Управление затратами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в разработке предложений, повышающих эффективность системы управления затратами на ЗАО «Стирол Пак» и способствующих обеспечению оптимального уровня издержек производства, максимизации прибыли и повышению конкурентоспособности.
Для этого в курсовой работе рассмотрены следующие задачи:
рассмотрена теория по организации и управлению затратами на промышленных предприятиях;
проведен анализ системы управления затратами на ЗАО «Стирол Пак»;
разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления затратами на ЗАО «Стирол Пак» путем внедрения системы бюджетирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ……………6
1.1 Понятие затрат и их классификация………………………………………..6
1.2 Понятие управления затратами…………………………………………….10
1.3 Оценка издержек и пути снижения затрат на производство…………….25
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ЗАО «СТИРОЛ ПАК»………...33
2.1 Горизонтальный и вертикальный анализ затрат ЗАО «Стирол Пак»…...33
2.2 Факторный анализ показателей прибыли от реализации продукции……38
2.3 Анализ чувствительности прибыли предприятия к изменению элементов операционного рыча…………………………………………………………….42
3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ЗАО «СТИРОЛ ПАК»………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
ЛИТЕРАТУРА…………………….……………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 120.20 Кб (Скачать)

 

 

Аналогично  проведем горизонтальный анализ затрат ЗАО «Стирол Пак» за 2007-2008 гг. и  отобразим его в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Горизонтальный анализ затрат ЗАО «Стирол Пак» за 2007-2008 гг.

Показатели

2007

2008

Абсолютное отклон-е

Относительное отклон-е, %

1. Админист-е расходы

886,8

1024,9

138,1

115,57

2. Расходы на реализацию

4820,1

5565,2

745,1

115,46

3. Другие операционные расходы

3231,1

3958,7

727,6

122,52

4. Финансовые расходы

13,9

23

9,1

165,47

5. Др. расходы

274,3

289,2

14,9

105,43

6. Материальные затрат

43595,8

59013,6

15417,8

135,37

7. Расходы на оплату труда

4196,6

6157,4

1960,8

146,72

8. Отчисления на соц. мероприятия

1563,2

2203,9

640,7

140,99

9. Амортизация

2014

2311,8

297,8

114,79

10. Др. операционные расходы

4586,2

5107,5

521,3

111,37

Всего

65182

85655,2

20473,2

131,41


 

Сделав  горизонтальный анализ затрат ЗАО «Стирол  Пак» за 2007 – 2008 гг., можно сделать вывод о том, что затраты предприятия в общем увеличились на 20 473,2 тыс. грн. по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

 Значительное  увеличение затрат наблюдается  практически по всем статьям,  а именно, материальные затраты  увеличились на 15417,8 тыс.грн., расходы на оплату труда увеличились на 1960,8 тыс.грн., отчисления на социальные мероприятия увеличились на 640,7 тыс.грн., амортизация увеличилась на 297,8 тыс. грн., другие операционные увеличились на 521,3 тыс. грн. Отобразим затраты предприятия за 2 года и абсолютное отклонение на графике.

 

 

На графике  видно общее количество затрат за 2007 и 2008 гг., а также показано абсолютное отклонение этих показателей.

Кроме горизонтального  анализа, проведем еще и вертикальный анализ затрат ЗАО «Стирол Пак», который покажет нам влияние  каждой позиции отчетности на результат  в целом.

Таблица 2.3 – Вертикальный анализ затрат ЗАО «Стирол Пак» за 2006-2007 гг.

Показатели

2006

Структура,%

2007

Структура,%

Абcолютное отклонение, %

1. Админист-е расходы

771,3

1,51

886,8

1,36

(0,15)

2. Расходы на реализацию

3434,5

6,74

4820,1

7,39

0,66

3. Другие операционные расходы

2170,3

4,26

3231,1

4,96

0,70

4. Финансовые расходы

89,8

0,18

13,9

0,02

(0,15)

5. Др. расходы

2240,6

4,40

274,3

0,42

(3,97)

6. Материальные затрат

33263,1

65,25

43595,8

66,88

1,63

7. Расходы на оплату труда

3006,3

5,90

4196,6

6,44

0,54

8. Отчисления на соц. мероприятия

1095,8

2,15

1563,2

2,40

0,25

9. Амортизация

1777,3

3,49

2014

3,09

(0,40)

