Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:49, контрольная работа

Краткое описание

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Оглавление

Введение
1.1 Законодательный процесс в Российской Федерации……….
2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации………………………….
2.1 Полномочия законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………
2.2 Внутренняя организация Законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации……
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контр.раб. настя.docx

— 40.38 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Костромской государственный  университет

им. Н.А. Некрасова

 

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине

 

«Конституционное право Российской Федерации»

ТЕМА: Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.1 Законодательный процесс в Российской Федерации……….

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации………………………….

2.1 Полномочия законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………………………

2.2 Внутренняя организация Законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации……

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Законодательный процесс в Российской Федерации

 

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными  нормативно-правовыми актами процесс  внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и  вступления в действие законов.

Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:

1. Внесение законопроекта  — законодательная инициатива.

Законодательная инициатива — это конституционная возможность  вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных  и просто законов, а также проекты  законов о внесении изменений  и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу.  Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Определенные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть

внесены только при наличии  заключения Правительства РФ; это  — законопроекты о введении или  отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Законопроекты вносятся в  Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Подготовленный к внесению в палату законопроект направляется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обязательную регистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения аппарата палаты, где заводится электронная регистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления к палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в соответствующий комитет по предметам его ведения для определения его соответствия требования ст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней комитет обязан рассмотреть законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решение о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектных работ палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

2. Обсуждение законопроекта  в Государственной Думе. Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Исключение составляет рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете, которое проводится в четырех чтениях.

Первое чтение законопроекта  представляет собой первоначальное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законно

проекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ).

В период между первым и  вторым чтениями в установленный  срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения — не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т. е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта  предполагает обсуждение на планерном  заседании палаты поправок, поступивших  от субъектов права законодательной  инициативы на законопроект, и голосование  о принятии его за основу и в  целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный  комитет для устранения с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект порядка работы палаты.

Третье чтение законопроекта — это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

3. Принятие закона. Федеральные  законы принимаются Государственной  Думой большинством голосов от  общего числа ее депутатов;  при голосовании по проектам  федеральных конституционных законов  требуется не менее двух третей  голосов от общего числа Депутатов  Государственной Думы.

4. Рассмотрение и одобрение  Советом Федерации принятого  Государственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные

законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной  Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные  законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государственной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.

5. В этом случае может  возникнуть дополнительный этап  — преодоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

6. Подписание и обнародование  федерального закона Президентом  РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства

 неотъемлемая составная  часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.

Процедура прохождения федеральных  конституционных законов имеет особенности, в частности требуется квалифицированное большинство, причем разнос в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный

конституционный закон в  течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и  обнародованию.

 

 

2. Законодательные  (представительные) органы

государственной власти субъектов Российской Федерации

2.1 Полномочия  законодательных органов государственной  власти 

субъектов Российской Федерации

 

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов  Российской Федерации являются постоянно  действующими высшими и единственными  органами законодательной власти субъектов  Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются  конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Так, согласно Конституции  Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным (представительным) органом государственной  власти этой республики является Государственный  Совет - Хасэ Республики Адыгея. В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом, в Уставе (Основном Законе) Саратовской области (ст. 68) - областной Думой, в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) - Думой Чукотского автономного округа и т.д.

Большинство законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия , Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты.

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Законодательное  Собрание Республики Карелия включает Палату Республики и Палату Представителей. Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из Совета Республики и Совета Представителей. Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики и Палату Представителей, Законодательное собрание Свердловской области состоит из областной  Думы и палаты представителей.

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Например, согласно Конституции Республики Ингушетия (ст. 57) ее Народное Собрание состоит  из 27 депутатов. Конституция Республики Татарстан (ст. 90) предусматривает избрание в состав Государственного Совета Республики 130 депутатов; Устав (Основной Закон) Рязанской  области (ст. 30) устанавливает, что Рязанская  областная Дума состоит из 36 депутатов  и т.д.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации устанавливает  также срок полномочий депутатов  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва, который не может превышать пять лет. Например, согласно Конституции  Республики Марий Эл (ст. 65) Государственное  Собрание республики избирается сроком на четыре года. В Уставе (Основном Законе) Краснодарского края (ст. 24) предусматривается  избрание Законодательного Собрания края также на четыре года и т.д.

Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливается число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.1

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию  субъекта Российской Федерации и  поправки к ней, если иное не установлено  конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и  поправки к нему;

б) осуществляет законодательное  регулирование по предметам ведения  субъекта Российской Федерации и  предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и  законами субъектов РФ.

Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет  о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такая должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ;

б) устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и  деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

Информация о работе Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации