Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:24, курсовая работа
Исследование, проведенное в процессе подготовки материалов для контрольной работы, позволило разработать отдельные аспекты сложного комплекса проблем, связанных с кредитными отношениями, складывающимися в сфере функционирования кредитных учреждений (прежде всего банков). В работе собран материал, содержащий выводы, которые могут иметь определенное значение для практической работы коммерческих банков и иных кредитных организаций, занимающихся кредитованием юридических и физических лиц, являющихся главным источником получения прибыли.
Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Финансово-правовые отношения, связанные с
государственным кредитом………………………………………………………………….4
1.1. Понятие финансово-правовых отношений…………………………………….4
1.2. Государственный кредит. Кредитный договор………………………………..5
1.3. Заимствования России…………………………………………………………..8
1.3.1. Внутренний государственный долг………………………………………8
1.3.2. Внешний государственный долг………………………………………….9
Глава 2. Аудиторский финансовый контроль……………………………………………..13
2.1. Понятие аудита………………………………………………………………….13
2.2. Правовое регулирование аудиторской деятельности………………………...14
2.3. Аудиторское заключение……………………………………………………....19
Глава 3. Взаимоотношения Банка России и
органов государственной власти…………………………………………………………...22
3. 1. Понятие и организационная структура Банка России……………………….22
3.2. Цели и задачи деятельности ЦБР………………………………………………23
3.3. Функции Центрального Банка………………………………………………..25
3.4. Отчетность и аудит Банка России……………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………………...34
Список использованных источников……
Содержание
Введение......................
Глава 1. Финансово-правовые отношения, связанные с
государственным
кредитом…………………………………………………………
1.1.
Понятие финансово-правовых
1.2. Государственный кредит. Кредитный договор………………………………..5
Глава 2. Аудиторский финансовый контроль……………………………………………..13
2.1.
Понятие аудита…………………………………………
2.2.
Правовое регулирование
2.3.
Аудиторское заключение……………………
Глава 3. Взаимоотношения Банка России и
органов государственной
власти…………………………………………………………..
3.
1. Понятие и организационная
3.2. Цели и задачи деятельности ЦБР………………………………………………23
3.3. Функции Центрального Банка………………………………………………..25
3.4. Отчетность и аудит Банка России……………………………………………..32
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………………………
Исследование, проведенное в процессе подготовки материалов для контрольной работы, позволило разработать отдельные аспекты сложного комплекса проблем, связанных с кредитными отношениями, складывающимися в сфере функционирования кредитных учреждений (прежде всего банков). В работе собран материал, содержащий выводы, которые могут иметь определенное значение для практической работы коммерческих банков и иных кредитных организаций, занимающихся кредитованием юридических и физических лиц, являющихся главным источником получения прибыли.
Важным звеном в двухуровневой банковской системе России, сформировавшейся с начала 90-х годов, являются коммерческие банки, организованные в форме хозяйственных обществ и имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций.
Как известно, банком осуществляются активные и пассивные операции с денежными средствами. Кредитование, т.е. размещение привлеченных у населения денег является наиболее значимым показателем в деятельности банков. Вот почему, процедура кредитования клиентов является одной из главных в деятельности коммерческих банков. На практике многие коммерческие банки как правило применяют установленные ими правила выдачи кредитных средств юридическим и физическим лицам. Особый интерес в этой связи с правовой точки зрения приобретает вопрос кредитования органов государственной власти (в данном случае как правило используются нормативные материалы Банка России).
Вместе с тем, в процессе деятельности коммерческих банков в сфере кредитования очень часто, размещаемые банками денежные средства не возвращаются по разным причинам. Это приводит в свою очередь к ослаблению экономической мощи банка и утере доверия со стороны клиентов. Именно поэтому вопросы, касающиеся юридического обеспечения кредитных сделок банка (включая кредитный договор, договор залога, поручительство и т.д.) приобретают первостепенное значение.
1.1.
Понятие финансово-правовых
отношений
Финансовые правоотношения являются одним из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный, орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; в) почти всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.
Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный; 2) имущественный.
Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства.
По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) кредита (государственного и банковского); 5) расчетов, регулируемых финансовым правом; 6) финансовые право-, отношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.
Во
всех этих правоотношениях субъектами
являются: государство, хозяйствующие
субъекты, а также граждане.
1.2.
Государственный
кредит. Кредитный
договор
В процессе хозяйственной деятельности из-за временного недостатка собственных средств у граждан и юридических лиц возникает потребность привлечения заемных средств для покрытия текущих затрат либо для капитальных вложений. Одним из основных путей удовлетворения потребностей в денежных средствах является получение их по кредитному договору. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства или товарные ценности (оказание услуг) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить сумму и уплатить проценты на нее. Различают следующие виды кредитов, использующихся на практике: коммерческий, товарный, потребительский, банковский.
При
коммерческом кредите одна коммерческая
организация связанная с
К
коммерческому кредиту
Сторонами
может быть заключен договор, предусматривающий
обязанность одной стороны
Основным источником привлечения денежных средств гражданами и организациями является банковское кредитование. Коммерческие банки являются посредниками на рынке капитала. Они привлекают временно свободные денежные средства одних лиц и предоставляют их другим лицам, нуждающимся в заемных средствах. Отношения коммерческих банков с клиентами регулируются кредитным договором.
Правовое регулирование отношений по кредитному договору осуществляется Гражданским кодексом РФ (части 1 и 2), законодательными актами Российской Федерации, приказами Банка России и др. С введением в действие частей 1 (с 1.01.1995 г.) и 2 (с 1.03.1996 г.) Гражданского кодекса Российской Федерации регулирование кредитных отношений было выделено в качестве самостоятельной разновидности договора займа. Часть первая (ст. 1 - 453) Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к обязательственным отношениям, возникшим после ее введение в действие (т.е. после 1 марта 1996 года). Предусмотрено, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные положениями о договоре займа, если иное не предусмотрено правилами о кредите в ГК и не вытекает из существа кредитного договора (сочетание императивных и диспозитивных норм гражданского права).
Отношения по кредитному договору регулируются параграфом 2 Главы 42 Гражданского кодекса РФ, а также параграфом 1 этой главы, нормы которого посвящены договору займа, т.к. договор займа в чистом виде является кредитной сделкой. Помимо этого кредитные отношения регулируются и самим кредитным договором, включающим в себя условия, отличные от норм Гражданского кодекса, если это позволяет диспозитивная форма.
Кредитный договор является реальным, т.е. считается заключенным с момента передачи денег заемщику, если стороны по договору не обусловили предоставление кредита наступлением каких-либо иных условий. В этом случае очень важно, чтобы в договоре было указано на то, что подразумевается под “моментом передачи денег”, т.к. именно с этого момента у сторон возникают определенные права и обязанности по данному кредитному договору. Что касается места заключения кредитного договора, то он признается заключенным в месте жительства гражданина, или месте нахождения юридического лица, предложившего заключить такой договор (ст. ст. 435, 444 ГК РФ).
Денежные средства считаются врученными заемщику с момента фактического поступления во владение заемщика в месте заключения договора (ст. ст. 224, 433 ГК РФ)
«Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов: платежным поручением, по аккредитиву, чеками расчеты по инкассо и др.»
Что касается кредитного договора, то банк или иная кредитная организация должны по характеру своей деятельности предоставить денежные средства в кредит каждому, кто к ним обратится при соблюдении последним требований банка. Банк или иная кредитная организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и требованиями Банка России.
Необоснованное уклонение банка или иной кредитной организации от заключения публичного договора при имеющейся возможности предоставить потребителю кредит - не допускается. В этом случае заемщик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить с ним договор. Банк или иная кредитная организация в этом случае должны возместить другой стороне причиненные этим отказом убытки (п.4 ст. 445 ГК РФ).
На
практике кредитные отношения
Информация о работе Взаимоотношения Банка России и органов государственной власти