10. Др. операционные расходы

3126,1

6,13

4586,2

7,04

0,90

Всего

50975,1

100,00

65182

100,00

-


 

Проанализировав затраты предприятия с помощью  вертикального анализа за 2006-2007 гг, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество затрат приходится на материальные затраты, а именно 66,88% общего объема затрат предприятия, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, материальные затраты увеличились на 1,63%. Сокращение затрат наблюдается в административных расходах на 0,15%, в финансовых расходах на 0,15%, в других расходах на 3,97%, в амортизации на 0,4%.

Аналогичным способом сделаем вертикальный анализ на 2007-2008 гг.

 

Таблица 2.4 – Вертикальный анализ затрат ЗАО  «Стирол Пак» за 2007-2008гг.

Показатели

2007

Структура,%

2008

Структура,%

Абcолютное отклонение, %

1. Админист-е расходы

886,8

1,36

1024,9

1,20

(0,16)

2. Расходы на реализацию

4820,1

7,39

5565,2

6,50

(0,90)

3. Другие операционные расходы

3231,1

4,96

3958,7

4,62

(0,34)

4. Финансовые расходы

13,9

0,02

23

0,03

0,01

5. Др. расходы

274,3

0,42

289,2

0,34

(0,08)

6. Материальные затрат

43595,8

66,88

59013,6

68,90

2,01

7. Расходы на оплату труда

4196,6

6,44

6157,4

7,19

0,75

8. Отчисления на соц. Мероприятия

1563,2

2,40

2203,9

2,57

0,17

9. Амортизация

2014

3,09

2311,8

2,70

(0,39)

10. Др. операционные расходы

4586,2

7,04

5107,5

5,96

(1,07)

Всего

65182

100,00

85655,2

100,00

-


 

Проанализировав затраты предприятия за 2007-2008 гг. с помощью вертикального анализа, видно, что аналогично с предыдущим отчетным периодом «львиная» доля затрат приходится на материальные затраты, а  именно 68,9% всего объема затрат за 2008 г. По сравнению с 2007 г. данный показатель увеличился на 2,01%. В данном отчетном периоде по многим статьям затрат наблюдается их сокращение, а именно: административные расходы уменьшились на 0,16%, расходы на реализацию на 0,9%, другие операционные расходы на 0,34%, другие расходы на 0,08%, амортизация на 0,39%, другие операционные расходы на 1,07%.

 

2.2 Факторный анализ показателей прибыли от реализации продукции

 

Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли.

Она представляет собой не только конечный результат  деятельности предприятия в сфере  производства, но и обращения. Формализованный  расчет прибыли от реализации продукции PQ можно представить в таком виде:

 

PQ = QP – S – K – Y,

 

где PQ – прибыль от реализации;

QP – выручка от реализации;

S – себестоимость реализации;

К – коммерческие расходы;

Y – управленческие расходы.

Величина  прибыли от реализации продукции  формируется под воздействием следующих  факторов: объема и структуры реализации, ее полной себестоимости и оптовых  цен.

Между изменением объема реализации и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость при реализации рентабельной продукции и обратная зависимость  при реализации убыточной.

  1. Влияние объема реализации продукции определяется по формуле:

 

 (2.2)

 

где ;

 

;

К1 = 70 243,7/88 356,9=0,0797

К2 = 48 797,4/64 685,5 = 0,7543

 

 

В результате снижения объема реализации прибыль  уменьшилась на 416,76 тыс. грн. 2. Влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции определяется по формуле:

 

 

 

В результате сдвигов в структуре и ассортименте прибыль увеличилась на 1 144,26 тыс грн.

3. Влияние  изменения уровня затрат на 1 грн.  реализованной продукции на прибыль  определяется по формуле:

 

  (2.3)

 

В результате снижения затрат на 1 грн. реализованной  продукции прибыль повысилась на 2 627,11 тыс. грн.

4. Влияние  изменения коммерческих расходов.

 

 (2.4)

 

 

Проведенные расчеты обобщим в таблице.

