Взаимоотношения Банка России и органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Исследование, проведенное в процессе подготовки материалов для контрольной работы, позволило разработать отдельные аспекты сложного комплекса проблем, связанных с кредитными отношениями, складывающимися в сфере функционирования кредитных учреждений (прежде всего банков). В работе собран материал, содержащий выводы, которые могут иметь определенное значение для практической работы коммерческих банков и иных кредитных организаций, занимающихся кредитованием юридических и физических лиц, являющихся главным источником получения прибыли.

Оглавление

Введение....................................................................................................................................3
Глава 1. Финансово-правовые отношения, связанные с
государственным кредитом………………………………………………………………….4
1.1. Понятие финансово-правовых отношений…………………………………….4
1.2. Государственный кредит. Кредитный договор………………………………..5
1.3. Заимствования России…………………………………………………………..8
1.3.1. Внутренний государственный долг………………………………………8
1.3.2. Внешний государственный долг………………………………………….9
Глава 2. Аудиторский финансовый контроль……………………………………………..13
2.1. Понятие аудита………………………………………………………………….13
2.2. Правовое регулирование аудиторской деятельности………………………...14
2.3. Аудиторское заключение……………………………………………………....19
Глава 3. Взаимоотношения Банка России и
органов государственной власти…………………………………………………………...22
3. 1. Понятие и организационная структура Банка России……………………….22
3.2. Цели и задачи деятельности ЦБР………………………………………………23
3.3. Функции Центрального Банка………………………………………………..25
3.4. Отчетность и аудит Банка России……………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………………...34
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     способа установления ставок: определяемых или  центральным банком или рынком.

     При проведении денежно-кредитной  политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными  кредитными  организациями:

          1)  предоставлять  кредиты   на  срок  не  более  одного   года   под обеспечение ценными  бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным  законом о федеральном бюджете;

          2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более  шести месяцев;

          3) покупать и продавать государственные  ценные  бумаги  на  открытом  рынке;

          4) покупать и продавать облигации,  депозитные  сертификаты  и   иные ценные бумаги со сроками  погашения не более одного  года;

          5) покупать  и  продавать   иностранную  валюту,  а   также  платежные документы  и обязательства в иностранной  валюте, выставленные  российскими и иностранными кредитными организациями;

          6) покупать, хранить, продавать   драгоценные  металлы  и   иные  виды валютных ценностей;

          7) проводить расчетные, кассовые  и депозитные операции, принимать  на хранение и в управление  ценные бумаги и иные ценности;

          8) выдавать гарантии и поручительства;

          9) осуществлять операции с финансовыми  инструментами,  используемыми для  управления финансовыми рисками;

          10)  открывать  счета   в   российских   и   иностранных   кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

     11) осуществлять другие банковские  операции от  своего  имени,  если это не запрещено законом.

     Обеспечением  для кредитов Банка России могут  выступать:

          золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

          иностранная валюта;

          векселя в российской и иностранной  валюте со  сроками  погашения   до шести месяцев;

          государственные ценные бумаги.

     Проведение  валютной политики.

     Банк  России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных   банках   и    иных    международных    валютно-финансовых организациях.

     ЦБ  является проводником государственной  валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и  осуществляет  эту   функцию   в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном  регулировании  и валютном контроле" и федеральными законами.

     От  имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

     Для  осуществления  своих  функций  Банк  России  может открывать  представительства в иностранных  государствах.

     Рефинансирование  коммерческих банков.

     Рефинансирование  коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда  они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие  на состояние денежно-кредитной  сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

     Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и  различаются в зависимости от:

     формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

     методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

     сроков  предоставления (среднесрочные -  на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или  несколько дней);

     целевого  характера (корректирующие кредиты  и продленные сезонные кредиты).

     Регулирование деятельности кредитных институтов.

     Банк  России является органом банковского  регулирования  и надзора за деятельностью  кредитных организаций.

     Регулирование кредитных организаций - это система  мер, посредством которых государство  через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

     Контроль  за деятельностью банков  проводится с целью  обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает  целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

     Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и  кредиторов.  Банк России  не  вмешивается в оперативную   деятельность кредитных   организаций,   за   исключением   случаев,    предусмотренных федеральными законами.

     При осуществлении функции надзора  и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:

     -  устанавливает  обязательные  для  кредитных организаций   правила    проведения    банковских    операций,    ведения бухгалтерского  учета,  составления  и  представления   бухгалтерской   и статистической отчетности.

      - регистрирует кредитные  организации   в  Книге государственной регистрации кредитных организаций,  выдает   кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

       В целях обеспечения  устойчивости  кредитных  организаций Банк  России может устанавливать им  обязательные нормативы:

          1) минимальный размер уставного  капитала для вновь   создаваемых  кредитных организаций, минимальный  размер собственных средств  (капитала) для действующих кредитных организаций;

          2) предельный размер не денежной  части уставного капитала;

          3) максимальный размер риска на  одного заемщика или группу  связанных заемщиков;

          4) максимальный размер крупных  кредитных рисков;

          5) максимальный размер риска на  одного кредитора (вкладчика);

          6) нормативы ликвидности кредитной  организации;

          7) нормативы достаточности капитала;

          8) максимальный размер привлеченных  денежных вкладов (депозитов)  населения;

          9) размеры валютного, процентного  и иных рисков;

          10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

          11)      нормативы использования  собственных средств банков      для приобретения долей (акций)  других юридических лиц;

          12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных  банком своим участникам (акционерам).

     Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ  проводит   проверки   кредитных организаций и их филиалов,  направляет  им  обязательные  для исполнения предписания об  устранении  выявленных  в их  деятельности  нарушений  и применяет  предусмотренные законом  санкции   по отношению к нарушителям.

     В случае  нарушения  кредитной  организацией  федеральных законов, нормативных актов и предписаний  Банка  России,  непредставления  информации, представления  неполной  или  недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от  кредитной   организации   устранения выявленных  нарушений,  взыскивать  штраф в размере до  одной десятой процента от  размера минимального уставного капитала  либо  ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

          В случае невыполнения в установленный  ч срок предписаний об устранении  нарушений,  а  также  в   случае,  если  эти  нарушения   или совершаемые  кредитной   организацией  операции  создали   реальную  угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

          1) взыскать с кредитной организации  штраф до 1 процента  от  размера  оплаченного уставного капитала, но не более 1  процента  от  минимального размера уставного  капитала;

          2) потребовать от кредитной организации:

          а) осуществления мероприятий  по финансовому  оздоровлению  кредитной организации, в том  числе изменения структуры активов;

          б) замены руководителей кредитной  организации;

          в) реорганизации кредитной организации;

          3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

          4) ввести запрет на осуществление  кредитной  организацией  отдельных  банковских операций,  предусмотренных   выданной  лицензией,  на  срок  до одного года, а также на  открытие филиалов на срок до одного года;

          5)  назначить  временную   администрацию  по   управлению   кредитной организацией на срок  до 18 месяцев;

          6) отозвать лицензию на осуществление  банковских операций в порядке,  предусмотренном федеральными законами.

     Функция финансового агента правительства.

     Являясь по своему статусу финансовым агентом  правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

     Важная  роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

     Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства  посредством  аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются  на определенный срок на условиях выплаты  дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

     Выполняя  функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных  бюджетных средств, ведение учета  и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в  ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром правительства.

     Единство  кассы предоставляет министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на его счет и за движением  кассовой наличности; обеспечивает централизацию  государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции  по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным  банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля за целевым использованием бюджетных средств. 

Информация о работе Взаимоотношения Банка России и органов государственной власти