муниципальное право РФ» характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права РФ, хотя и не относиться к числу основных отраслей права. Таким образом, муниципальное право можно определить, как право местного самоуправления. Местным самоуправление называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.
Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное право. В частности оно регулирует:
Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:
Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:
К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:
Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:
Информация о работе Органы государственной власти в Российской Федерации