 

Таблица 2.5 – Результаты факторного анализа  прибыли

Факторы изменения роста прибыли  от реализации продукции

Сумма влияния (тыс. грн.)

1. Изменение объема реализации

-416,76

2. Изменение структуры и ассортимента  продукции

1144,26

3. Изменение уровня затрат на 1 грн.  реализованной продукции

2627,11

4. Изменение коммерческих расходов

238,83

Сумма факторных отклонений

3593,44


 

Влияние четырех факторов на прибыль составило 3593,44 тыс. грн. Наибольшее отрицательное  воздействие на прибыль оказало  изменение объема реализации продукции.

 

 

2.3 Анализ чувствительности прибыли предприятия к изменению элементов операционного рычага

 

Для предприятия  ЗАО «Стирол Пак» необходимо провести анализ чувствительности прибыли предприятия  к 10-процентным изменениям основных элементов  операционного рычага и определить:

  1. Цена реализации изменится на 10%, как изменится прибыль? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?
  2. Оценим влияние 10% изменения переменных расходов на прибыль.
  3. Оценим влияние 10% изменения постоянных расходов на прибыль.
  4. Оценим влияние 10% увеличения объема реализации.

Выбор именно 10-процентного изменения  элементов операционного анализа  обусловлен среднеотраслевым показателем  темпов роста выручки.

Воспользуемся нижеприведенными формулами вычисления объема реализации (К0), обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из элементов операционного рычага:

  • если изменится цена реализации:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / Новый коэффициент валовой маржи): Новая цена реализации

  • если изменяются постоянные издержки:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / исходный коэффициент валовой маржи): Цена реализации

  • если изменяются переменные издержки:

К0 = (Исходная валовая маржа / Новый коэффициент валовой маржи).

Для выполнения анализа необходимо, прежде всего, определить по исходящим данным роль различных  элементов операционного рычага в формировании финансовых результатов предприятия ЗАО «Стирол Пак» за 2008 год для исходного положения:

 

Таблица 2.6 – Элементы операционного рычага

Показатели

Значения

Цена реализации

12,53047 тыс. грн. / шт.

Выручка от реализации

237252 тыс. грн. (100%)

Переменные издержки

175303 тыс. грн. (73,9%)

Валовая маржа

61949 тыс. грн. (26,1%)

Постоянные издержки

16601 тыс. грн. (6,99%)

Прибыль

45348 тыс. грн. (19,1%)

Средние переменные издержки

9,2586 тыс. грн. / шт.


 

  1. Предположим, что цена реализации возрастает на 10%, тогда:

Новая цена реализации – 13,783515 тыс.грн. / шт.

Переменные  издержки – 17 530 тыс. грн. (67,17%)

Валовая маржа – 85 674 тыс. грн. (32,83%)

Постоянные расходы – 16 601 тыс. грн. (6,36%)

Прибыль – 69 073 тыс. грн. (26,47)

Определим, при каком объеме реализации можно  получить прежний результат прибыли (45 348 тыс. грн.):

 

 

Показатели

Объем – 18934 шт;

Цена – 13,783517 т.г./шт.

Объем, обеспечивающий неизменный результат 13689,99шт.; цена=12,53

тыс. грн.

%

тыс. грн.

%

Выручка от реализации продукции

88

100

188699

100

Переменные издержки

175303

67,17

126750

67,17

Валовая маржа

85674

32,83

61949

32,83

Постоянные издержки

16601

6,36

16601

8,79

Прибыль

69073

26,47

45448

24,03


 

Переменные  издержки (при V = 13689,99) = Ср. переменные издержки * V реализации = 9,2586 т.грн. / шт. * 13689,99 шт. = 126750 т.грн.

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации (18934 шт. – 13689,99 шт. = 5244,01 шт. или на 27,69%) и  увеличивает прибыль на 52,32%; если цена снизится на 10%, то предприятие  должно увеличить объем реализации на 55,38%.

  1. Проанализируем влияние изменения переменных издержек на прибыль предприятия. Предположим, что благодаря повышению производительности труда и более выгодным закупкам сырья и материалов предприятию ЗАО «Стирол Пак» удалось снизить переменные издержки на 10%. Определим величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение переменных затрат (без потери прибыли).

Информация о работе Управление затратами предприятия